30 октября 2017, 13:28,
обновлено 25 октября 2017, 13:08
Ситуация вокруг "ВИМ-Авиа"

Что происходит с авиакомпанией "ВИМ-Авиа"

Юрий Смитюк/ ТАСС
Авиаперевозчик в ближайшее время может прекратить свою деятельность. ТАСС рассказывает, почему это произошло и кто помог пассажирам "ВИМ-Авиа" вернуться домой

"ВИМ-Авиа" занимает десятое место среди авиакомпаний России по пассажиропотоку. В прошлом году, по данным Росавиации, она перевезла 2,08 млн человек. В январе—августе 2017 года количество пассажиров выросло на треть — до 1,8 млн человек.

Что случилось с "ВИМ-Авиа"?

1

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" решила полностью прекратить чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха, сообщила вечером 25 сентября Росавиация.

Компания сообщила, что не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования и планирует введение внешнего антикризисного управления.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), "ВИМ-Авиа" задолжала за обслуживание ее самолетов в общей сложности более 1 млрд рублей. Половину этой суммы, накопившейся за четыре месяца, предприятие должно своему базовому аэропорту Домодедово.

По данным Росавиации, кредиторская задолженность авиакомпании составляет около 7 млрд рублей.

Финансовые организации стали давать гарантии лизингодателям "ВИМ-Авиа" (им авиаперевозчик не платит также четыре месяца). При этом авиакомпании грозило лишение главных активов — воздушных судов. Так и случилось. 27 сентября самолеты "ВИМ-Авиа" были арестованы за долги в Турции и Бельгии.

Еще 25 сентября в Росавиации на экстренном совещании по вопросам операционной деятельности компании собственник "ВИМ-Авиа" заявил, что у перевозчика нет ни оборотных, ни заемных финансовых средств для продолжения перевозок пассажиров собственными силами.

Примечательно, что ранее "ВИМ-Авиа" сдавала в Росавиацию отчетность, которая свидетельствовала о благополучном состоянии авиакомпании.

Решение о судьбе авиаперевозчика правительство планировало принять после 22 октября. До этого времени самолеты "ВИМ-Авиа" были необходимы для перевозки участников фестивалей, отметил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

27 октября сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", который дает компании право на осуществление полетов, станет недействительным, сообщил ТАСС источник, близкий к авиакомпании. В Росавиации не стали комментировать этот вопрос.

30 октября сертификат эксплуатанта авиаперевозчика был приостановлен. При этом глава Минтранса Максим Соколов не исключил возможность его аннулирования. Пока Росавиация по поручению Минтранса рассматривает план по оздоровлению "ВИМ-Авиа", предложенный потенциальным инвестором Борисом Карловым.

На поддержку "ВИМ-Авиа" было потрачено 600 млн рублей. Эти средства ушли на вывоз пассажиров, расчеты с аэропортами и операционную деятельность авиакомпании, рассказал глава Росавиации Александр Нерадько.

Когда и почему начались задержки рейсов?

2

Еще 20–22 сентября около двух десятков рейсов "ВИМ-Авиа" были задержаны в аэропорту Домодедово. В последующие три дня не смогли вовремя вылететь еще несколько десятков рейсов.

Причина была в том, что перевозчик своевременно не платил за топливо. После того как задолженность за заправку самолетов "ВИМ-Авиа" перед аэропортом достигла 0,5 млрд рублей, Домодедово отказался обслуживать рейсы в долг, написали "Ведомости". 

В Росавиации подтверждали, что ситуация связана с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливозаправочными организациями.

Перевозчик обратился к властям с просьбой предоставить госгарантии по кредитам. Но 26 сентября глава Минтранса Максим Соколов дал понять, что помощи компания не получит.

"Господдержка уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила работу. Нужна господдержка в решении этой ситуации (перевозки пассажиров — прим. ТАСС). Предложения такие формируются штабом и через Минтранс будут направлены в правительство".

Сколько пассажиров могут пострадать?

3

Около 100 тыс. туристов могли пострадать в связи с решением "ВИМ-Авиа" прекратить чартерные перевозки к местам отдыха. Речь и о тех, кто не улетел, и о тех, кто ждет бортов для возвращения домой. Об этом говорилось в сообщении, опубликованном на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Но дело в том, что, по оценке АТОР, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тыс. пассажиров. То есть половина из них — организованные туристы, а еще около 100 тыс. — пассажиры без турпутевок.

26 сентября "ВИМ-Авиа" на своем сайте объяснила процедуру возврата денег за билеты для пассажиров отмененных рейсов и тех, кто хочет заранее отказаться от ранее оплаченного перелета.

Кто перевезет пассажиров "ВИМ-Авиа"?

