ТАСС-ДОСЬЕ. Долевое строительство многоквартирных домов и другой недвижимости получило широкое распространение в России в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Считается, что такая форма инвестиционной деятельности выгодна и покупателю, и застройщику. Покупатель приобретает жилье, в среднем, на 20-25% дешевле (часто, когда строительство дома находится еще на стадии фундамента), а застройщик получает деньги за еще недостроенный объект и может отправлять их как на текущее, так и на будущее строительство, не обращаясь к банковским кредитам.
В начале 2000-х гг. в России отсутствовала законодательная база для регулирования долевого строительства. Покупатели жилья часто сталкивались с мошенничеством или другими проблемами: отдав деньги, они могли ждать заселения в несколько раз дольше заявленных девелопером сроков или получали жилье, качество которого не соответствовало ожиданиям. Нередки были случаи, когда недобросовестные застройщики скрывались с деньгами дольщиков, не завершив строительство; возводили жилье без разрешительной документации; продавали одну и ту же квартиру нескольким дольщикам и т. д.
Для регулирования этой сферы деятельности был принят закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (подписан президентом РФ Владимиром Путиным 30 декабря 2004 г.). Закон требовал от застройщиков заключать с дольщиками договор в установленной форме и вводил ответственность за его невыполнение. При этом девелоперы продолжали находить лазейки в законодательстве: например, не имея разрешительной документации, заключали предварительные договоры купли-продажи, принимая деньги в счет "резервирования" по основному договору. После экономического кризиса 2008-2009 гг. банкротства застройщиков привели к появлению очередной волны обманутых дольщиков. Большинство "серых схем" удалось запретить внесением поправок в закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (подписаны президентом РФ Дмитрием Медведевым 17 июня 2010 г.). При этом ответственность застройщика за ненадлежащее исполнение обязательств неоднократно повышалась, в июне 2015 г. была доведена до 1 млрд рублей.
Решением проблем обманутых дольщиков занимаются субъекты Федерации - в частности, они могут привлекать к достройке домов новых застройщиков или выплачивать дольщикам компенсации.
13 декабря 2013 г. Минрегионразвития своим приказом установило единые критерии, по которым граждан-инвесторов можно было причислять к обманутым дольщикам, тогда же было в список попали порядка 80 тыс. человек по всей России. Ныне реестры ведутся только на уровне регионов. По данным рабочей группы партии "Единая Россия" по защите прав вкладчиков и дольщиков, в конце 2014 г. в России насчитывалось 70 тыс. 915 обманутых дольщиков. К лету 2015 г. больше всего обманутых дольщиков, по данным соответствующих реестров в регионах, было в Санкт- Петербурге (7,1 тыс. человек), Московской и Новосибирской областях (по 5 тыс.).