Все новости

Случаи приостановки и отзывов сертификатов эксплуатанта у крупных авиакомпаний РФ. Досье

За последние 10 лет решения о приостановке действия сертификата эксплуатанта были приняты Росавиацией в отношении 15 крупных авиакомпаний и альянсов с учетом "ВИМ-Авиа"
Самолеты авиакопании "Трансаэро" Марина Лысцева/ТАСС
Описание
Самолеты авиакопании "Трансаэро"
© Марина Лысцева/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 30 октября 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что сертификат эксплуатанта авиакомпании "ВИМ-Авиа" приостановлен и может быть аннулирован. Авиакомпания прекратила свои полеты 8 октября 2017 года. Из-за накопившейся задолженности ее самолеты отказались обслуживать в Домодедове и ряде других аэропортов. В сентябре - октябре 2017 года более 22 тыс. пассажиров "ВИМ-Авиа" были перевезены другими авиакомпаниями, в том числе иностранными. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства авиакомпании. Сообщалось, что инвесторы ищут возможность погасить долги и возобновить полеты.

Сертификат эксплуатанта - основной документ для авиакомпании, он дает право на совершение полетов. Согласно действующим нормам, аннулированный (отозванный) сертификат эксплуатанта не восстанавливается. Вопросами сертификации авиакомпаний в России занимается Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

За последние 10 лет решения о приостановке действия сертификата эксплуатанта были приняты Росавиацией в отношении 15 крупных российских авиакомпаний (с учетом "ВИМ-Авиа") и альянсов, что привело к остановке их полетов. В одном из случаев авиаперевозчик добился восстановления сертификата (Red Wings в 2013 году), еще в одном - начал полеты под новым названием ("Добролет" - "Победа" в 2014 году). Однако, как правило, вслед за приостановкой следовало аннулирование сертификата и полное прекращение деятельности авиакомпаний. Обычно соответствующие решения принимались Росавиацией из-за плохого финансового состояния перевозчика. В хронологии не учитываются случаи аннулирования сертификатов у авиакомпаний при их плановой реорганизации, не вызванной сложным финансовым положением перевозчиков.

Осенью 2008 года разорился и прекратил полеты альянс российских региональных авиакомпаний AiRUnion. Он был образован в 2004 году и объединял "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", авиакомпании "Самара", "Омскавиа" и "Сибирская авиатранспортная компания". К 2008 году AiRUnion был вторым по величине перевозчиком страны после "Аэрофлота". По состоянию на сентябрь 2008 года долги альянса за авиатопливо и наземные услуги превышали $800 млн. Из-за прекращения полетов в аэропортах "застряли" несколько тысяч пассажиров. Осенью 2008 года - зимой 2009-го Росавиация своими решениями аннулировала сертификаты всех пяти входивших в альянс авиаперевозчиков. Обсуждался вопрос о возобновлении деятельности альянса за счет его включения в состав государственного холдинга "Ростехнологии", однако он так и не был реализован.

1 сентября 2009 года прекратил продажу билетов на свои рейсы авиаперевозчик "КД Авиа", который базировался в калининградском аэропорту Храброво и осуществлял рейсы из центральных регионов в России в Европу с посадкой в Калининграде. Одновременно компания уведомила Росавиацию о приостановке операционной деятельности из-за невозможности обслуживать достигшую объема в 12 млрд руб. задолженность перед банками, аэропортами, топливозаправочными комплексами и службами аэронавигации. 14 сентября 2009 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "КД Авиа". Около 7 тыс. пассажиров были перевезены другими авиакомпаниями.

17 января 2011 года прекратила полеты авиакомпания "Москва" (до 2010 года - "Атлант-Союз"), которая была официальным авиаперевозчиком столичного правительства. Из-за прекращения финансирования своей деятельности городом и снижения числа чартерных пассажиров "Москва" была передана в управление компании "ЮТэйр", которая ее в итоге поглотила. В начале 2011 года "Москва" лишилась сертификата эксплуатанта.

29 июля 2011 года приостановила деятельность авиакомпания "Континент", в тот же день ее сертификат эксплуатанта был аннулирован. Перевозчик начал полеты в 2010 году на расконсервированных самолетах Ту-154 и за счет низких лизинговых платежей на подержанную технику смог продавать билеты по низким тарифам. Весной 2011 года из-за роста цен на авиакеросин у компании возникла задолженность (порядка 400 млн руб.), из-за чего начались задержки и отмены рейсов. В июне 2012 года перевозчик был признан банкротом.

