История санкций США в отношении России в связи с Украиной

Егор Алеев/ ТАСС

Вашингтон 23 февраля 2024 года объявил о введении очередного пакета антироссийских санкций, которые затрагивают более 500 физических и юридических лиц и приурочены ко второй годовщине начала российской специальной военной операции на Украине

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 февраля 2024 года США объявили о введении очередного пакета антироссийских санкций. Они затрагивают более 500 физических и юридических лиц и приурочены ко второй годовщине начала российской специальной военной операции на Украине. Ограничения введены совместно Минфином, Минторгом и Госдепартаментом США. В Минфине подчеркнули, что речь идет о "наибольшем числе санкций, введенных против РФ" с февраля 2022 года. ТАСС подготовил материал об американских санкциях, применяемых в отношении России в связи с Украиной.

Многоуровневая система санкций

Вашингтон начал вводить антироссийские санкции в марте 2014 года, обосновав их необходимость "вхождением Крыма в состав Российской Федерации и конфликтом на юго-востоке Украины". Основанием для них стали указы президента Барака Обамы и принятые в том же году законы "о поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности на Украине" и "о поддержке свободы Украины". Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций.

Персональные санкции предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи. Торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам/компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов.

Секторальные санкции затрагивают такие ключевые отрасли российской экономики, как финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах). Все ограничения распространяются также на компании, в которых фигурантам "секторального" списка принадлежит 50 и более процентов.

Так называемые крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданами США.

При следующих администрациях санкции в отношении РФ расширялись и ужесточались. Так, принятый в августе 2017 года Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) усложнил процесс получения кредитов российскими предприятиями и работу оборонных и энергетических компаний, а также распространил действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33%. Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса.

Санкции, введенные в 2014-2021 годах

До 2022 года санкционные списки расширялись 23 раза и включали порядка 200 физических и 450 юридических лиц - российские политики и госслужащие, банки, промышленные и оборонные компании, а также представители провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. В частности, под санкции подпали Сбербанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк и Промсвязьбанк, а также ряд их дочерних структур; предприятия российского оборонно-промышленного комплекса - "Базальт", концерн "Калашников", КБ приборостроения, корпорации "Алмаз-Антей", "Ростех", "Уралвагонзавод"; Объединенная судостроительная корпорация и Объединенная авиастроительная корпорация; энергетические компании - "Газпром", "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Ограничения затронули ряд компаний, работающих в области радиоэлектроники, а также компаний, участвовавших в строительстве Керченского моста. Был ужесточен экспортный контроль товаров, услуг и технологий, объявлены санкции в отношении российских проектов добычи нефти на глубоководных участках, арктическом шельфе или в сланцевых пластах. Кроме того, фигурантами черного списка стали связанные с российскими бизнесменами и компаниями отдельные иностранные граждане и компании, зарегистрированные за пределами РФ.

Санкции, введенные после начала СВО

В связи с признанием Россией Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и началом специальной военной операции (СВО) России на Украине США резко усилили санкционное давление на РФ. 21 февраля 2022 года Вашингтон ввел санкции в отношении народных республик, 22 февраля - ограничения против российского суверенного долга, а также ВЭБ и Промсвязьбанка. 24 февраля санкции были распространены на ряд системообразующих банков и представителей российской политической и деловой элиты. Далее Вашингтон ввел санкции против президента РФ Владимира Путина и членов Совета безопасности РФ, ограничил экспорт высокотехнологичной американской продукции для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей, запретил транзакции с участием Центробанка РФ, Фонда национального благосостояния (ФНБ), Министерства финансов России и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).

Впоследствии США ввели санкции в отношении компаний военно-промышленного комплекса, бизнесменов, по мнению Вашингтона, близких к президенту Владимиру Путину, членов Федерального собрания РФ, высших должностных лиц РФ, их имущества и членов их семей, крупных российских банков и их дочерних структур, СМИ и журналистов. Персональные санкции также коснулись глав большинства субъектов РФ. По линии Госдепартамента ограничительные меры были распространены на российских военнослужащих, задействованных в СВО (при этом, ведомство не разглашало имена конкретных лиц, на которых распространялись ограничения).

