4 марта 2021, 08:00
Интервью

Даниэль Брюль: у ребят из Marvel есть чувство юмора

Даниэль Брюль. Vianney Le Caer/ Invision/ AP
Даниэль Брюль
Германо-испанский актер — о том, как реальность отразилась в его первой режиссерской работе

Германо-испанский актер Даниэль Брюль, который знаком зрителям по ролям в фильмах "Бесславные ублюдки", "Гонка", "Первый мститель: Противостояние", в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля представил свой режиссерский дебют — черную комедию с элементами драмы "По соседству" (Next Door). По сюжету успешный актер (его сыграл сам Брюль) готовится к пробам в блокбастере, сценарий которого держится в строгом секрете. Перед отъездом в аэропорт он решает заглянуть в бар, где впервые лицом к лицу встречает своего соседа (Петер Курт). Постепенно выясняется, что тот знает о личной жизни героя гораздо больше, чем он сам. В онлайн-интервью ТАСС режиссер рассказал о том, как реальность отразилась в его картине, с какими неловкими ситуациями ему пришлось столкнуться в качестве актера, и предположил, оценит ли Marvel иронию в фильме.

— Вы много и успешно снимаетесь в самых разных проектах как актер, как у вас возникло желание оказаться по ту сторону камеры?

— Я мечтал снять что-нибудь уже очень давно, но искал идею, которая была бы мне близка и увлекла бы меня. От знакомых режиссеров я неоднократно слышал о том, что кино нужно делать о том, в чем ты сам хорошо разбираешься, особенно когда речь идет о дебюте.

Однажды я сидел в маленьком ресторанчике в Барселоне и придумал этот сюжет, но никак не мог подступиться к работе по разным причинам, в том числе потому что я сам не пишу. Спустя некоторое время в Берлине я переехал из одной квартиры в другую — я и сейчас в ней живу. Это типичное берлинское жилье, окна которого выходят в небольшой внутренний дворик, ровно на окна соседей напротив. Я подумал, что, пожалуй, действие картины должно развиваться именно в этом городе. Когда нашлась продакшен-компания, которая предложила мне возможность снять кино, я собрался с духом и обратился к своему приятелю Дэниэлу Кельманну (сценарист фильма, известный австрийский и немецкий писатель — прим. ТАСС), одному из лучших авторов в Германии. Мне хотелось создать атмосферу мрачноватой комедии, и я подумал, что Дэниэлу это будет интересно. К счастью, он сразу согласился с большим энтузиазмом. Я снабжал его идеями, он писал, и спустя пару недель у меня уже был первый вариант сценария. Внезапно я осознал, что держу в руках будущий фильм.

— Насколько реалистична ситуация, которую вы показываете в фильме, и сколько собственного опыта и переживаний вы вложили в своего героя?

— Однажды в Барселоне со мной случилась забавная ситуация: в парке ко мне подошла пара с фотокамерой, они оба были блондинами, поэтому издалека я принял их за немцев. Я уже приготовился позировать, но оказалось, что они из Швеции и понятия не имеют, кто я такой, — просто хотели попросить меня сфотографировать их вместе. Словами не описать, как мне было стыдно. (Смеется.)

Фильм и правда получился очень личным: в нем много такого, с чем я имел дело в реальной жизни, но желания снять автобиографичную историю у меня не было. Этот опыт скорее помог мне создать такую картину, которую я задумал. Профессия актера порой делает человека мишенью для нападок

Второй герой в картине — сосед, это тоже собирательный образ, и у него тоже есть своя правда. Мне было важно рассказать о них обоих, никого не выделяя и никому не сочувствуя как-то по-особенному. Я бы мог снять фильм об архитекторе из Дюссельдорфа или успешном музыканте из Штутгарта, но понимал, что будет лучше воспользоваться реальным опытом при создании образа. Меня всегда интересовал вопрос соседства и идентичности, поскольку я вырос в Западной Германии, в Кельне, а в Берлине много лет живу в Пренцлауберге (район в восточной части Берлина — прим. ТАСС). В какой бы бар я ни зашел в восточной части города, во мне всегда распознают западного немца, поэтому я до сих пор не могу сказать: "я — берлинец".

— Вы часто появляетесь в больших голливудских проектах, в том числе в фильмах Marvel, но здесь, на Берлинале, представили режиссерский дебют, снятый на немецком языке. Как вам удается перемещаться между миром блокбастеров и камерным кинематографом?

— Мне всегда было интересно исследовать кинематограф во всем многообразии, и мне очень повезло, что меня приглашают и в блокбастеры. Да, в своем фильме я иронизирую над некоторыми проектами, в которых мне довелось сыграть, но я знаю, что у ребят из Marvel есть чувство юмора, так что, надеюсь, им понравится. Но сюжетная линия с пробами в американский блокбастер, для которых моему герою высылают лишь одну страницу текста без каких-либо подробностей, вдохновлена не опытом работы с ними, а другой историей.

Однажды мне, молодому актеру, прислали одну страницу с тремя строчками текста, всю в водяных знаках, без какого-либо контекста. Мне тогда показалось это оскорбительным, и я отказался

Marvel же всегда с большим уважением относится к артистам, мы всегда точно знаем, что мы должны делать.

— Могли бы рассказать подробнее, какие фильмы послужили для вас вдохновением?

— Я начинал с артхаусного кино, оно всегда меня привлекало, и именно такой фильм я хотел снять. Я обожаю каммершпиле (от немецкого Kammerspiele — камерная драма — прим. ТАСС), мне интересно наблюдать за актерами, исполняющими свои роли в ограниченном пространстве. Самым сложным в нашем случае было сделать так, чтобы зритель не заскучал через десять минут в баре с этими героями. Конечно, я пересматривал Альфреда Хичкока и Сидни Люмета, из более современного меня впечатлили датский фильм "Виновный" Густава Меллера, драма "Лок" Стивена Найта с Томом Харди. Когда мы создавали сценарий, то много говорили о подходе братьев Коэнов. Я ужасно нервничал перед тем, как представить фильм первым зрителям, мне снились страшные сны. (Смеется.) Но я понял, что должен просто отпустить его и надеяться, что людям понравится то, что я сделал.

Беседовала Валерия Высокосова​​​​