Хронология аварийных посадок пассажирских самолетов в мире

Гульнара Иванова/ ТАСС
28 декабря 2023 турбовинтовой Ан-24 года при заходе на посадку в районе аэропорта Зырянка отклонился от взлетно-посадочной полосы и приземлился на песчаную косу замерзшей реки Колыма

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 декабря 2023 года в Якутии турбовинтовой пассажирский самолет Ан-24, следовавший по маршруту Якутск - Зырянка - Среднеколымск, при заходе на посадку в районе аэропорта Зырянка отклонился от взлетно-посадочной полосы и приземлился на песчаную косу замерзшей реки Колыма. На борту находились 30 пассажиров и 4 члена экипажа. Пострадавших нет, воздушное судно не повреждено.

ТАСС подготовил материал о случаях нештатных посадок пассажирских самолетов вне аэропортов, которые не повлекли за собой гибели людей. Учитываются только рейсы воздушных судов с конструкционной вместимостью от 50 пассажиров. С 2000 года сообщалось по меньшей мере о семи подобных случаях (без учета инцидента 28 декабря 2023 года).

12 июля 2000 года пилоты реактивного пассажирского самолета Airbus A310 (регистрационный номер D-AHLB) германской авиакомпании Hapag-Lloyd после взлета из Ханьи (остров Крит, Греция) не смогли убрать шасси из-за неисправности. Вместо аэропорта назначения (Ганновер) экипаж решил совершить посадку в ближайшем крупном аэропорту - Вене. Однако пилоты неверно рассчитали увеличение расхода топлива из-за возросшего сопротивления воздуха. В 22 км от аэропорта Вены баки опустели. В режиме планирования пилоты смогли долететь практически до взлетно-посадочной полосы, однако в 660 м от нее самолет приземлился на поле. Из 151 человека, находившихся на борту, незначительные травмы получили 26.

30 августа 2002 года реактивный пассажирский самолет Fokker 200 (регистрационный номер PT-MQH) бразильской авиакомпании TAM Linhas Aereas из-за нехватки топлива совершил вынужденную посадку на одной из плантаций в районе Бириги в 518 км к северо-западу от Сан-Паулу. Самолет следовал регулярным внутренним рейсом из Сан-Паулу в Кампу-Гранди. На борту находились 29 человек - 24 пассажира и 5 членов экипажа, погибших и пострадавших не было. Единственной жертвой инцидента стала пасшаяся на лугу корова. В ходе расследования причин происшествия было установлено, что к недостаче авиакеросина привела поломка топливного насоса двигателя №2.

15 января 2009 года реактивный пассажирский самолет Airbus A320-214 (регистрационный номер N106US) американской авиакомпании US Airways, следовавший из Нью-Йорка в года Шарлотт (штат Северная Каролина), столкнулся со стаей птиц на высоте около 900 м вскоре после вылета из аэропорта Ла-Гуардиа. В результате вышли из строя оба двигателя. Экипажу удалось успешно посадить самолет на реку Гудзон. Все находившиеся на борту 155 человек выжили, из них 100 получили ранения разной степени тяжести. После завершения расследования причин аварии самолет был выставлен в музее авиации года Шарлотт. В США по мотивам событий был снят художественный фильм "Чудо на Гудзоне" (2016, режиссер Клинт Иствуд).

11 февраля 2010 года турбовинтовой пассажирский самолет ATR 42-300 (регистрационный номер PK-YRP) индонезийской авиакомпании Trigana Air Service , выполнявший регулярный  внутренний рейс между городами Самаринда и Баликпапан на острове Борнео, преждевременно исчерпал топливо и совершил аварийную посадку на рисовом поле. На борту находились 52 человека - 46 пассажиров и 6 членов экипажа. В результате экстренной посадки погибших не было, два человека получили переломы ног. Согласно документам расследования, в полете пилотов могли ввести в заблуждение некорректные показания топливных индикаторов. Поскольку черный ящик самолета не работал, точную причину ошибки в расчете требуемого объема топлива установить не удалось.

7 сентября 2010 года у реактивного пассажирского самолета Ту-154М российской авиакомпании "Алроса" (регистрационный номер RA-85684), летевшего из года Полярного (Якутия) в Москву, в полете вышла из строя система энергоснабжения, отключились топливные насосы. Хотя двигатели продолжали работать, возможности долететь до ближайшего работающего аэропорта не было. Командир корабля Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Ламанов смогли посадить лайнер на заброшенную взлетно-посадочную полосу в бывшем аэропорту года Ижмы (Республика Коми). На борту был 81 человек, все они благополучно эвакуировались и не пострадали. Жертв удалось избежать во многом благодаря начальнику бывшего аэропорта, Сергею Сотникову, который по собственной инициативе поддерживал полосу в удовлетворительном состоянии. Командир и второй пилот воздушного судна были удостоены звания Героя России, Сергей Сотников - награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. После аварийной посадки самолет был отремонтирован, благополучно вылетел из Ижмы и эксплуатировался до 2018 года Ныне он установлен в качестве памятника в новосибирском аэропорту Толмачево.

15 августа 2019 года реактивный пассажирский самолет Airbus A321 (регистрационный номер VQ-BOZ) российской авиакомпании "Уральские авиалинии", следовавший рейсом Москва - Симферополь, при вылете из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек. Оба двигателя вышли из строя, и авиалайнер вынужденно совершил жесткую посадку в кукурузном поле в Раменском районе Московской обл. Всего на борту самолета находились более 230 человек. В результате аварийной посадки жертв удалось избежать, пострадали 76 человек. Самолет восстановлению не подлежал. Командир воздушного судна Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин были удостоены звания Героя России, бортпроводники - ордена Мужества. По мотивам событий снят российский художественный фильм "На солнце, вдоль рядов кукурузы" (2023, режиссер Сарик Андреасян).

12 сентября 2023 года реактивный пассажирский самолет Airbus A320 (регистрационный номер RA-73805) российской авиакомпании "Уральские авиалинии", выполнявший рейс по маршруту Сочи - Омск, совершил аварийную посадку на пшеничном поле в Убинском районе Новосибирской области. На борту находились 167 человек, в том числе 6 членов экипажа и 23 ребенка. За медицинской помощью обратились пять человек. По предварительным данным, причиной вынужденной посадки могли стать ошибки экипажа. Газета "Известия" в ноябре сообщала, что центральный аппарат Росавиации обнаружил в документах по итогам расследования инцидента ошибки, и потребовал устранить недочеты в докладе, а также создать новую комиссию по расследованию. По состоянию на 28 декабря самолет находится на месте посадки, об окончательном решении касательно его дальнейшей судьбы не сообщалось. В авиакомпании утверждали, что двигателям воздушного судна не потребуется восстановительный ремонт, и рассматриваются варианты взлета с поля.