21 апреля 2020, 12:42,
обновлено 21 апреля 2020, 13:56
Пандемия COVID-19

В Минкомсвязи допустили, что количество СМИ в РФ после пандемии может сократиться на 15%

В ведомстве отметили, что с рынка уйдут те, у кого недостаточно финансовой базы или количества пользователей

МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Количество средств массовой информации в России может сократиться после пандемии коронавируса на 10-15%. Об этом сообщил во вторник на пресс-конференции замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин.

"Первое, уменьшится (количество СМИ - прим. ТАСС) точно, второе, уменьшилось бы и без пандемии, потому что мы уже давно наблюдаем процесс, который заключается в том, что количество участников рынка куда больше, чем этот рынок в состоянии прокормить. Если говорить про процент тех, которые этот рынок покинут, мы оцениваем это примерно в 10-15% от СМИ", - сказал он.

При этом Волин подчеркнул, что такое сокращение количества средств массовой информации не повлечет за собой аналогичного увеличения безработицы в профессиональной среде. "Количество средств массовой информации совершенно не означает, что у нас на 10-15% увеличится безработица среди тех людей, которые работают в СМИ, потому что, когда мы говорим про региональные СМИ, кстати, про федеральные тоже, мы видим, что очень высокий процент совместительства и людей, которые работают сразу же на несколько редакций. Поэтому, по нашим прогнозам, процент журналистов или сотрудников, которые останутся без работы, будет сильно меньше. Более того, как я уже говорил, профессиональные себе работу точно найдут", - подчеркнул Волин.

Ранее замглавы Минкомсвязи сообщил, что пандемия ускорит сокращение региональных СМИ - с рынка уйдут те, у кого недостаточно финансовой базы или количества пользователей.

"Региональные СМИ сохранятся, но точно не все. Мы наблюдаем процесс [сокращения] уже и без кризиса. Любой рынок всегда представляет из себя живой организм, в котором кто-то появляется, кто-то умирает, это естественный процесс. Но совершенно понятно, что в нынешних условиях, конечно, этот процесс ускорится. И те СМИ, которые имели или недостаточную экономическую базу, или недостаточное количество пользователей, они, скорее всего, с рынка уйдут", - сказал Волин.

Он добавил, что рекламные объемы в региональных СМИ уже сократились на 50-70%. "На 50-55% сократились объемы тех изданий и тех игроков, которые считались всегда заслуженными региональными лидерами", - отметил замглавы Минкомсвязи.

По его словам, жизнь СМИ после пандемии "будет интересной, но трудной". "Интересной, поскольку СМИ нарастили аудиторию и нужно будет бороться за нее, а трудной, потому что денег станет сильно меньше. В результате выживут самые сильные и самые интересные. Общество от этого выиграет", - добавил Волин.

Роль СМИ в условиях самоизоляции

Замглавы Минкомсвязи в продолжении отметил, что количество людей, скептически относящихся к пандемии коронавируса и режиму самоизоляции, уменьшилось на 25-30%.

"У нас же есть данные социологических исследований, которые показывают, насколько уменьшилось количество скептиков в отношении режима самоизоляции и в отношении опасности эпидемии. Оно уменьшилось примерно на 25-30%. Никакого другого источника информации, кроме как СМИ, у людей нет - вот вам результат", - сказал Волин.

Рекламные бюджеты

Говоря о рекламных бюджетах, Волин заявил, что они могут сократиться в 2020 году на 45-50 млрд рублей из-за пандемии.

"Количество пользователей у средств массовой информации заметно возрастает, а доходы <…> резко сокращаются. По цифрам мы видим очень серьезные падения рекламных бюджетов, которые отзываются на федеральных средствах массовой информации и особенно - на региональных. У нас по тем прогнозам, которые сейчас есть, мы думаем, что в 2020 году телевизионные рекламные бюджеты могут сократиться примерно на 25-30%, это от 45-50 млрд рублей", - сказал Волин.

Еще более драматическая ситуация разворачивается с рекламными бюджетами на радио, добавил он. "Радийные рекламные бюджеты могут сократиться более чем на половину, ожидание падения в радио может составить 8 млрд рублей при общем рынке 14-16 млрд, при этом в ряде регионе реклама на местном радио упала на 80-90%", - отметил Волин.

В печатных СМИ ситуация, по его словам, более комплексная, потому что источниками дохода печатных СМИ является реклама - причем как на бумажных носителях, так и на сайтах. "По рекламе на бумаге ожидается падение примерно на половину - на 7 млрд рублей, по рекламе на сайтах - падение может быть 3-4 млрд, это треть или четверть. По рознице примерно 10 млрд могут потерять газеты, это примерно четверть от того, что они сейчас имеют. И совершенно понятно, что происходит естественная от отхода тенденция, что уменьшается доля подписки. Здесь потери могут составить 4 млрд рублей. 10 млрд рублей может потерять книжная отрасль, примерно в 10 млрд оцениваются потери сервисов, связанных с платным телевидением", - уточнил Волин.

Ранее он сообщил ТАСС, что общие потери индустрии с книжной отраслью могут достичь 100 млрд рублей по итогам года. Это примерно одна пятая от ее объема. "Поэтому министерство обратилось в правительство с просьбой отнести медиасферу к наиболее пострадавшим отраслям экономики. Со своей стороны, мы в ближайшее время планируем предпринять ряд шагов как на министерском уровне, так и на правительственном уровне, которые будут направлены на поддержку отрасли", - сказал замминистра на пресс-конференции.

Среди первых шагов - уменьшение количества обязательных лицензионных требований, которые сегодня распространяются на телевидение и на радио, в частности, разрешение региональным радиостанциям и телеканалам не вещать в период с полуночи до 06:00, что поможет им серьезно экономить. "Также мы предлагаем ослабить ряд контрольных мер с отправкой обязательного экземпляра, потому что эта отправка на сегодняшний день стала невозможной, потому что из-за карантина книжная палата не в состоянии сегодня принимать весь этот объем книг и газет, который сегодня приходит", - добавил Волин.