10 октября 2011 года операционную деятельность прекратила низкотарифная авиакомпания "Авианова", а 12 октября того же года ее сертификат эксплуатанта был приостановлен Росавиацией. Причиной стало решение акционера авиаперевозчика - американского фонда Indigo Partners - отказаться от дальнейшего финансирования его деятельности. В 2009-2011 гг. услугами компании воспользовались 2,5 млн пассажиров, треть из которых приобретали билеты по фирменным тарифам от 250 руб. К декабрю 2011 года перевозчик вернул пассажирам более 85 млн руб. за неиспользованные авиабилеты.

1 ноября 2011 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта Sky Express - первой российской авиакомпании-лоукостера. Решение регулятора было принято в связи с ухудшением производственных показателей и финансово-экономического состояния компании. В Sky Express заранее подготовились к этому событию, и пассажиры не испытали каких-либо неудобств. Большая часть авиапарка Sky Express и часть персонала были переведены в авиакомпанию "Кубань". За девять месяцев 2011 года Sky Express перевезла 942,3 тыс. человек, при этом рейсы зачастую выполнялись с многочасовыми задержками, компания неоднократно попадала в список самых непунктуальных авиаперевозчиков месяца, который составляла Росавиация.

11 декабря 2012 года Росавиация приостановила действие, а 15 марта 2013-го аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании "Кубань" (входила в состав авиационного сектора компании "Базовый элемент", базировалась в международном аэропорту Краснодара). В конце 2012 года перевозчик прекратил полеты в связи с тяжелым финансово-экономическим положением, имевшимися крупными неурегулированными задолженностями перед российскими аэропортами, топливозаправочными компаниями и лизингодателями.

4 февраля 2013 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиаперевозчика Red Wings. Поводом для остановки полетов компании стали многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов и др., выявленные по результатам проверки перевозчика, которая была проведена после катастрофы авиалайнера Ту-204 Red Wings в московском аэропорту Внуково 29 декабря 2002 года (тогда погибли пять человек). 18 июня 2013 года, после устранения всех недостатков работы Red Wings, регулятор разрешил компании возобновить полеты.

31 декабря 2013 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании "Татарстан". Решение было принято в связи с выявленными фактами несоблюдения перевозчиком сертификационных требований, нарушениями установленных норма налета, рабочего времени и времени отдыха экипажей, порядка поддержания квалификации экипажей и др. Регулятор инициировал проверку авиакомпании после катастрофы 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани пассажирского самолета Boeing 737 "Татарстана", когда погибли 50 человек. Позднее специалисты Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшие причины катастрофы, установили, что к полету был допущен неподготовленный экипаж.

11 сентября 2014 года был приостановлен, а 5 декабря 2014-го - аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании "Московия". Перевозчик был вынужден прекратить полеты из-за финансовых проблем, сокращения парка самолетов и продолжавшегося судебного процесса о банкротстве.

18 ноября 2014 года лишилась сертификата эксплуатанта дочерняя авиакомпания "Аэрофлота" - "Добролет". Так как компания стала одним из основных авиаперевозчиков в Крым, против нее были введены санкции США, сделавшие невозможными обслуживание самолетов. К тому времени уже было известно, что "Аэрофлот" создаст новую дочернюю авиакомпанию-лоукостер под брендом "Победа", которой достанется весь авиапарк "Добролета". "Победа" приступила к полетам 1 декабря 2014 года, при этом регулярные рейсы в Крым она не осуществляет.

14 января 2015 года Росавиация отозвала, а 16 апреля того же года - аннулировала сертификат эксплуатанта у регионального перевозчика "Ак Барс Аэро", который перед этим столкнулся с финансовыми проблемами.

16 сентября 2015 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Центр-Юг" с 1 октября 2015 года. Причиной послужили выявленные в ходе проверки от 15 сентября 2015-го нарушения сертификационных требований. В частности, инспекторы агентства обнаружили, что перевозчик не располагал достаточным парком воздушных судов с количеством пассажирских мест более 55 (для получения разрешения на выполнение регулярных рейсов перевозчик должен был иметь не менее восьми таких судов). 23 октября 2015 года сертификат эксплуатанта был аннулирован.

21 октября 2015 года Росавиация своим приказом аннулировала действие сертификата эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро" (входил в пятерку крупнейших российских авиаперевозчиков) с 26 октября 2015 года. Причинами были названы выявленные проверкой недостатки, а также ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности эксплуатанта, влиявшие на безопасность полетов и права потребителей. Группа "Аэрофлот", перевезшая большинство пассажиров "Трансаэро", впоследствии получила основную часть ее допусков на международные маршруты. В 2017 году "Трансаэро" была признана банкротом.