ТАСС-ДОСЬЕ. 16 ноября 2017 года Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции о продлении срока работы Совместного механизма ООН и Организации по запрещению химического оружия по расследованию случаев применения химоружия в Сирии (СМР ООН-ОЗХО, создан в августе 2015 года, мандат заканчивается 17 ноября 2017 года).
Документ был внесен в СБ ООН Соединенными Штатами 2 ноября одновременно с проектом, подготовленным Россией. Американский вариант отводил на работу СМР 24 месяца и допускал введение санкций и применение военной силы в отношении Сирии за использование отравляющих веществ. Россия же предлагала продлить работу миссии на шесть месяцев и настаивала на проведении переоценки "сделанных ранее выводов и заключений". Кроме того, российский проект предусматривал отправку экспертов на место предполагаемой атаки в Хан-Шейхуне 4 апреля.
В результате российский проект не набрал необходимого числа голосов (необходимо девять из 15, проект поддержали три страны, семь были против, четыре воздержались) и был отозван, а при голосовании по американскому проекту Россия была вынуждена воспользоваться правом вето. Это десятая резолюция СБ ООН по Сирии, заблокированная Россией после начала гражданской войны в этой стране в 2011 году.
Первый раз Россия голосовала против резолюции, касающейся ситуации в Сирии, 4 октября 2011 года. Тогда РФ ветировала проект документа, предусматривавшего возможность введения санкций в отношении этой страны, если ее власти в течение 30 дней не прекратят насилие (антиправительственные выступления с требованиями проведения демократических реформ начались в Сирии в начале 2011 года, для подавления протестов оппозиции была использована армия).
Документ, инициированный Францией, Германией, Португалией и Великобританией, обсуждался на фоне заявлений о нелегитимности президента САР Башара Асада. Россия, по словам постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина, не могла "согласиться с односторонним обвинительным уклоном в адрес Дамаска, [поскольку] такой подход противоречит принципу мирного урегулирования кризиса на основе общесирийского национального диалога". Против резолюции также высказался Китай.
4 февраля 2012 года Россия и Китай вновь проголосовали против резолюции, осуждающей Сирию за подавление протестов. Документ, соавторами которого выступили несколько арабских и западных стран, не учитывал действия вооруженных антиправительственных групп, провоцирующих насилие. По мнению российского МИД, он "неадекватно отражал сложившиеся в Сирии реалии и посылал несбалансированные сигналы сирийским сторонам".
19 июля 2012 года Россия и Китай заблокировали проект резолюции, подготовленный Великобританией, который допускал возможность применения санкций в отношении Дамаска, если он не прекратит использование тяжелого вооружения против населения. Поводом к разработке документа послужила операция сирийской армии, проведенная при поддержке танков и боевых вертолетов 12 июля в городе Джиср-эш-Шугур против крупной группировки боевиков, жертвами которых стали 120 полицейских. По версии правозащитников, этот город являлся центром антиправительственного восстания в провинции Идлиб. Россия назвала поставленный на голосование проект предельно односторонним и не отражающим реальную ситуацию в стране.
22 мая 2014 года Россия и Китай воспользовались правом вето при голосовании по проекту резолюции (подготовлен Францией), предусматривавшему передачу расследования военных преступлений, совершенных в ходе сирийского конфликта, в Международный уголовный суд в Гааге. Ранее, в марте 2014 года, специальная комиссия Совета ООН по правам человека (создана в 2011 году для расследования нарушений международного права и прав человека в Сирии) распространила доклад, в котором был сделан вывод, что правительственные силы виновны в преступлениях против человечности, а вооруженные повстанцы - в военных преступлениях.
Впоследствии комиссия представила список лиц, которые, по ее мнению, причастны к этим правонарушениям. Чуркин назвал проект резолюции попыткой использовать МУС "для дальнейшего разжигания политических страстей, а в конечном счете - для внешнего силового вмешательства".
8 октября 2016 года Россия наложила вето на подготовленную Францией резолюцию, требующую прекратить бомбардировки города Алеппо и полеты над ним военной авиации. По мнению России, несмотря на обязательства государств - членов ООН бороться с террористической угрозой, в этом документе делалась "откровенная попытка обеспечить прикрытие террористам "Джабхат ан-Нусры" (запрещена в РФ) и слившимся с ними боевикам". Китай при голосовании воздержался.
5 декабря 2016 года Россия и Китай заблокировали принятие резолюции по прекращению боевых действий в Алеппо. Подготовленный Египтом, Испанией и Новой Зеландией проект резолюции требовал прекратить боевые действия в Алеппо на первоначальный период в семь дней. По замыслу соавторов документа, пауза в боях должна была позволить безопасно доставить в город гуманитарную помощь, а также создать условия для возобновления переговоров по политическому урегулированию конфликта в Сирии. По мнению Москвы и Пекина, перемирие дало бы боевикам возможность перегруппировать силы.
28 февраля 2017 года Россия и Китай голосовали против резолюции, предусматривавшей введение санкций в отношении Сирии за атаки с применением отравляющих веществ, приписываемые Дамаску. Документ, разработанный США, Великобританией и Францией, предусматривал запрет на поставку вертолетов армии и госструктурам страны. Основанием для принятия этих мер были названы выводы Совместного механизма ООН-ОЗХО, возложившего на Дамаск ответственность за три химатаки, совершенные в 2014-2015 годах, в ходе которых контейнеры с хлором сбрасывались, предположительно, с военных вертолетов. Как заявили в СБ представители России и Китая, резолюция могла навредить попыткам ООН наладить отношения между различными группами сирийской оппозиции на Женевской переговорной платформе.
12 апреля 2017 года Россия заблокировала проект резолюции, касающейся расследования предполагаемой химической атаки в городе Хан-Шейхун 4 апреля. Документ, подготовленный Великобританией, США и Францией, включал, в частности, требования к Дамаску предоставить всю информацию о полетах авиации в день инцидента и доступ на военные базы, с которых могли наноситься удары. Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков заявил, что этот документ "назначал виновных еще до проведения расследования - объективного и независимого", и назвал этот подход "несовместимым со стандартами правосудия".
24 октября 2017 года Россия наложила вето на проект резолюции о продлении на год полномочий Совместного механизма ООН-ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии. Автором проекта выступили США. Перед началом голосования Россия предложила перенести рассмотрение вопроса о продлении мандата СМР на 7 ноября, чтобы дождаться 26 октября - даты выхода доклада с результатами расследования химической атаки в Хан-Шейхуне. Одно эта инициатива не нашла поддержки.
На заседании Совета Безопасности ООН постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что в стремлении США форсировать продление мандата СМР "нет никакой логики", и призвал "спокойно и взвешенно" принять решение после публикации доклада. По его словам, несогласованный проект резолюции был вынесен на голосование, чтобы "ошельмовать Россию", вынудив ее наложить вето на документ. Помимо России против документа проголосовала Боливия, воздержались Казахстан и Китай.