МОСКВА, 18 февраля. /ТАСС/. Предложение Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) об использовании единой биометрической системы (ЕБС) и сайта госуслуг для продажи алкоголя через интернет пока неосуществимо, в дальнейшем это проект может быть использован в качестве базы для разработки подзаконных актов. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Минпромторга.
"Как мы все знаем, онлайн-торговля запрещена, и это требование законодательства в рамках эксперимента не может быть не учтено. Для регуляторов эксперимент может быть интересен в целях последующей разработки подзаконных актов", - сказали в министерстве.
В Минпромторге добавили, что параметры проекта и временные рамки будут обсуждаться с инициаторами проекта дополнительно. "По сути, предлагаемый АКИТ эксперимент - это техническая обкатка функциональных возможностей ЕГАИС в связи с предполагаемой законопроектом розничной продажей алкоголя оптовыми организациями населению. В его рамках предлагается смоделировать некую ситуацию на принципах, не противоречащих действующему законодательству, то есть без реальной реализации алкоголя онлайн потребителю", - уточнили в Минпромторге, добавив, что речь не идет о реализации алкоголя онлайн в отдельных субъектах РФ.
О предложении АКИТ по продаже алкоголя через портал госуслуг написала 18 февраля газета "Известия". В АКИТ ТАСС подтвердили данную инициативу.
Предложение АКИТ
"Компании, входящие в состав АКИТ, поддерживают законопроект (о легализации продажи алкоголя дистанционным способом - прим. ТАСС) и обращаются с предложением о предоставлении возможности проведения эксперимента с целью тестирования возможных сценариев интернет-торговли алкогольной продукцией: использования единой биометрической системы для контроля возраста покупателей, обновления и последующей интеграции и ведения учета в ЕГАИС, фиксации времени и места продажи, возможностей доставки "Почтой России" и курьерскими службами", - говорится в письме АКИТ (компания имеющемуся в распоряжении ТАСС), направленном премьер-министру России Михаилу Мишустину.
Проведение эксперимента предполагается только с ограниченным кругом верифицированных пользователей (сотрудники компаний) по согласованию с ответственным ведомством и с привлечением компаний-разработчиков электронных систем, позволяющих осуществить контроль ("Ростелеком", "Центринформ", "Атол"), а также ведущих производственных, торговых и логистических компаний, отмечается в письме. По мнению авторов документа, такой подход позволит детально изучить потенциальные риски, создаст практическую базу для разработки подзаконных нормативных актов и даст возможность выстроить бизнес-процессы компаний в полном соответствии с будущим законодательством.
"Существует достаточно технических решений, позволяющих осуществлять контроль за дистанционной торговлей алкоголем. В частности, для проверки возраста курьер может попросить паспорт, а может сфотографировать покупателя и моментально получить ответ от ЕБС о его совершеннолетии - и тогда компания не будет нести риск потери лицензии. Таким образом, компании будут сами заинтересованы в использовании современных технологий. Время реализации отражается в чеке, при этом не важно, в какой момент заказ был предоплачен. Место продажи также теперь фиксируется в онлайн кассе. <...> Именно эти технические настройки мы и планируем протестировать. И, если все пройдет хорошо, то и рисков, которые сейчас озвучивают противники интернет-торговли, не останется", - пояснил глава АКИТ Артем Соколов.
В письме АКИТ указывается, что в эксперименте готовы принять участие среди прочих: ретейлеры "Ашан", Metro, "О'кей", онлайн-площадки Ozon и Wildberries, сервисы доставки "Сбермаркет" и "Утконос", Goods, специализированные магазины Simple Wine и WineLab, а также "Почта России". Так, Сергей Кучушев, директор по работе с государственными органами в Ozon, подтвердил, что компания готова участвовать в эксперименте. "Мы поддерживаем инициативы по легализации торговли алкоголем в интернете, планируем участвовать в эксперименте и заинтересованы в совместном создании прозрачных правил дистанционной торговли алкоголем, которые позволят в осуществлять ее с полным соблюдением действующих правил торговли", - отметил он.
При этом в Metro отметили, что компания принимает участие в обсуждении проекта и готова участвовать в его реализации, однако не считает "Госуслуги" оптимальным решением - проверка через портал накладывает на покупателя обязательство быть там зарегистрированным и дать согласие на обработку биометрических данных. "Также пока не совсем ясны требования к организации, занимающейся доставкой, потребуется ли им лицензия на алкоголь, нужно ли будет включать курьерскую компанию в систему ЕГАИС", - отметил ретейлер.