4

На внутренних направлениях пассажиров "ВИМ-Авиа" перевозили авиакомпании "Уральские авиалинии", "АйФлай", Red Wings, NordStar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия". Договоренность об этом была достигнута на экстренном совещании в Росавиации вечером 26 сентября.

Расходы авиакомпаний на перевозку пассажиров было решено компенсировать из госбюджета. "Согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях", - говорилось по этому поводу в сообщении Росавиации.

Кто будет вывозить клиентов "ВИМ-Авиа" из других стран долгое время было не ясно. 

Туроператоры пытались самостоятельно найти перевозчиков и вернуть своих туристов на родину. При этом они надеялись на передачу рейсов "ВИМ-Авиа" иностранным авиаперевозчикам для возвращения в Россию туристов, являющихся клиентами компании. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) отметили, что на отечественном рынке не найти столько самолетов, чтобы вывезти всех клиентов проблемной авиакомпании.

9 октября программа по перевозке туристов и пассажиров авиакомпании "ВИМ-Авиа" в целом была завершена, перевезено более 36 тыс. человек, говорится в сообщении Минтранса РФ. В частности, около 5 тыс. человек перевезли иностранные авиакомпании, 17,5 тыс. - "ВИМ-Авиа", остальные пассажиры совершили перелет другими российским авиаперевозчиками.

Как реагировали власти на проблемы авиаперевозчика?

5

Из-за массовой задержки рейсов Росавиация 25 сентября инициировала внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", сообщал официальный представитель ведомства Сергей Извольский.

Одновременно из-за задержки рейсов доследственную проверку начало Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК. По данным следствия, "ВИМ-Авиа" продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в них сроки.

Кроме того, 24 сентября Приволжская транспортная прокуратура сообщала о возбуждении административных дел в отношении компании и ее руководства в связи с долгами по зарплате, превышающими 206 млн рублей.

В чем Следственный комитет подозревает руководство авиакомпании?

6

Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело о мошенничестве должностных лиц авиакомпании "ВИМ-Авиа" в связи с задержками рейсов.

Следствие установило, что не позднее 22 сентября у руководства авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере, сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко. Они знали, что у предприятия нет денег на закупку топлива, и пассажиров перевезти не удастся, но продолжали продавать билеты, получив при этом 1 млн рублей.

27 сентября следователи допросили гендиректора авиакомпании "ВИМ-Авиа" по уголовному делу о мошенничестве в отношении пассажиров. Он добровольно пришел к следователям и ответил на их вопросы.

28 сентября СК задержал гендиректора "ВИМ-Авиа" Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву. Им предъявлено обвинение в мошенничестве. Они находятся под домашним арестом.

Тогда же следствие планировало допросить и владельцев компании Рашида и Светлану Мурсекаевых, но выяснилось, что они уехали за рубеж. Совладельцы "ВИМ-Авиа" Мурсекаевы будут объявлены в розыск, сообщил ТАСС источник в правоохранительных органах. В рамках возмещения ущерба будет наложен обеспечительный арест на имущество совладельцев и руководства компании.

К сотрудникам Росавиации, которые контролировали работу "ВИМ-Авиа", включая финансово-хозяйственную деятельность, у следствия также есть вопросы. Следователи намерены взять у них свидетельские показания. 

Также СК устанавливает всех потерпевших и виновных по делу о мошенничестве "ВИМ-Авиа" и призывает всех пострадавших от действий "ВИМ-Авиа" обращаться в следственные органы.

Позже, 17 октября СК возбудил дело о преднамеренном банкротстве "ВИМ-Авиа". По версии следствия, авиакомпания заключала в 2016 и 2017 годах "явно невыгодные сделки, в том числе направленные на вывод активов за рубеж в пользу аффилированных организаций".

Стали ли неожиданностью проблемы "ВИМ-Авиа"?

7

Нет, проблемы у авиакомпании начались довольно давно.

Еще летом 2016 года Южная транспортная прокуратура проводила проверку в связи с многочасовой задержкой вылета пассажиров из Симферополя в Санкт-Петербург.

В июле 2016 года перевозчик не только задержал вылет двух самолетов из Крыма в Москву, но и отменил семь рейсов.

Из-за систематической задержки рейсов от услуг авиакомпании планировали отказаться власти Колымы.

В апреле 2017 года лишь после вмешательства Приволжской транспортной прокуратуры авиаперевозчик выплатил 1,1 тыс. своих сотрудников долг по зарплате в 38 млн рублей.

В конце мая 2017 года задержки рейсов на десять и более часов приобрели массовый характер. Так, 28 мая авиаперевозчик задержал вылет большинства своих чартеров из Домодедова. В последующие дни десятки вылетов были задержаны и отменены. Туроператоры вынуждены были искать самолеты на замену "ВИМ-Авиа", чтобы доставить туристов на курорты.

Мария Селиванова