Антидопинговая система АДАМС. Досье
Система, созданная Всемирным антидопинговым агентством, предназначена для управления базой данных, расположенной в интернете
АДАМС (ADAMS – Anti-Doping Administration & Management System) – система антидопингового администрирования и менеджмента. За этим громоздким названием кроется один из главных инструментов Всемирного антидопингового агентства (WADA) по борьбе с допингом. Эта система предназначена для управления базой данных, расположенной в интернете. Ежедневно каждый спортсмен, входящий в национальный пул тестирования или в пул тестирования международной федерации, должен заполнять в ней информацию о своем местонахождении. Делается это с тем, чтобы допинг-офицеры могли в любой момент приехать к атлету для забора проб.
Спортсмен должен указывать один час в течение суток, когда инспектор допинг-контроля сможет его протестировать. Этот час указывается в промежутке с 5 до 23 часов. Информация об этом "окне" должна быть максимально подробной и актуальной. Спортсмен должен указывать название населенного пункта, улицы, номер дома, код двери подъезда – все, чтобы его смогли отыскать.
Вроде бы все просто: зашел в интернет, заполнил несколько пунктов и можешь дальше спокойно тренироваться или заниматься своими делами. Но, как подтверждают многочисленные случаи, и здесь у спортсменов бывают проколы. "У нас достаточно спортсменов, которые не предоставляли информацию о себе антидопинговым службам, хотя об этом говорится на каждом углу, – рассказал Владимир Сальников. – Чем это вызвано? Возможно, частыми переездами. А иногда случаются и форс-мажоры. Спортсмен может опоздать на самолет и не прибыть в назначенное место в назначенное время".
Встречаются и более сложные ситуации. "Допинг-офицеры прибыли по указанному спортсменом адресу, – вспоминает Сальников. – Пловец там был, но до дверей их не допустили. Потому что это оказался город, который работает в специальном режиме. Тем не менее спортсмену поставили галочку-предупреждение. Вот чья это вина?".
Три таких предупреждения в течение 12 месяцев ведут к дисквалификации сроком на полгода. По словам Валерия Барчукова, большинство российских пловцов крайне ответственно подходят к заполнению системы АДАМС. Но есть и те, кто забывают это сделать. "Недавно из WADA пришел целый список, – отметил он. – Оказалось, что некоторые наши пловцы, тренирующиеся за рубежом, не предоставили информацию о себе за квартал. Хотя начальник команды обзванивала всех, предупреждала. В итоге получили по предупреждению".
Вообще, глупые и обидные «галочки» за нарушения, связанные с заполнением системы АДАМС, далеко не редкость у спортсменов. Чтобы получить предупреждение, достаточно буквально на пять минут разминуться с допинг-офицерами. "Допустим, спортсмен указал время с 11 до 12 дня, думая, что в это время он точно будет на базе, – отметил Сальников. – Но в 11:45 команду везут на диспансеризацию. Спортсмен уезжает. И как раз в это время прибывает допинг-офицер. Что должен был сделать спортсмен? Указать эту информацию в системе и обзвонить все инстанции, чтобы сообщить об образовавшемся "окне". Вот вы представляете себе 15-летнего ребенка, который будет это делать? Лично я – с трудом. Но, к сожалению, спортсмен должен поступить именно так. Буквально лечь под колеса автобуса, чтобы он не уехал, и по телефону решать создавшуюся проблему".
Конечно же, не все столь печально. У большинства российских спортсменов система АДАМС, требующая, прежде всего, ответственности и скрупулезного отношения, не вызывает ни малейших затруднений. Как рассказала ТАСС четырехкратная чемпионка мира по тяжелой атлетике в весовой категории до 75 килограмм, серебряный призер Олимпиады-2012 в Лондоне Татьяна Каширина, для нее система АДАМС – лишь элемент повседневной жизни. "В системе АДАМС нет ничего сложного, – призналась Каширина. – От спортсменов просто требуется указывать на своей страничке в интернете свое местонахождение в определенные часы. Я всегда тщательно отношусь к этому, и поэтому каких-то курьезных случаев, связанных с приездом допинг-офицеров, я не могу вспомнить. Никаких проблем с ними у меня не было".
Каширина имеет репутацию очень серьезной и ответственной спортсменки. На вопрос, трудно ли ей постоянно находиться "под колпаком" антидопинговых служб, тяжелоатлетка отвечает: "Конечно, постоянный контроль со стороны допинг-служб и самоконтроль в какой-то степени ограничивают меня. Но спорт, как и любая другая сфера жизнедеятельности, ставит человека в какие-то рамки. Тот, кто любит свое дело, никогда не будет жаловаться на какие-то объективные внешние обстоятельства и вообще не страдает от этого".
Еще около 10 лет назад электронной версии системы АДАМС не существовало в принципе. Спортсменам приходилось по старинке распечатывать специальные бланки, заполнять их от руки и отправлять по факсу либо в национальную федерацию, либо в WADA. "Это доставляло огромные неудобства, – вспоминает серебряный призер Олимпиады-2012 в плавании Евгений Коротышкин. – Спортсменам в условиях постоянных тренировок и сборов было сложно детально, без корректировки рассчитать свои планы на ближайшие дни. Да и не всегда они чисто физически успевали предоставить необходимые данные: сложно отправить по факсу документ, если ты находишься в какой-нибудь деревне. Все это приводило к тому, что допинг-офицеры не находили спортсменов по указанному адресу".
В последующие годы АДАМС получила электронную версию, что значительно упростило жизнь атлетам. В свой профиль спортсмен может попасть прямо с мобильного телефона. "Это позволяет оперативно вносить изменения своих планов, – заметил Коротышкин. – Но, конечно, все равно неудобства есть: ты постоянно должен помнить о необходимости информировать о своем местонахождении в тот или иной день. Хотя правила есть правила. Да и с учетом того, что интернет сейчас есть практически везде, можно корректировать данные в любой точке Земли".
"Я давно уже придерживаюсь строгих правил, которые известны каждому профессиональному спортсмену, – сообщил ТАСС российский конькобежец, двукратный чемпион мира Денис Юсков. – В частности, я никогда не буду употреблять воду или другие напитки из незапечатанной бутылки. Также строго я отношусь к еде – во время соревнований я питаюсь только в столовых для спортсменов".