Участок железной дороги в обход территории Украины. Досье
Двухпутный электрифицированный участок железной дороги Журавка - Миллерово был построен в 2015-2017 годах в обход транзитного участка, проходящего по территории Луганской области Украины
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 декабря 2017 года завершится переход российских пассажирских поездов кавказского направления на новый участок железной дороги, проложенный в обход территории Украины. Об этом 6 декабря сообщил журналистам директор ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов.
Двухпутный электрифицированный участок железной дороги Журавка - Миллерово построен в 2015-2017 годах в обход транзитного участка, проходящего по территории Луганской области Украины.
История
В Советском Союзе поезда из центральных регионов РСФСР следовали на юг страны по наиболее прямому маршруту - через Курск, Белгород и Харьков.
После распада СССР в 1990-х годах на границе России и Украины был введен таможенный и паспортный контроль. Чтобы избежать таможенных процедур, российские транзитные поезда были переведены на железнодорожную линию, проходящую восточнее прежнего "главного хода", через Воронеж. Один из участков данной линии севернее Ростова-на-Дону, построенный в 1869-1871 годах, частично проходит по территории Украины. Поскольку этот короткий (37 км) отрезок изолирован от украинской железнодорожной сети, таможенный контроль при пересечении поездами границ не проводится, составы проезжают украинскую территорию без остановок. Участок начинается от станции Гартмашевка в Воронежской области и заканчивается на станции Чертково Ростовской области, дорога частично проходит по Луганской области Украины, частично - по линии государственной границы. Железнодорожная инфраструктура между Гартмашевкой и Чертково вместе со станцией Зориновка по состоянию на 2017 год арендуется РЖД у местного украинского сельсовета. Межправительственных соглашений об эксплуатации линии не заключалось.
Планы строительства участка железной дороги в обход Луганской обл. рассматривались в России с начала 2000-х годов. В частности, разработанный РЖД в 2008 году проект высокоскоростной магистрали Москва - Адлер предусматривал создание между Гартмашевкой и Чертково нового пути, целиком проходящего по российской территории. В феврале 2014 года на Украине произошел государственный переворот, после чего некоторые украинские политики заявили о возможном прекращении железнодорожного сообщения с Россией, в том числе транзитного. Эти обстоятельства потребовали ускорения разработки проекта обходного участка. Рассматривались несколько вариантов трассировки линии, в итоге было решено проложить трассу между станциями Журавка и Миллерово, на удалении от украинской границы. В 2014 году РЖД направили 100 млн руб. из своей инвестиционной программы на проектирование линии. В 2015 году на продолжение проектирования и начало строительства из федерального бюджета было выделено 7 млрд руб. Стоимость всего проекта первоначально оценивалась в 55 млрд руб. Заказчиком строительства выступили РЖД, одним из основных исполнителей стали Железнодорожные войска (ЖДВ) Вооруженных сил РФ. Часть работ также выполняли подрядчики РЖД.
Ход строительства
25 апреля 2015 года группировка ЖДВ приступила к строительству участка двухпутной электрифицированной железной дороги Журавка - Миллерово. Планом было намечено сооружение семи станций (Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково) и 14 платформ. 21 сентября 2015 года, через пять месяцев после фактического старта работ, распоряжение о строительстве дороги подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
По данным Минобороны РФ, к строительству обхода были привлечены пять отдельных железнодорожных батальонов механизации железнодорожных бригад Центрального, Южного и Западного военных округов, а также три отдельных путевых железнодорожных батальона Южного военного округа. Группировка насчитывала около 1,7 тыс. человек, 700 единиц автомобильной, инженерной и специальной техники. Строительство одновременно велось на нескольких участках.
20 апреля 2016 года состоялась торжественная укладка первого звена рельсошпальной решетки на подготовленную насыпь. Стыковка рельсового полотна всех участков линии была произведена 21 июля 2017 года.
7 августа 2017 года на линии началось рабочее движение. В тот же день на церемонии вручения ордена Жукова 39-й отдельной железнодорожной бригаде Минобороны, военнослужащие которой были задействованы в строительстве, выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он заявил, что участок дороги Журавка - Миллерово был построен в кратчайшие сроки благодаря слаженной работе гражданских и военных железнодорожников, взаимодействию Минобороны, Минтранса и РЖД.
20 сентября 2017 года РЖД в рамках тестовой эксплуатации запустили на линии регулярное движение грузовых поездов. Согласно пресс-релизу компании, тестовая эксплуатация позволит проверить готовность железнодорожной инфраструктуры, работу систем управления движением, а также подготовить локомотивные бригады.
29 ноября 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов заявил на III Железнодорожном съезде, что до конца 2017 года на линию Журавка - Миллерово в обход Украины будет переведено движение всех соответствующих поездов. Согласно нормативному графику, это 62 пары пассажирских поездов и 30 пар грузовых.
Дорога в цифрах
Построенная линия протяженностью более 137 км включает в себя восемь станций (из них семь возведены с нуля), 15 платформ и 98 различных объектов инфраструктуры.
В их числе пять железнодорожных мостов, один виадук, четыре автодорожных путепровода, два скотопрогона, 20 железнодорожных путепроводов для проезда сельхозтехники, 66 водопропускных труб. Для электрификации участка были реконструированы две старых тяговых подстанции (Журавка и Старая Станица) и построены три новых (Сергеевка, Кутейниково и Колодези), проложены 318 км линий электропередачи. 28 мая 2017 года инспектировавший строительство дороги заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков приводил цифру объема верхнего строения пути - 177,2 км. 20 сентября 2017 года пресс-служба РЖД сообщила, что загрузка направления в летний период составит до 190 поездов в сутки (в основном за счет пассажирских поездов дальнего следования). Максимальная скорость движения пассажирских поездов на линии по проекту составляет 140 км/ч, грузовых - до 90 км/ ч.