ТАСС-ДОСЬЕ (Надежда Белялова). 6 декабря 2015 г. в Республике Армения пройдет референдум по внесению изменений в конституцию, которые предусматривают переход от президентской к парламентской форме правления.
Действующая конституция
Нынешняя конституция Армении была принята на референдуме 5 июля 1995 г. и стала первым основным законом страны с момента обретения ею независимости в 1991 г. Этот день в республике является праздничным.
Конституция определяет Армению как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство. Главой государства является президент, избираемый на 5 лет прямым и всеобщим голосованием. На основании консультаций с парламентскими фракциями президент назначает премьер- министра; по предложению премьера назначает и освобождает членов правительства; является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами. Высший законодательный орган - однопалатное Национальное собрание, избирается на 5 лет по пропорционально-мажоритарной системе и состоит из 131 депутата.
Как вносятся изменения в конституцию
Согласно ст. 111 основного закона Армении, с инициативами по изменению конституции могут выступить президент или парламент страны.
Если глава государства предлагает проект новой конституции или поправки в действующую, то Национальное собрание должно в течение трех месяцев проголосовать по этому поводу. Если проект поддержит простое большинство депутатов, он выносится на референдум.
Если с инициативой изменений основного закона выступает парламент, президент в течение 21 дня после получения проекта может вернуть его Национальному собранию на доработку со своими возражениями и предложениями. За доработанный проект должны проголосовать не менее двух третей парламентариев.
Президент страны назначает дату плебисцита. Проект считается принятым, если его одобрят более половины участников голосования, но не менее четверти внесенных в избирательные списки граждан (в нынешнем референдуме смогут принять участие более 2,5 млн человек; население Армении - 3,4 млн).
Изменения конституции в 2005 г.
После вступления в Совет Европы (СЕ) в 2001 г. Армения взяла на себя обязательства "уравновесить и перераспределить полномочия различных ветвей власти". В связи с этим был внесен ряд поправок в конституцию страны.
Главной из них стало ограничение полномочий президента за счет усиления роли парламента. Глава государства лишился права в одностороннем порядке распускать Национальное собрание - теперь эта инициатива входит в полномочия спикера или премьер-министра. Президент уступил законодательной власти право назначать генпрокурора, главу Нацбанка, председателя Контрольной палаты (орган государственного финансового контроля) и омбудсмена. Существенно были ограничены полномочия главы государства при формировании правительства. Теперь он может назначать премьер-министра лишь после одобрения предложенной кандидатуры депутатскими фракциями. Глава государства более не возглавляет Совет правосудия (орган заведует назначениями судей и прокуроров республики), а также не назначает состав Совета. Поправки в конституцию отменили запрет для граждан Армении иметь двойное гражданство.
На референдуме 25 мая 2003 г. предложенные изменения не получили требуемого количества голосов (за - 50,6%, против - 49,4%). Следующая попытка принять эти поправки оказалась удачной. На референдуме 27 ноября 2005 г. изменения в основной закон страны одобрили 93,3% избирателей. Оппозиция не признала итоги голосования, заявив, что такой высокий результат обусловлен "многочисленными фальсификациями", допущенными в ходе референдума. Несмотря на это, 11 декабря 2005 г. конституция в новой редакции вступила в силу.
Инициатива новой конституционной реформы
Процесс новых конституционных реформ стартовал в Армении в 2013 г. 4 сентября президент страны Серж Саргсян ради "необходимости повышения эффективности управления и обеспечения баланса в системе власти" подписал указ о создании специальной комиссии "по конституционным преобразованиям". Она должна была подготовить изменения в основной закон. Среди причин начала реформ действующие власти назвали стремление демократизации политической жизни, которую может обеспечить парламентская форма государственного устройства.
10 апреля 2014 г. на сайте минюста был опубликован предварительный вариант проекта изменений в конституции. 15 октября 2014 г. концепция конституционных реформ и положительное заключение о ней Венецианской комиссии при Совете Европы (анализирует законодательство государств- участников СЕ, затрагивающие вопросы конституционного права) были представлены президенту республики.
14 марта 2015 г. глава государства утвердил концепцию конституционных преобразований. После этого началась разработка текста нового основного закона. Серж Саргсян поручил специальной комиссии провести консультации с политическими партиями, а затем обобщить высказанные предложения.
15 июля 2015 г. комиссия представила окончательный вариант поправок в конституцию страны для публичного обсуждения (опубликованы на сайте минюста).
Суть конституционной реформы
Согласно предложенным поправкам, президент республики получает ограниченные (в основном - представительские) функции. Он будет избираться из числа беспартийных кандидатов парламентом республики, а не всеобщим прямым голосованием населения. Срок полномочий главы государства увеличится с 5 до 7 лет. Один и тот же человек может быть избран президентом только на один срок и в период пребывания на посту не должен состоять в политической партии.
Реформа предусматривает отказ от выборов в парламент по мажоритарным одномандатным избирательным округам, депутаты будут избираться исключительно по партийным спискам. Число парламентариев сократится с 131 до 101. Авторы конституционной реформы полагают, что такие меры позволят повысить роль политических партий, обеспечить устойчивость партийной системе.
Высшим органом исполнительной власти определено правительство, которое, как указано в проекте, "вырабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику".
Кандидатуру на пост главы кабинета будет выдвигать парламентское большинство, а президент лишь формально утверждать ее. Правительство формируется премьером и несет ответственность лишь перед парламентом. В случае войны премьер-министр становится Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Армении (по действующей конституции таковым является президент).
Референдум
21 августа 2015 г. президент Армении Серж Саргсян направил проект поправок в конституцию на рассмотрение парламента. Затем глава государства провел серию консультаций с политическими партиями.
В то же время представители оппозиции выступают против изменения основного закона. Они утверждают, что, изменяя характер госустройства, правящая Республиканская партия Армении во главе с президентом Сержем Саргсяном рассчитывает продлить свое пребывание у власти. Второй и, согласно конституции, последний срок полномочий действующего президента истекает в 2018 г. А принятие новых поправок в основной закон позволит ему занять пост премьера или спикера парламента. По мнению оппозиции, конституционную реформу следует предупредить смещением Сержа Саргсяна с поста президента страны. Однако президент 3 декабря в интервью ведущим телеканалам страны вновь заявил, что не собирается еще раз становиться президентом или выдвигать свою кандидатуру на пост спикера парламента или премьера Армении.
5 октября Национальное собрание одобрило проведение плебисцита по конституционной реформе большинством голосов (104 - "за", 10 "против", трое воздержались). Проект поддержали фракции правящей Республиканской партии Армении и ряда оппозиционных - Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" и "Процветающей Армении". Против проголосовали оппозиционные фракции "Наследие", "Армянский национальный конгресс" и два депутата от фракции "Оринац еркир" ("Страна закона").
8 октября президент Армении назначил проведение плебисцита на 6 декабря 2015 г. Вопрос, на который предстоит ответить гражданам республики, звучит так: "Согласны ли вы с проектом изменений в Конституцию Республики Армения?".