ТАСС-ДОСЬЕ. 9 июля 2024 года Госдума РФ на пленарном заседании рассмотрит во втором чтении законопроект, посвященный донастройке налоговой системы РФ и вводящий, в частности, изменение ставок налога на прибыль.
ТАСС подготовил материал об истории этого налога.
Общие сведения
Налог на прибыль (корпоративный налог) - прямой налог, взимаемый с юридических лиц (компаний, банков, предприятий и т. д., в том числе иностранных, работающих в стране) по итогам их деятельности. В российском законодательстве рассчитывается исходя из размера прибыли, полученной в истекшем налоговом периоде, т. е. суммы доходов минус величина расходов. При этом Налоговый кодекс РФ содержит большое число уточнений о том, какие доходы организаций не учитываются при определении налоговой базы (статья 251). Организация не должна занижать прибыль: Налоговый кодекс предписывает документально подтверждать расходы, а также учитывать при этом только экономически обоснованные траты. Существуют также различные нюансы в расчете налоговой базы и вычеты, например, связанные с затратами на рекламу, выплатами по кредитам и т. д.
История, размер ставки
В Советском Союзе после окончательного перехода к административно-командной системе в 1930-х годах понятия налога на прибыль не было, вместо него взимались "отчисления свободного остатка от прибыли". 14 июня 1990 года президент СССР Михаил Горбачев подписал закон "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Он устанавливал ставку в 22% на прибыль, если она не превышала "уровень рентабельности", который должен был определяться по отдельным отраслям Верховным Советом СССР. При превышении этого порога налог мог доходить до 90%. Одновременно документ вводил большое количество исключений и льгот. Закон предусматривал, что половина сборов от этого налога шла в союзный бюджет, половина - распределялась между республиканскими и местными бюджетами.
Союзный закон фактически не действовал. Вскоре после распада СССР, 27 декабря 1991 года президент РФ Борис Ельцин подписал первый российский закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Документ устанавливал базовую ставку на прибыль в 32%, а для брокерских контор - в 45%, вводилось большое количество различных вычетов и скидок. При этом документ не уточнял, какая часть этого налога идет в федеральный, а какая - в региональные и местные бюджеты.
Закон о налогах на прибыль неоднократно подвергался корректировкам. К началу 2000-х годов организации платили в виде налогов 11% в федеральный бюджет, 19% - в бюджеты субъектов Федерации, 5% - в местные бюджеты. При этом банки, биржи, брокерские и страховые конторы должны были отдавать в региональные бюджеты не 19%, а 27% прибыли, т. е. совокупно налог на прибыль составлял от 35% до 43%.
С 1 января 2002 года вошли в силу положения о налоге на прибыль нового Налогового кодекса РФ. В нем появились налог на добычу полезных ископаемых и единый сельскохозяйственный налог, что позволило уменьшить базовую ставку налога на прибыль до 24%: 7,5% предназначались для федерального бюджета, 14,5% - для бюджетов субъектов Федерации, 2% - для местных бюджетов. Соотношение долей различных бюджетов затем несколько раз менялось: с 1 января 2005 года по 31 декабря 2008 года 6,5% зачислялись в федеральный бюджет, 17,5% шли регионам, и уже последние могли решать, сколько перечислять в местные бюджеты.
C 1 января 2009 года ставка налога на прибыль была уменьшена до 20% и остается такой по сей день. С этого времени менялись только пропорции поступлений от налога в бюджеты (первоначально в 2009 году - 2% для федерального бюджета, 18% для субъектов Федерации, ныне 3% - в федеральный, 17% - в региональные). Существует несколько льгот для компаний, зарегистрированных в особых экономических зонах (например, не платят налог на прибыль резиденты "Сколково").
29 февраля 2024 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Владимир Путин поручил продумать "более справедливое распределение налогового бремени". Глава государства также поручил зафиксировать параметры налоговой системы до 2030 года.
Соответствующий законопроект о донастройке налоговой системы был разработан правительством, 3 июня 2024 года внесен в Госдуму и 20 июня был одобрен ею в первом чтении. Документ предусматривает увеличение налога на прибыль организаций с 20% до 25%. Также предусматривается рост ставки налога на прибыль для IT-компаний до 5% в 2025-2027 годах. До 31 декабря 2024 года он составляет 0%.