Эволюция позиции США по сирийскому кризису. Досье

Во время ракетного удара по объектам военной и гражданской инфраструктуры Сирии. EPA-EFE/ SANA
Во время ракетного удара по объектам военной и гражданской инфраструктуры Сирии
14 апреля США совместно с Великобританией и Францией нанесли ракетный удар по объектам военной и гражданской инфраструктуры Сирии

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 апреля 2018 года США совместно с Великобританией и Францией ракетный удар по объектам военной и гражданской инфраструктуры Сирии. В Минобороны РФ сообщили, что союзники выпустили более 100 крылатых ракет и ракет класса "воздух - земля", большую часть из них сбили на подлете к целям сирийские средства ПВО. Ранее Вашингтон, Лондон и Париж заявили, что удары являются ответом на якобы имевшее место применение химического оружия 7 апреля в сирийском городе Дума. По некоторым данным, атаке подверглось порядка 10 объектов, однако сирийское информационное агентство SANA эту информацию не подтвердило.

После начала массовых протестов в Сирии в марте 2011 года США поддержали требования оппозиции о проведении в стране демократических реформ. Администрация президента США Барака Обамы призвала президента Сирии Башара Асада "начать серьезный диалог с целью продвижения демократического перехода". Однако сирийские власти пытались навести порядок в стране силовым путем и не допустить разрастания мятежа. Поэтому уже в апреле 2011 года Вашингтон ввел односторонние санкции в отношении ряда сирийских чиновников и госструктур. В мае 2011 года были введены санкции против Башара Асада, которого США обвинили в нарушении прав человека. В августе 2011 года Барак Обама впервые заявил о том, что "ради блага сирийского народа президенту Асаду пора уйти". Параллельно Вашингтон наращивал дипломатическую поддержку сирийской оппозиции. Между тем речи о прямом военном вмешательстве и поставках оружия не шло.

В начале августа 2012 года Барак Обама подписал распоряжение, разрешающее ЦРУ оказывать помощь сирийским мятежникам. Поддержка предполагала предоставление вооруженной оппозиции разведданных о перемещениях правительственных сил, подготовку бойцов и сотрудничество с командным центром повстанцев в городе Адана на юге Турции (в 100 км от границы с Сирией) неподалеку от турецкой военной базы Инджирлик, которую используют американские ВС. Распоряжение Обамы не предполагало поставок оружия оппозиции.

В декабре 2012 года США признали Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (создана в ноябре 2012 года в столице Катара Дохе в результате объединения различных группировок сирийской оппозиции) в качестве законного представителя народа Сирии и структуры, возглавляющей оппозиционные силы. В заявлении по этому поводу Барак Обама снова подчеркнул, что поставки оружия сирийской оппозиции в ближайшее время не планируются.

К концу лета 2013 года позиция США по сирийскому конфликту претерпела серьезные изменения в связи с зафиксированными фактами применения под Дамаском химического оружия (ХО). Эксперты ООН подтвердили его использование в пяти случаях: 19 марта - в пригороде Алеппо Хан-эль-Асале, 29 апреля - в Саракебе на севере страны, 21, 24 и 25 августа - в пригородах Дамаска - Восточной Гуте, Джобаре и Ашрафие-Сахнае. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в Восточной Гуте, где в результате обстрела снарядами с нервно-паралитическим газом зарин погибли, по разным данным, от 280 (данные французской разведки) до 1700 человек (данные сирийской оппозиции). До инцидента Барак Обама неоднократно заявлял, что использование химического оружия сирийской армией станет "красной чертой" для США, пересечение которой повлечет американские удары по Сирии. Несмотря на то что в специальном докладе ООН о химических атаках в Сирии не была установлена причастность к их проведению ни одной из сторон, США и ряд стран возложили ответственность за использование химоружия на сирийские власти. 31 августа 2013 года Барак Обама заявил, что принял решение нанести удар по Сирии. Однако миротворческие усилия России, а также согласие Дамаска поставить под международный контроль свои запасы химоружия и присоединиться к Конвенции о запрещении химоружия привели к отказу Вашингтона от прямого военного вмешательства.

