Что известно о судебной реформе в Израиле
Ее суть заключается в лишении Верховного суда возможности оказывать влияние на решения законодательных и исполнительных органов
ТАСС-ДОСЬЕ. 27 марта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о намерении приостановить продвижения судебной реформы, вызвавшей в стране массовые протесты. Как сообщает государственное израильское радио Kan, это заявление он сделал после совещания с руководителями парламентских фракций партий, входящих в кабмин.
ТАСС подготовил материал об основных положениях этой реформы, позиции израильской общественности в связи с ее проведением и международной реакции на события в Израиле.
Судебная реформа
Судебная реформа была одним из пунктов предвыборной программы Нетаньяху. В начале января 2023 года ее представил Ярив Левин, занимающий посты вице-премьера и министра юстиции в кабинете Нетаньяху, сформированном в конце декабря 2022 года партиями "Ликуд", "Оцма Ехудит", "Яхадут ха-Тора", ШАС и "Ционут Датит" (это правительство считается самым правым в истории страны).
В настоящее время Верховный суд, выполняющий в Израиле и роль Конституционного суда, может квалифицировать положения основных законов, заменяющих конституцию страны (13 основных законов и Декларация независимости Государства Израиль от 14 мая 1948 года), заблокировать другие законодательные акты, которые сочтет неконституционными. Суд вправе накладывать вето на решения правительства, влиять на назначения высших должностных лиц.
Суть предложенной реформы заключается в лишении Верховного суда возможности оказывать влияние на решения законодательных и исполнительных органов. В частности, реформа предполагала введение положения, в соответствии с которым вето Суда может быть преодолено парламентским большинством в 61 голос (всего в Кнессете, однопалатном парламенте, 120 депутатов). Кроме того, планировалось, что решения о внесении поправок в закон или о его отмене должны приниматься не простым большинством голосов судей (их количество - 15), а в особом порядке (порядок не уточнялся). Предлагалось также изменить состав назначающего судей комитета. В настоящее время в нем девять членов, пять из них судьи и юристы, по два представителя от Кнессета (однопалатный парламент) и правительства. Число членов этого комитета должно было увеличиться до 11, восемь из них должны были представлять интересы Кнессета. Также предлагалось проведение публичных слушаний кандидатов в Верховный суд в законодательной комиссии Кнессета.
Позиции сторонников и противников реформы
Сторонники реформы полагают, что ее принятие укрепит принципы демократии в стране. По их мнению, избранное народом правительство не должно находиться в подчинении у судей, которых израильтяне не выбирали. Они также заявляют, что в 2/3 стран Организации экономического сотрудничества и развития (38 стран) назначение судей является прерогативой парламента.
Противники заявляют, что принятие реформы, наоборот, нарушит принципы демократии, ввиду того что правящая коалиция, в силу отсутствия сдерживающих факторов, сконцентрирует в свои руках большую власть. Дополнительные опасения противникам реформы придает тот факт, что в настоящее время парламентское большинство принадлежит крайне правой коалиции. Кроме того, по мнению противников законопроекта, Нетаньяху при помощи проведения судебной реформы пытается избежать уголовной ответственности, так как парламент сможет отменить решение Верховного суда (Нетаньяху вменяются обвинения в получении взятки, мошенничестве и обмане общественного доверия; в случае доказательства вины ему суммарно может грозить до 13 лет заключения). Председатель Верховного суда Израиля Эстер Хают назвал проект судебной реформы "атакой на правосудие".
Реакция израильской общественности
Планы о проведении правовой реформы вызвали ожесточенные протесты со стороны оппозиции. К концу января в манифестациях по всей стране участвовали порядка 150 тыс. человек (население 9,4 млн). Лидер крупного оппозиционного блока "Государственный лагерь", экс-министр обороны Бени Ганц призвал противников реформы продолжать протесты. При этом он выразил мнение, что внутри израильского общества уже "назревает братоубийственная война", и возложил ответственность за возможную эскалацию конфликта на Нетаньяху. Несмотря на протесты, 21 февраля Кнессет одобрил в первом чтении законопроект, составляющий первую часть судебной реформы (изменяющий процесс назначения судей Верховного суда и расширяющий полномочия правительства по их отбору).
К середине марта в протестах участвовали уже более 500 тыс. человек. Президент Израиля Ицхак Герцог в ходе специального телеобращения к нации 9 марта заявил, что страна находится на пороге катастрофы. 15 марта глава государства сообщил, что подготовил компромиссный вариант реформы. Однако Нетаньяху отверг президентский план, заявив, что он не обеспечивает того баланса между ветвями власти, к которому стремится правящая коалиция.
25 марта министр обороны Йоав Галант в специальном заявлении высказался за приостановку судебной реформы и предупредил, что разногласия уже проникают в ряды израильской армии и это создает угрозу национальной безопасности. При этом Галант отметил, что изменения в системе необходимы, но не ценой раскола страны. На следующий день Галант был снят с должности. Это решение вызвало очередную волну протестов, в которых приняли участие рекордные 630 тыс. человек. Протестуя против политики Нетаньяху, об уходе в отставку заявил генеральный консул Израиля в Нью-Йорке Асаф Замир, руководители ряда муниципалитетов и региональных администраций Израиля объявили голодовку.
Ицхак Герцог призвал правительство немедленно остановить реформирование судебной системы. Председатель Всеобщей федерации труда Израиля "Гистадрут" Арнон Бар-Давид пригрозил началом забастовки по всей стране в случае, если это не будет сделано. Однако министр национальной безопасности и лидер входящей в правительственную коалицию ультраправой партии "Еврейская сила" Итамар Бен-Гвир призвал Нетаньяху не замораживать реформирование судебной системы и "не сдаваться перед лицом анархии".
Международная реакция
В феврале во время визита Биньямина Нетаньяху во Францию президент этой страны Эмманюэль Макрон выразил израильскому премьеру обеспокоенность по поводу планов проведения судебной реформы. Согласно израильской газете The Times of Israel, Макрон заявил израильскому премьеру, что, если кабмин Нетаньяху не скорректирует свои планы, "Париж вынужден будет заключить, что Израиль отошел от общего понимания демократии". Канцлер Германии Олаф Шольц на встрече с Биньямином Нетаньяху в марте в Берлине выразил пожелание, чтобы "Израиль оставался либеральной демократией". Президент США Джо Байден, согласно заявлению пресс-службы Белого дома, в телефонном разговоре с Нетаньяху 19 марта "выступил в поддержку компромисса относительно судебной реформы в еврейском государстве".
В МИД России заявили, что Москва не вмешивается во внутренние дела еврейского государства и выступает за урегулирование ситуации в рамках "тех процедур, которые предусмотрены политической жизнью страны". По словам замминистра иностранных дел РФ Михаила Богданова, который также занимает пост спецпредставителя президента по Ближнему Востоку и странам Африки, в Москве следят за происходящим "с тревогой".