Было запрещено военное сотрудничество с Москвой. США также прервали авиасообщение с РФ и перестали принимать морские суда, которые ходят под флагом России. Помимо этого, в ограничительные списки попал ряд грузовых судов, занятых в транспортировке товаров из России.

Введен запрет для граждан и компаний США на предоставление российским фирмам услуг в области консалтинга, маркетинга и аудита. Под действие санкций подпали операции с золотом из резервов ЦБ РФ и операции с российским суверенным долгом. Была запрещена поставка долларовых банкнот из США в РФ, введены рестрикции для противодействия использованию российской банковской платежной карты "Мир" за пределами РФ. Помимо этого, США запретили предоставлять России доллары взамен имеющихся в их распоряжении средств Международного валютного фонда - СДР (специальные права заимствования, которые являются расчетной единицей МВФ). Также США прекратили считать Россию в своих антидемпинговых процедурах страной с рыночной экономикой (статус был предоставлен в 2002 года).

Были введены ограничительные меры на поставки оборудования для добычи нефти и газа, и запрет на импорт энергоносителей из России. Ужесточены меры экспортного контроля в отношении российской атомной, нефтегазовой, металлургической, судостроительной и авиационной промышленности, строительного сектора, различного электрооборудования. Помимо этого, Вашингтон ужесточил экспорт товаров гражданского сектора, таких как одежда, косметика, автомобили, бытовая техника, медицинское оборудование. Совместно с западными странами США ввели в действие с 5 декабря 2022 года потолок цен на российскую нефть, установленный на уровне $60 за баррель, а с 5 февраля 2023 года начали действовать предельные цены на нефтепродукты (США установили два отдельных лимита на нефтепродукты из РФ в зависимости от их категории - $100 и $45). В феврале 2023 года президент США Джо Байден отдельным указом повысил тарифы на большинство российских металлов и металлических изделий с 35% до 70%, на другие российские товары до 35%, включая продукцию химической промышленности и минералы, а также ввел 200-процентные пошлины на импорт изделий из алюминия, произведенных в РФ (вступили в силу 10 марта и 10 апреля). Расширен перечень товаров, относящихся к предметам роскоши, понижен ценовой порог в данной категории с $1 000 до $300 (заявки на экспорт таких товаров в РФ рассматриваются индивидуально).

Кроме того, Вашингтон продолжает вводить санкции в отношении физических и юридических лиц из РФ и других стран, которые, по мнению американских властей, помогают России обходить ограничения на поставки товаров и оборудования двойного назначения. В последних пакетах санкций ужесточение касалось в основном структур, связанных с оборонно-промышленным комплексом и Вооруженными силами России.

В последних пакетах санкций ужесточение касалось в основном структур, связанных с оборонно-промышленным комплексом (ОПК) и Вооруженными силами России, а также международных финансовых институтов, которые, по мнению Вашингтона, осуществляют транзакции в интересах ОПК РФ.

Всего с февраля 2022 года по линии различных ведомств (Минфин, Минторг и Госдепартамент) было принято 64 пакета антироссийских санкционных мер.

Ответные меры России

Первые ответные санкции России приняты 20 марта 2014 года, тогда ограничения коснулись 9 американских чиновников, им запрещен въезд в Россию. С тех пор санкционные списки неоднократно расширялись, сегодня в национальном стоп-листе числится 1 844 гражданина США. Среди них - президент США Джо Байден, госсекретарь Энтони Блинкен, глава Пентагона Ллойд Остин и ряд его заместителей, члены обеих палат Конгресса США, бывший глава Белого дома Барак Обама. Россия также ввела ограничения на импорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции из США (список товаров неоднократно корректировался, срок действия санкций регулярно продлевается), включила США в список недружественных стран, установила новый порядок выплат по госдолгам и долгам компаний перед кредиторами из недружественных стран (предусматривает создание под такие выплаты рублевых спецсчетов внутри страны).