Все новости

Переходный период в ЦАР 2013-2016 годов. Досье

30 марта 2016 года, в день официального вступления в должность президента Фостен-Арканжа Туадера, в Центральноафриканской Республике завершается переходный период
© AP Photo/Ben Curtis, архив

ТАСС-ДОСЬЕ /Александр Панов/. 30 марта 2016 года, в день официального вступления в должность президента Фостен-Арканжа Туадера, в Центральноафриканской Республике (ЦАР) завершается переходный период.

Он был установлен в марте 2013 года после свержения президента Франсуа Бозизе лидером коалиции повстанческих группировок "Селека" Мишелем Джотодиа.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, содержащую сведения о ситуации в стране, переходном периоде и формировании новых легитимных органов власти.

Переворот

Отстранению Бозизе от власти предшествовал период противостояния правительственных войск и многочисленных повстанческих группировок. В 2012 году они образовали коалицию "Селека"(на яз. санго - "объединение"). В ее рядах преобладали выходцы из северо-восточных провинций страны, в основном мусульмане (мусульмане составляют в ЦАР конфессиональное меньшинство, около 13%). Помимо граждан ЦАР, в рядах коалиции сражались наемники из Чада, Судана, Ливии.

11 января 2013 года представители центральноафриканских властей, оппозиции и лидеры повстанцев подписали соглашение о создании правительства национального единства и досрочном проведении парламентских выборов. Правительство обязалось освободить из тюрем политических заключенных и интегрировать отряды вооруженной оппозиции в национальную армию.

В марте 2013 года, обвинив правительство в невыполнении условий мирных соглашений, лидеры "Селеки" возобновили боевые действия. 23 марта отряды повстанцев вошли в столицу Банги и на следующий день захватили президентский дворец. Бозизе покинул страну. Джодотодиа объявил себя главой государства на переходный период. Таким образом в ЦАР был осуществлен очередной, пятый по счету со времени получения страной независимости в 1960 году, неконституционный захват власти.

Приостановив действие конституции и распустив парламент и правительство, Джотодиа учредил новые органы власти переходного периода, в том числе Национальный переходный совет (НПС), исполнявший функции временного парламента. В НПС вошли 105 человек - представители различных политических партий, префектур, коалиции "Селека", гражданского общества, религиозных общин, профсоюзов, молодежных организаций (позже состав был расширен до 135 членов). 13 апреля НПС утвердил Джотодиа на посту временного президента ЦАР, а в июле принял конституционную хартию переходного периода.

Мировое сообщество негативно отреагировало на насильственную смену власти в ЦАР, потребовав от повстанцев восстановить в правах законное правительство. Однако вскоре лидеры ряда государств и международных организаций, в том числе Африканского союза и Экономического сообщества стран центральной Африки (ЭКОЦАС) согласились на сотрудничество с правительством Джотодиа при условии выполнения ряда требований, касающихся организации и состава переходных органов власти. Таким образом, режим Джотодиа приобрел частичную легитимность в глазах международного сообщества.

Межконфессиональное насилие

К сентябрю 2013 года страна погрузилась в хаос, Джотодиа фактически утратил контроль над боевиками "Селеки", терроризировавшими местное население. В противовес "Селеке" христиане начали формировать отряды милиции, вскоре преобразованные в движение гражданской самообороны "Анти-балака" (на яз. санго "анти-мачете").

Эти отряды сначала осуществляли ответный террор против мусульманского населения, а затем занялась прямым грабежом хозяйств без учета конфессиональной принадлежности их владельцев. Спасаясь от охватившего страну насилия около 1 млн жителей вынуждены были покинуть свои дома, более 450 тыс. из них бежали в соседние страны. Жертвами столкновений, по оценкам ООН, стали более 6 тыс. человек.

Только в Банги в первую неделю декабря 2013 года было убито от 500 до 1 тыс. человек. Декабрьская резня спровоцировала массовый исход мусульман из столицы. Уже к весне 2014 года из 140-тысячной мусульманской общины в городе осталось не более 3 тыс. человек, сконцентрированных в квартале PK5 ("5-й километр"). В последующие месяцы они пережили здесь более 50 попыток штурма, предпринятых боевиками "Анти-балаки".

Миротворческие усилия Африканского союза и ООН, операция "Сангарис"

На момент обострения ситуации в ЦАР находились подразделения вооруженных сил Франции численностью около 600 бойцов (согласно договору об обороне 1967 года) и объединенный контингент вооруженных сил стран Центральной Африки в составе 2,5 тыс. военнослужащих (прибыли в страну по просьбе Бозизе для поддержки правительственных войск).

