МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Компания "Российские железные дороги" в случае заморозки тарифов может сократить штат на0 тысяч сотрудников, заявил глава РЖД Владимир Якунин в интервью телеканалу "Россия 24".
"Мы будем стараться сбалансировать бюджет, будем применять меры по антикризисному управлению. Это может повлечь достаточно масштабное сокращение персонала, а при той технологии и технике, на которых мы работаем, мы и так уже находимся на пределе численности персонала, иначе это принесет прямой ущерб безопасности, - заявил Якунин. - Эта цифра /количество сотрудников, которые могут быть уволены - прим.ред./ может достигнуть до 60 тыс человек".
Глава РЖД подчеркнул, что в случае принятия решения о заморозке тарифов, по расчетам РЖД, которые проводились совместно с Центром стратегического планирования, Институтом проблем естественных монополий, ущерб компании и экономике страны будет значительным. "Это повлечет негативные последствия для рейтинга, условий заимствования и так далее, - сказал Якунин. - Мы раньше думали, что при согласованной долгосрочной тарифной политике, стабильных инвестициях сможем сделать вклад в рост ВВП РФ от 1,5% до 2,5%, то в предлагаемых условиях этого сделать уже не сможем".
Якунин отметил, что реализация инвенстпрограммы РЖД вносит вклад в развитие еще 19 областей экономики, и сокращение программ развития железнодорожного транспорта нанесет ущерб и смежным областям.
Потери могут составить более 70 млрд рублей
"Общие потери, которые мы ожидаем в следующем году, подходят к 91-93 млрд рублей. Только от обнуления /индексации тарифов - прим. ИТАР-ТАСС/ - более 70 млрд рублей", - отметил Якунин. По его словам, остальные потери связаны с замедлением темпов экономического роста и изменением рыночной конъюнктуры.
В РЖД ИТАР-ТАСС пояснили, что возможные потери монополии от замораживания тарифов на 2014 год составят 77 млрд рублей, а 15 млрд рублей РЖД недополучит в связи с ухудшением структуры грузооборота.
В настоящее время обсуждается три варианта тарифной политики в отношении РЖД на следующий год: отказ от индексации тарифов, индексация на уровне 6% и "некий средний вариант".
Инвестпрограмма РЖД может сократиться в четыре раза
Якунин также заявил, что инвестпрограмма РЖД в случае "замораживания" тарифов в 2014 году может сократиться до четырех раз. Запланированный объем инвестпрограммы монополии на следующий год составляет 389 млрд рублей.
По словам Якунина, при "замораживании" тарифов РЖД ожидает существенного снижения прибыли.
Негативный эффект от замораживания тарифов скажется и на железнодорожной инфраструктуре. Объем необходимого капитального ремонта путей может быть сокращен минимум на 3,5 тыс. км. "То есть будут расти "просроченные" километры и тем самым будет снижаться безопасность движения по инфраструктуре", - добавил глава компании.
По мнению Якунина, отказ от индексации железнодорожных тарифов на 2014 год может привести "к тяжелейшим последствиям, если недополученные РЖД средства не будут заменены государственными субсидиями". "Потребуется субсидия в объеме недополучаемых средств для того, чтобы поддержать инвестпрограмму РЖД", - заявил глава монополии.
По его словам, потери бюджета могут составить 350 млрд рублей, которые РЖД не заплатит в виде налогов.
Кроме того, глава ведомства предполагает, что в случае "замораживания" тарифов в 2014 году ОАО "РЖД" может отказаться от размещения инфраструктурных облигаций. Якунин напомнил, что инфраструктурные облигации выпускаются на принципах возвратности, доходность по этому инструменту привязана к инфляции плюс 1 проц. "Если у нас обнуляется возможность роста тарифов, это значит, что средства, которые мы уже рассчитали, и которые должны пойти, в том числе, на обслуживание этих заимствований, у нас будут отсутствовать", - сказал глава компании. Запланированный к выпуску объем инфраструктурных облигаций РЖД на период 2013-2015 годы составляет 100 млрд рублей в год.
Инициатива правительства: за и против
В начале сентября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам и ведомствам подготовить предложения по сохранению в 2014 году тарифов на услуги естественных монополий на уровне 2013 года. Главы Минэкономразвития и Минфина публично поддержали инициативу, надеясь на снижение бюджетных расходов, инфляции и рост промышленности. Минтранс и ОАО "РЖД" выступили против этой инициативы, опасаясь за финансово-экономическое положение железнодорожного транспорта и судьбу ключевых отраслевых инвестпроектов. Глава Минэнерго также против "нулевого" варианта, предлагая незначительно повысить тарифы естественных монополий в пределах уровня инфляции.
Глава Росстата Александр Суринов считает, что заморозка тарифов на следующий год приведет к эффекту отложенной инфляции в 2015 году.
Опрошенные ИТАР-ТАСС аналитики отрасли считают, что неминуемое сокращение инвестпрограммы ОАО "РЖД" из-за замораживания тарифов может быть компенсировано только увеличением прямых субсидий из бюджета на ключевые инфраструктурные проекты.