Участие России, Ирана и Турции в урегулировании сирийского кризиса. Досье

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Александр Щербак/ ТАСС
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу и министр иностранных дел России Сергей Лавров

22 ноября в Сочи состоится встреча президентов Путина, Роухани и Эрдогана, посвященная сирийской проблеме

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 ноября в Сочи состоится встреча президентов России, Ирана и Турции Владимира Путина, Хасана Роухани и Реджепа Тайипа Эрдогана. Переговоры пройдут в подобном формате впервые. Основная тема дискуссии - дальнейшие шаги по нормализации политической обстановки в Сирии. Ранее эти вопросы обсуждались экспертами и профильными министрами России, Ирана и Турции.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как РФ, Иран и Турция участвовали в разрешении сирийского кризиса.

Идея встреч в трехстороннем формате по поводу урегулирования ситуации в Сирии возникла в конце 2016 году. К тому времени сирийским вооруженным силам удалось переломить ситуацию в войне и перейти в наступление на ключевых направлениях. Большую роль в этом сыграла авиагруппа ВКС РФ, которая была переброшена в Сирию 30 сентября 2015 года по просьбе правительства этой страны. К декабрю 2016 года были освобождены более 600 населенных пунктов, в том числе Алеппо. Изменение военной ситуации в стране привело к необходимости поиска новых форматов политического урегулирования и привлечению тех стран, которые имеют реальные рычаги влияния на сирийские противоборствующие стороны.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя данную инициативу, заявил, что новый формат "должен послужить дополнением к межсирийскому диалогу под эгидой ООН в Женеве (международные конференции прошли 30 июня 2012 года; в январе - феврале 2014 года; в январе - июле 2016 года), объединив за столом переговоров тех, кто реально контролирует ситуацию "на земле" и способен выполнять взятые на себя обязательства".

Российскую инициативу поддержали Иран и Турция, принимающие активное участие в сирийском конфликте. Так, Анкара с начала вооруженного противостояния в Сирии поддержала оппозиционные силы, в частности, "Сирийскую свободную армию", и выступила за скорейший уход Башара Асада с поста президента страны. В августе 2016 года она начала военную операцию на севере Сирии "Щит Евфрата" (завершена в марте 2017 года). Ее целью были заявлены очистка турецких границ от военизированных группировок, в том числе действующих в регионе курдских отрядов самообороны, и поддержка территориальной целостности Сирии, а также предотвращение миграционных потоков и оказание гуманитарной помощи населению.

Тегеран же занял сторону официальных сирийских властей, предоставив им военную и финансовую помощь. Так, на стороне правительственных сил воюют отряды Корпуса стражей исламской революции и подконтрольные Тегерану подразделения шиитской организации "Хезболлах", базирующейся в Ливане.

Первая встреча в рамках трехстороннего формата на уровне министров иностранных дел и министров обороны состоялась 20 декабря 2016 года в Москве. Тогда в итоговом совместном заявлении стороны выразили готовность помочь сирийским властям и оппозиции прийти к соглашению, а также стать его гарантами. К концу декабря 2016 года на основе достигнутых договоренностей представителям России, Ирана и Турции удалось согласовать введение режима прекращения огня (вступил в силу 30 декабря 2016 года), который распространяется на сирийские правительственные войска и все вооруженные группировки за исключением запрещенных в РФ "Исламского государства" и "Джебхат Фатх аш-Шам" (бывшая "Джебхат ан-Нусра").

Кроме того, представители трех стран инициировали процесс мирных переговоров в Астане, к которым были привлечены правительство Сирии и делегация сирийской оппозиции. Россия, Иран и Турция взяли на себя обязательства гарантировать действие режима прекращения огня. Астанинский процесс (к ноябрю 2017 года прошло уже семь раундов переговоров, последний - 30-31 октября 2017 года) принес ощутимые результаты в стабилизации обстановки в Сирии.

Прежде всего, к сентябрю сторонам удалось договориться о создании зон деэскалации - территорий, где прекращены боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции, которые присоединились к перемирию. Такие зоны были сформированы к северу от города Хомс, в районе Восточной Гуты в пригороде Дамаска, в провинции Дераа на границе Сирии с Иорданией, а также в провинции Идлиб. Было согласовано, что мониторинг в провинции Идлиб будут вести силы Ирана, России и Турции, а в остальных регионах - российская военная полиция.

Параллельно с политическими консультациями продолжалась борьба с "Исламским государством". Так, к ноябрю 2017 года был освобожден ряд населенных пунктов - Ракка (негласная столица ИГ в Сирии), Дейр-эз-Зор, Эль-Маядин. По словам министра обороны России Сергея Шойгу, к концу октября под контролем боевиков ИГ осталось не более 5% территории Сирии. На встрече с Асадом 20 ноября Путин заявил, что военная операция близка к завершению, и теперь нужно перейти к политическому урегулированию.

Улучшение военной обстановки в Сирии привело к актуализации вопроса политического диалога в стране. В конце октября Путин выступил с инициативой проведения Конгресса национального диалога Сирии, для участия в котором предполагается пригласить представителей всех этнических и конфессиональных групп Сирии, властей, внутренней и внешней оппозиции, а также наблюдателей ООН, Красного Креста и Всемирной организации здравоохранения. Предложение российского президента было поддержано Ираном и Турцией. По данным СМИ, конгресс может пройти в начале декабря.