После того как Барак Обама отменил готовящийся военный удар по Сирии, появилась информация о начале поставок сирийской оппозиции американского легкого стрелкового оружия, боеприпасов, автомобилей, снаряжения, средств связи и медикаментов. Вашингтон продолжил поддерживать сирийскую оппозицию, воюющую с силами Башара Асад, и по-прежнему настаивал на смене режима в стране.

Летом 2014 года в северных и западных районах Ирака, а также в северной Сирии началось широкое наступление боевиков "Исламского государства" (ИГ, террористическая организация, запрещена в России). К началу осени 2014 года боевики ИГ контролировали уже четверть территории Сирии и треть территории Ирака. Стремительное распространение ИГ в регионе отодвинуло необходимость отстранения Башара Асада от власти на второй план. В сентябре 2014 года на саммите НАТО по инициативе США была сформирована международная коалиция против ИГ, которая начала наносить удары по позициям боевиков в Ираке. К концу сентября ВВС США приступили к нанесению ударов с воздуха по позициям ИГ на сирийской территории (без санкции ООН и без согласия сирийских властей).

В сентябре 2015 года Россия на основании обращения президента Сирии Башара Асада объявила о начале военной операции Военно-космических сил в Сирии против боевиков ИГ. Вмешательство Москвы привело к изменению баланса сил в конфликте и укрепило позиции сирийского режима. Тогда же позиция Вашингтона была несколько скорректирована. Так, в сентябре 2015 года госсекретарь США Джон Керри в интервью телеканалу CNN заявил, что теперь Соединенные Штаты выступают за "плавный переход" власти в Сирии, и что "если Асад покинет свой пост быстрее, это может привести к взрыву, направленному внутрь". Между тем Вашингтон продолжал возлагать ответственность на Башара Асада за продолжение гражданской войны.

После прихода новой администрации к власти в 2017 года США стали рассматривать сирийскую проблему в первую очередь с точки зрения борьбы с международным терроризмом. Еще будучи кандидатом в президенты Дональд Трамп заявлял, что в случае его победы на выборах Соединенные Штаты будут активно взаимодействовать с Россией в военно-политической сфере, чтобы разгромить ИГ и пресечь финансирование террористов. Первые шаги Дональда Трампа в качестве президента подтвердили его предвыборные обещания. Он поручил главе Пентагона Джеймсу Мэттису разработать план по борьбе с ИГ, предусматривающий поиск новых союзников для международной коалиции. В конце марта 2017 года постпред США при ООН Никки Хейли заявила, что "нашим приоритетом больше не является цель убрать Асада". Аналогичную мысль высказал и американский госсекретарь Рекс Тиллерсон во время встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре, заявив, что "именно сирийский народ определит судьбу Асада на долгосрочную перспективу".

Однако химическая атака 4 апреля 2017 года в пригороде Идлиба (на северо-западе страны), в результате которой, по данным ВОЗ, погибли более 80 человек и более 500 пострадали, существенно изменила позицию американской администрации по отношению к сирийскому кризису. По словам Дональда Трампа, "произошедшее перешло все границы" и что "это пересекает красную черту". 6 апреля Рекс Тиллерсон заявил, что "мы рассматриваем подходящий ответ на химическую атаку, которая нарушает принятые ранее резолюции ООН, международные нормы и соглашения сторон, в том числе Сирии, России и всех остальных членов Совета Безопасности ООН. Это серьезный вопрос, и он требует серьезного ответа".

7 апреля 2017 года США нанесли массированный ракетный удар по авиабазе сирийских ВВС Шайрат. Трамп назвал удар "пропорциональным ответом" на химическую атаку в Идлибе. Американская администрация возложила ответственность за атаку на сирийский режим. Жертвами американского удара, по данным сирийского агентства SANA, стали девять мирных жителей, в том числе четверо детей. После удара Никки Хейли заявила, что Вашингтон "не видит возможности достижения мира в Сирии при сохранении Асада" и что "Уход Асада не является единственным приоритетом. "Мы также стараемся разгромить "Исламское государство", - отметила она.