ТАСС-ДОСЬЕ /Надежда Белялова/. 12 февраля 2015 г. исполняется год с момента подписания комплекса мер по выполнению минских соглашений. Необходимость мер, изложенных в документе, была продиктована неисполнением самих соглашений от 5 сентября 2014 г. и эскалацией вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.
Минские соглашения
5 сентября 2014 г. в Минске члены контактной группы в составе представителей России, ОБСЕ и Украины согласовали план мирного урегулирования.
Стороны приняли протокол, предусматривающий незамедлительное прекращение боевых действий, вывод вооруженных формирований и военной техники с территории Украины, мониторинг ОБСЕ ситуации на российско-украинской границе, освобождения всех заложников и др. Режим прекращения огня вступил в силу в тот же день. В ночь на 20 сентября, контактная группа, а также представители Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) Александр Захарченко и Игорь Плотницкий заключили меморандум по осуществлению режима прекращения огня (документ датирован 19 сентября).
Несмотря на минские соглашения, боевые действия на юго-востоке Украины продолжались, и в январе 2015 г. ситуация вновь серьезно обострилась.
Комплекс мер по выполнению минских соглашений
12 февраля 2015 г. в Минске состоялась встреча лидеров России, Украины, Франции и Германии ("нормандская четверка"). По итогам их переговоров, а также заседания Контактной группы был принят комплекс мер по выполнению минских соглашений. Документ предусматривал прекращение огня с 15 февраля, отвод тяжелых вооружений от линии разграничения, обмен пленных на основе принципа "всех на всех", реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления "особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей" и др.
Режим прекращения огня
После подписания комплекса мер по выполнению минских соглашений 15 февраля 2015 г. в очередной раз вступил в силу режим прекращения огня. Однако и впоследствии наблюдатели ОБСЕ неоднократно заявляли о случаях нарушения условий перемирия. Позднее новые соглашения о "режиме тишины" вводились с 1 сентября и с 23 декабря 2015 г.
13 января 2016 г. в Минске контактная группа поддержала инициативу полномочного представителя России на переговорах Бориса Грызлова о прекращении огня с 00:00 (мск) 14 января. Тем не менее, непризнанные республики и украинские силовики продолжают обвинять друг друга в нарушениях перемирия.
Отвод военной техники
Одним из важных пунктов комплекса мер по выполнению минских соглашений был отвод вооружений калибром 100 мм и выше. Согласно документу, вооружения должны отводиться друг от друга на 50 км, реактивные системы залпового огня (РСЗО) - на 70 км, РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч", а также ракетные комплексы "Точка" - на 140 км.
Власти ДНР и ЛНР 1 марта 2015 г. заявили о завершении процесса отвода тяжелых вооружений калибром свыше 100 мм от линии разграничения. К 9 марта "значительное количество" своего тяжелого вооружения отвела украинская сторона. Тем не менее, населенные пункты юго-восточных областей продолжали подвергаться интенсивным обстрелам, в том числе с использованием тяжелой артиллерии, со стороны украинских силовиков.
29 сентября 2015 г. на заседании контактной группы в Минске был парафирован текст дополнения к комплексу мер по реализации минских соглашений. Документ предусматривает отвод в два этапа всех танков, артиллерии калибром менее 100 мм и минометов калибра до 120 мм (включительно) на 15 км от линии разграничения в Донбассе. Процесс отвода, начавшийся 3 октября, был завершен обеими сторонами в ноябре 2015 г. За ним в постоянном режиме следит Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине.
По завершении отвода вооружений представители ДНР и ЛНР не раз заявляли о том, что украинские силовики производят ротацию военной техники и вооружений калибра менее 100 мм в буферной зоне вдоль линии соприкосновения, нарушая минские соглашения.
Политические меры урегулирования
17 марта 2015 г. Верховная рада приняла поправки в закон "об особом статусе Донбасса" (принят 16 сентября 2014 г.), которыми отложила введение документа в действие до проведения на юго-востоке новых выборов "в соответствии с украинским законодательством". В тот же день Рада одобрила перечень районов Донбасса с особым статусом и приняла постановление, которым ДНР и ЛНР были признаны "временно оккупированными территориями". Власти республик заявили, что принятые Радой документы полностью противоречат Минским договоренностям, и назначили выборы в местные органы управления на первую половину 2016 г. На Украине местные выборы прошли 25 октября 2015 г., на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР, они не проводились.
31 августа 2015 г. Верховная рада приняла в первом чтении предложенные президентом Петром Порошенко изменения в конституцию страны в части децентрализации, предусматривающие принятие отдельного закона "об особом статусе Донбасса". Более 3 тыс. противников децентрализации пикетировали здание парламента, в ходе беспорядков погибли четверо военнослужащих, более 140 человек получили ранения. В итоге рассмотрение поправок в Основной закон во втором чтении было отложено. ДНР и ЛНР заявляют, что изменения в конституцию не соответствуют требованиям минских соглашений. Однако киевские власти отказываются обсуждать с представителями Донбасса вопросы конституционной реформы.
Пролонгация минских соглашений
30 декабря 2015 г. лидеры стран "нормандской четверки" Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко в ходе телефонных переговоров договорились о пролонгации минских соглашений на год. Итог их реализации будет подведен на встрече глав МИД "четверки" в феврале 2016 г.
Также особое внимание лидеры четырех стран уделили подготовке местных выборов в Донбассе, которые должны состояться в начале 2016 г. Стороны подтвердили свое стремление соблюдать режим прекращения огня и отвода тяжелых вооружений на востоке Украины.
Комплекс мер по выполнению минских соглашений. Полный текст
Декларация в поддержку процесса украинского урегулирования. Полный текст
Отчет ООН
По данным отчета Управления ООН по координации гуманитарных вопросов от 13 января 2016 г., в результате вооруженного противостояния на востоке Украины с середины апреля 2014 г. по декабрь 2015 г. погибли 9 тыс. 98 человек (украинских военных, гражданских и членов вооруженных групп) и 20 тыс. 732 получили ранения. Число лиц, бежавших в соседние страны, в том числе Россию, достигло более 1 млн 100 тыс. человек.