ТАСС-ДОСЬЕ. 8 мая 2018 года. в парламенте Армении состоятся повторные выборы премьер-министра республики. На этот пост выдвинут единственный кандидат - лидер оппозиции Никол Пашинян. 1 мая его кандидатура уже рассматривалась Национальным собранием, однако он не набрал необходимого числа голосов.
Внеочередные выборы были назначены в связи с отставкой премьер-министра Армении, бывшего президента республики Сержа Саргсяна, произошедшей под давлением оппозиции. В соответствии с конституционной реформой 2015 году, инициированной Саргсяном, в апреле 2018 г. Армения перешла к парламентской форме правления. Премьер-министр получил широкие полномочия и практически возглавил всю систему исполнительной власти в республике.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила подборку высказываний Никола Пашиняна.
О Серже Саргсяне
"По отношению к Сержу Саргсяну в нашей стране есть неприязнь, которую невозможно описать словами. Народ Армении в буквальном смысле в плену у Сержа Саргсяна и его власти. И даже мы, деятели оппозиции, не смогли оценить реальный уровень рабства и беззащитности народа..." (выступление на митинге в Ереване 13 апреля 2018 года).
"Агонизирующая власть Сержа Саргсяна предлагает нам диалог? Диалог не ведут с политическим трупом. Серж Саргсян - политический труп!" (выступление на митинге на площади Республики в Ереване 21 апреля 2018 года).
О президентской форме правления
"Это вопрос не о форме правления, а о сущности и содержании правления. Можно всегда спорить, какая машина лучше - BMW или Mercedes, но вопрос не в этом, а в том, как мы собираемся водить, по каким правилам мы собираемся водить эту машину, потому что обе машины хороши" (отвечая на вопросы корреспондентов Русской службы Би-би-си 29 апреля 2018 года).
Об армянском протестном движении
"У этого [протестного] движения нет вообще никакого геополитического контекста. И это не движение ни против России, ни против Соединенных Штатов, ни против Евросоюза, ни против Ирана, ни против Грузии. Это движение против коррупции, это движение против неэффективного правления, и это чисто внутриармянское движение" (из интервью РБК 26 апреля 2018 года).
О внешней политике
"Мы собираемся улучшить и углубить отношения и с Россией, и с евразийскими партнерами, и с партнерами из ОДКБ, и с Европейским союзом, и с Соединенными Штатами, и с Ираном, и с Грузией и вообще со всеми партнерами, но мы представляем это так: не должно одно произойти за счет другого" (отвечая на вопросы корреспондентов Русской службы Би-би-си 29 апреля 2018 года).
О проблеме Нагорного Карабаха
"Карабахский вопрос должен решаться путем диалога. Вы знаете, Азербайджан в течение очень многих лет ведет себя очень агрессивно, и это создает негативный фон для разговора... Сейчас такое впечатление, что цель Азербайджана - капитуляция Нагорного Карабаха и Армении. Это же абсурд, это же деструктивно. И я думаю, что первое, что нужно делать, - это создать соответствующую атмосферу для диалога, для переговоров" (отвечая на вопросы корреспондентов Русской службы Би-би-си 29 апреля 2018 года).
О ЕАЭС
"Со вступлением в ЕАЭС и в контексте происходящих вокруг него процессов суверенитет Армении получил серьезные удары, и эти процессы будут продолжаться, став с момента "икс" неконтролируемыми для нас, если уже не стали <...> Очень важно иметь геополитические противовесы. В этом контексте мы [фракция "Елк"] придаем важность соглашению об ассоциации с ЕС, в качестве противовеса по защите суверенитета Республики Армения" (выступление в парламенте при обсуждении вопроса создания временной комиссии для изучения предложения по выходу Армении из ЕАЭС 3 октября 2017 года).
"Сейчас ситуация такова, что выход из таких организаций, как ЕАЭС и ОДКБ может происходить только путем референдума. Но я уже сказал, что мы не собираемся делать каких-то геополитических резких движений. Как я уже сказал, мы собираемся делать только такие шаги, которые в интересах Республики Армения" (заявление для иностранных журналистов, 24 апреля 2018 года).
О сотрудничестве с Евросоюзом
"В плане отношений с Евросоюзом у нас тоже был подписан и ратифицирован договор... Я не думаю, что сближение Армении с Евросоюзом может как-то угрожать безопасности страны" (отвечая на вопросы корреспондентов Русской службы Би-би-си 29 апреля 2018 года).
Об отношениях с РФ
"Отнюдь не умаляя важность армяно-российских стратегических взаимоотношений, мы констатируем, что в этих отношениях существуют проблемы: самая большая из которых это то, что армяно-российские отношения не являются партнерскими, это взаимоотношения говорящего и слушающего" (из интервью информационному агентству Rusarminfo 20 сентября 2015 года).
"Бывают профессиональные картежники, которые говорят: будь у тебя мешок пшеницы, я по зернышку заберу из твоих рук. Теперь этими договорами и вообще в течение последних 20-25 лет Россия по зернышку забирает от нас наш суверенитет. А мы смотрим, мол, да, такова международная практика, нормально, так принято" (выступление в парламенте 5 октября 2017 года).
"Отношения между Россией и Арменией очень, очень и очень важны. Нет никаких сомнений, что Россия и Армения дружественные, братские страны. Но это не означает, что в наших отношениях нет проблем. Но наша цель не критиковать эти проблемы, а решать их путем диалога, путем переговоров" (заявление для иностранных журналистов, 24 апреля 2018 года).
"Мы говорим, что Армения и Россия - стратегические партнеры, союзники, они ими и останутся. Армения останется в Евразийском экономическом союзе. Армения останется в ОДКБ. Российская база останется в Армении. Российские пограничники будут продолжать защищать армяно-турецкую границу. Это все гарантировано, об этом больше не нужно говорить" (в интервью газете "Коммерсантъ" 2 мая 2018 года).