МОСКВА, 26 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Росавиация предложила Минтрансу значительно расширить полномочия агентства и полностью отдать авиаперевозчиков и аэропорты под контроль и надзор ведомства, лишив этой функции Ространснадзор. Эти и другие предложения изложены в письме главы Росавиации Александра Нерадько на имя министра транспорта Максима Соколова (есть в распоряжении ИТАР-ТАСС).
"Необходимо наделить Федеральное агентство воздушного транспорта в рамках Минтранса РФ полномочиями ведомства гражданской авиации, включая утверждение и введение в действие федеральных авиационных правил и иных ведомственных нормативных правовых актов", - пишет Нерадько, напоминая, что такими полномочиями в начале 2000-х обладала Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) Минтранса.
Функции ГСГА после ее ликвидации в 2004 году разделены между Росавиацией и Ространснадзором, а нормативная деятельность закреплена за Департаментом госполитики в области гражданской авиации Минтранса. Нерадько был последним руководителем ГСГА.
"Необходимо исключить дублирование контроля и надзора авиационных предприятий со стороны Росавиации и Ространснадзора, возложив ответственность на Росавиацию за контроль сертифицированных организаций и объектов гражданской авиации", - продолжает Нерадько, добавляя, что ведомство уже обращалось с конкретными предложениями на эту тему к министру транспорта в августе 2013 года, а в сентябре было дано поручение от замминистра транспорта.
Среди других предложений Росавиации - наделить агентство полномочиями по обязательной сертификации наземного авиаоборудования и исключить принцип добровольности сертификации объектов гражданской авиации.
Предложения - в общей сложности более 20 - сформированы в ответ на поручение министра транспорта от 25 ноября, сделанного после авиакатастрофы Boeing 737 компании "Татарстан" в Казани. В письме Александр Нерадько напомнил, что аналогичные предложения Росавиация направляла в Минтранс еще летом 2011 года.
В Росавиации отказались комментировать служебную переписку. Представитель Минтранса сообщил, что "20 декабря министерство представило в правительство РФ предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов, в том числе с учетом замечаний Росавиации". Детализировать предложения министерства в пресс-службе Минтранса не стали.
Законодательные изменения
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 13 декабря распорядился внести на рассмотрение в Госдуму законопроект о допуске иностранных пилотов в российскую гражданскую авиацию.
Как говорил ранее министр по связям с "открытым правительством" Михаил Абызов, в последние годы в гражданской авиации России сложилась неблагополучная ситуация в части обеспечения отечественных авиаперевозчиков квалифицированными летными кадрами. Сложившаяся ситуация объясняется в том числе такими факторами, что в период с 1995 по 2009 год выпуск пилотов летных училищ не превышал 160 человек, притом что ежегодно с летной работы уходят около 700 человек. На подготовку летного состава на основной тип воздушного судна уходит не менее трех-четырех лет. В настоящее время гражданской авиации в целом требуется ежегодное пополнение летного состава в количестве до 1,5 тыс. человек. Сложившийся дефицит специалистов приводит к уровню снижения квалификации действующих пилотов.
Также в Госдуму внесен законопроект о запрете с 2017 года эксплуатировать гражданские самолеты старше 20 лет. Авторами поправок выступили депутаты-единороссы, в том числе Игорь Баринов и Игорь Игошин. Позднее первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев подготовил и вносит на рассмотрение поправки в Воздушный кодекс РФ о запрете на эксплуатацию иностранных самолетов старше 15 лет.
Вопрос был поднят после того, как 17 ноября при посадке в аэропорту Казани Boeing 737, летевший из московского аэропорта Домодедово, упал на взлетную полосу и взорвался. Погибли все находившиеся на борту - 44 пассажира и шесть членов экипажа. По данным сайта Aviation Safety Network, до покупки авиакомпанией "Татарстан" в 2008 году этот самолет отлетал 23 года и принадлежал пяти разным компаниям - французской, угандийской, бразильской, румынской и болгарской.