ТАСС-ДОСЬЕ /Татьяна Чукова/. Полицейские миссии (операции) являются неотъемлемой частью усилий Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в области предотвращения конфликтов и постконфликтного восстановления, однако их нельзя считать миротворческими силами. Это гражданские невооруженные миссии.
Деятельность полицейских миссий регламентирована положениями, включенными в Декларацию о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности (принята в 1998 г. в Осло). Они могут быть направлены в какую-либо страну (с обязательного согласия всех участников конфликта) по решению Постоянного совета ОБСЕ (постоянно действующий руководящий орган), куда входят представители всех 57 стран - членов ОБСЕ. Каждая миссия имеет четко оговоренный мандат, его продление или изменение должно быть одобрено Постоянным советом.
В состав миссий входят полицейские консультанты, имеющие опыт работы в органах правопорядка и в зонах межэтнических конфликтов, знающие местные условия и обычаи, владеющие местным языком. В качестве внешних отличительных знаков члены полицейских миссий носят национальную полицейскую форму тех стран, которые их направили, цветной шлем или берет и белую повязку на рукаве с надписью "Полицейский советник ОБСЕ".
Их основная задача - наблюдать за работой территориальных подразделений МВД и предоставлять им консультации для восстановления общественного порядка и снижения напряженности в периоды урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления. Кроме того, деятельность полицейских направлена на оказание помощи местным властям в отстаивании верховенства права, создании и реформировании местной полиции, предотвращении случаев нарушения прав человека, борьбу с преступностью.
Полицейские ОБСЕ не могут вмешиваться в ситуацию, задерживать и арестовывать людей, самостоятельно расследовать преступления. Их собственную безопасность обеспечивают силы правопорядка принимающих стран.
Осуществляла ли ОБСЕ подобные операции раньше?
Ограниченные контингенты полицейских миссий ОБСЕ действовали в нескольких локальных конфликтах:
В 1998-2000 гг. группа полицейских наблюдателей в составе 120 человек работала в Восточной Славонии. Эта территория, отошедшая Сербии в 1992 г. в ходе югославских войн, в 1998 г. была возвращена Хорватии. Полицейские ОБСЕ занимались обучением сотрудников правоохранительных структур и осуществляли контроль за процессом возвращения беженцев.
В 2001-2002 гг. 60 полицейских советников находились в Македонии, где в 2001 г. произошли столкновения между македонцами и албанскими сепаратистскими группировками. Члены миссии консультировали сотрудников местной полиции в вопросах взаимодействия с населением, в частности с этническими меньшинствами.
В 2011 г. 30 полицейских ОБСЕ работали в Киргизии. Они содействовали снижению межнациональной напряженности после парламентских выборов, прошедших в октябре 2010 г., и улучшению отношений между населением и сотрудниками правоохранительных органов.
О размещении миссии в Луганской и Донецкой областях
В настоящее время Украина инициирует размещение вооруженной полицейской миссии ОБСЕ в Луганской и Донецкой областях. Для ОБСЕ такая миссия беспрецедентна, так как до сих пор полицейские советники не были вооружены.
Единственная попытка формирования вооруженной миссии была предпринята в 1993 г. предшественником ОБСЕ - Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Тогда разрабатывался план проведения полномасштабной операции по поддержанию мира в Нагорном Карабахе, предполагающий направление наблюдателей СБСЕ в Карабах с функцией разъединения враждующих сторон.
Для учреждения вооруженной миссии ОБСЕ должна определить мандат, численность, правила отбора персонала, виды оружия и правила его применения, географию развертывания миссии, продолжительность и финансирование. Для согласования этих вопросов потребуется консенсус всех государств - участников ОБСЕ, а также согласие провозглашенных Луганской и Донецкой республик.