5 декабря 2013 года в ответ на массовое насилие в Банги СБ ООН учредил Международную миссию по поддержке в ЦАР (АФИСМЦАР), в распоряжение которой передавались находившиеся в стране иностранные миротворческие войска (резолюция СБ 2127). Первоначально численность контингента АФИСМЦАР составляла 3,5 тыс. человек, затем она была увеличена до 6 тыс.

В работе миссии были задействованы военные и полицейские из Бурунди, Камеруна, Республики Конго, Демократической Республики Конго, Габона, Экваториальной Гвинеи, Руанды, Чада, Буркина-Фасо, Кот- д’Ивуара, Сенегала. Их главными задачами были определены защита гражданского населения, восстановление безопасности и общественного порядка, содействие в стабилизации обстановки и в восстановлении государственной власти, создание условий для оказания гуманитарной помощи населению, разоружение незаконных вооруженных формирований. Кроме того, СБ ООН ввел эмбарго на поставки оружия в ЦАР.

Поддержку миротворцам оказывали французские подразделения (численностью 1,2 тыс., затем 2 тыс. человек). Операция вооруженных сил Франции, получившая название "Сангарис" (вид бабочек, обитающих в Центральной Африке), началась в ночь с 5 на 6 декабря и проходила в три этапа: в декабре 2013 года был установлен контроль над столицей Банги; в феврале-сентябре 2014 года - над территорией на западе ЦАР; в апреле 2014 года - мае 2015 года - на востоке страны.

В соответствии с резолюцией СБ ООН 2149 от 10 апреля 2014 года на смену АФИСМЦАР пришла Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР (МИНУСКА). В ее распоряжение поступало 10 тыс. военнослужащих и 1,8 тыс. полицейских. Передача полномочий состоялась 15 сентября 2014 года.

В условиях паралича государственных институтов и полного разложения регулярной центральноафриканской армии задействованным в проведении миротворческой операции иностранным войскам удалось обуздать разгул насилия и создать условия для начала переговорного процесса и восстановления национального единства.

Новое переходное правительство

В связи с эскалацией конфликта и неспособностью Джотодиа контролировать ситуацию в стране, лидеры стран ЭКОЦАС на состоявшемся 10 января 2014 года саммите в Нджамене (Чад) принудили Джотодиа и премьер-министра Николя Тиангэя к отставке.

20 января 2014 года Национальный переходный совет избрал нового президента переходного периода. Им стала Катрин Самба-Панза, мэр Банги. 27 января 2014 года в ЦАР было сформировано новое переходное правительство во главе с премьер-министром Андре Нзапайеке. Его назначение вызвало недовольство как у международных посредников (в частности, Чад отозвал свой контингент из состава миссии АФИСМЦАР), так и у мусульман страны.

Мусульманское меньшинство рассчитывало, что в случае избрания президента-христианина правительство возглавит представитель их общины. Несмотря на то что Нзапайеке удалось усадить за стол переговоров лидеров "Селеки" и "Анти-балаки" и начать процесс национального примирения, в августе он был вынужден покинуть пост. Правительство возглавил мусульманин Махамат Камун.

Принятие конституции и общенациональные выборы

31 августа 2015 года НПС утвердил проект новой конституции, ставшей восьмой в истории страны. Ее главным нововведением стало учреждение (в дополнение к Национальной ассамблее) верхней палаты парламента - сената. Проект конституции предлагал ограничение пребывания на посту президента двумя пятилетними сроками и оговаривал, что данное условие вместе с другими требованиями, предъявляемыми к кандидату в президенты, в дальнейшем не подлежат изменению.

Назначенный на 5 октября конституционный референдум был впоследствии перенесен на более поздний срок в связи с очередной волной беспорядков и насилия, охватившей столицу, и состоялся 13-14 декабря. По его итогам за принятие конституции в предложенной редакции проголосовали 93% граждан (явка составила 38%).

Президентские выборы прошли в два тура, 30 декабря 2015 года и 14 февраля 2016 года. К участию в них не допускались руководство страны и члены правительства переходного периода (в соответствии с конституционной хартией переходного периода), а также лидеры боевых повстанческих группировок (по решению конституционного суда). В регистрации было отказано и экс-президенту Бозизе как не проживавшему на территории страны в течение года, предшествовавшего голосованию.

Всего в выборах приняли участие 30 кандидатов. Вопреки прогнозам экспертов, предсказывавшим победу лидеру партии Движение за освобождение центральноафриканского народа Мартену Зигеле, по результатам голосования в первом туре он занял лишь четвертое место. Во второй тур вышли основатель и председатель партии Союз за обновление Центральной Африки Анисе-Жорж Дологеле и бывший премьер-министр при президенте Бозизе Фостен-Арканж Туадера (2008-2013). Изначально не входившему в число фаворитов избирательной кампании Туадера перед вторым туром удалось сплотить вокруг себя большую часть электората выбывших из борьбы кандидатов и одержать победу, получив поддержку 62,71% избирателей.

Теги