Виктор Добронравов: по-настоящему в "Пальме" полетать мне не дали
Заслуженный артист России Виктор Добронравов на большом экране не в первый раз "осваивает" сложные профессии: в 2020 году зрители увидели его в образе футболиста в спортивной драме "Стрельцов", в фильме-катастрофе "Огонь" он примерил форму пожарного со сложной судьбой, а 2021-й год он открывает за штурвалом самолета в семейной приключенческой картине "Пальма" Александра Домогарова — младшего. Сценарий фильма, который выходит на большие экраны 18 марта, написан по мотивам реальных событий, когда овчарка, оставленная в московском аэропорту, несколько лет ждала своего хозяина. Добронравов сыграл пилота, внезапно обретающего сына, с которым долгое время не общался. В интервью ТАСС актер рассказал о том, почему работа с юным актером Леонидом Басовым на площадке доводила его до слез, чему учит молодую аудиторию история собаки Пальмы и что нужно делать зрителям, чтобы на экраны выходило больше добрых семейных проектов.
— Когда вы впервые услышали историю Пальмы?
— Когда я рассказываю про фильм кому-нибудь из старшего поколения, то все сразу говорят, что помнят историю об этой собаке, это была громкая тема, но мне все-таки не так много лет, поэтому я сам ничего о ней не слышал до того, как прочитал сценарий.
— Вашим напарником по картине стал юный актер Леонид Басов, для которого роль в "Пальме" стала дебютом, и по сюжету ваши отношения проходят большой путь от холодности и взаимных обид до настоящей дружбы между отцом и сыном. Быстро ли у вас в реальной жизни установилось взаимопонимание?
— Саша (Домогаров, режиссер — прим. ТАСС) очень ответственно подошел к выбору молодого артиста. На роль претендовало огромное количество мальчиков, он много с ними репетировал, тщательно выбирал. Саша провел большую работу и, я считаю, не ошибся: Леня сделал все, что нужно. Он здорово работал на площадке, был внимательным, прислушивался к пожеланиям режиссера. Не знаю, как сложится его судьба: совершенно необязательно, что он станет артистом, но в этой работе он сделал все прекрасно.
— Были ли такие моменты, когда не вы учили Леню чему-то, а он вас?
— Я был приятно удивлен и обрадован тем, как Леня работает. Порой своим существованием в образе он доводил меня практически до слез. Когда дети начинают играть мастеровито, то хорошего мало, а Ленька делал все очень по-живому. Это видно на экране, это заставляет сопереживать.
— В "Пальме" одновременно развиваются две очень печальные истории — мальчика, который остался без мамы, и собаки, которая осталась без хозяина. В принципе, уже в первые пять минут слезы начинают литься в три ручья, и остановиться почти невозможно. Не запрещенный ли это прием?
— Да-да, дети и животные в кадре (смеется). Мы старались с этим не перебарщивать — в картине много юмора и света. Какие смешные в кадре Владимир Симонов, Владимир Ильин, Женя Дмитриева… Да, многие говорят, что смотреть фильм тяжело, но все-таки, мне кажется, что это вовсе не так. В нем есть надежда.
"Пальму" должны смотреть дети, чтобы задавать себе вопросы, приходить к пониманию того, что мы в ответе за тех, кого приручили. Животное — это большая ответственность, будь то собака, кошка или кролик. Смысл всех хитросплетений картины в том, что собака заставляет людей вести себя по-человечески. Она настолько честная, настоящая, что люди вокруг начинают пересматривать свое видение мира
— Сейчас часто говорят о том, что в России не хватает детского кино, не сказок или анимации, а именно художественных картин. Как вам кажется, почему таких проектов мало?
— Такие условия нам, к сожалению, диктует рынок. Надеюсь, что мы все вместе будем бороться, потому что такого кино, на мой взгляд, должно быть больше. Мы, зрители, должны демонстрировать, что нам необходимо семейное кино. Сейчас восприятие другое, современное поколение выросло на зрелищности, большую кассу собирают крупные релизы — "Последний богатырь", "Конек-Горбунок". Да, это сказки, но сказки зрелищные, масштабные, а важно, чтобы появлялись разные фильмы.
— Получилось ли у вас на съемках посидеть за штурвалом самолета по-настоящему?
— На съемках "Т-34" мне дали поводить танк, а тут, извините, дело серьезное, по-настоящему полетать никто не даст (смеется). Но я, конечно, пообщался с настоящими пилотами, чтобы понять, как все устроено.
— Последние несколько лет вы часто появляетесь на экране в крупных блокбастерах: это и уже упомянутый "Т-34", и "Стрельцов", и "Огонь", причем в последнем вы также появляетесь в образе человека с непростой, мягко говоря, профессией и сложной судьбой. Какие съемки вам все же ближе — когда вокруг бушует стихия или работа в более спокойной обстановке? Или такого в принципе не бывает?
— Мне нравится, когда есть возможность меняться. "Пальма" — семейное кино, "Огонь" — зрелищный блокбастер, "Т-34" — залихватский героический фильм. Я стараюсь следить за тем, чтобы зрители не скучали, стараюсь радовать и себя, и людей интересными работами. Есть желание сняться и в более артхаусном проекте, предложения тоже поступают, но всему свое время.
— Сейчас вы много играете в кино, хватает ли времени на родной театр?
— Конечно. Мы четыре месяца репетировали и на днях выпустили "Короля Лира" в постановке Юрия Бутусова на сцене Вахтанговского театра. У нас 100-летний юбилей в этом году, готовится много премьер. Я стараюсь все успевать.
— А ближе — съемки в кино или выход на театральную сцену к живому залу?
— Сейчас я не могу сказать, что есть 100-процентное разделение того, что мне ближе. Это разные вселенные. Я могу только сказать, что без театра нельзя. Это мое ощущение.
— Какие ближайшие кинопроекты с вашим участием планируются к выходу?
— Ждем, когда выйдет "Обитель" Александра Велединского по одноименному роману Захара Прилепина, ждем сериал "Цыпленок жареный" Елены Николаевой — это такая бандитская история, 1920-е годы, Петроград, наш ответ "Острым козырькам". Очень жду проект "Технарь" — восьмисерийный детектив режиссера Душана Глигорова. В прошлом году мы сняли фильм "Одна" — он основан на реальной истории Ларисы Савицкой, которая попала в авиакатастрофу: в небе столкнулись военный борт и пассажирский самолет. Она в Книге рекордов Гиннесса как человек, выживший после падения с высоты 5 тыс. метров. Еще ждем фильм "Чемпион мира" Алексея Сидорова о шахматном поединке между Анатолием Карповым и Виктором Корчным за звание чемпиона мира. Фотографии к нему делала моя супруга Саша.
— Российский кинопрокат на фоне пандемии, разумеется, очень изменился. Стало больше наших проектов, поскольку выход многих зарубежных картин переносится, и, на мой взгляд, зрители стали заново для себя открывать российское кино. Есть ли у вас ощущение, что пандемия сыграла на руку отечественному кинематографу?
— Не знаю, только ли пандемия сыграла роль, но я считаю, что мы всячески должны помогать нашему кино. Мы пока не можем конкурировать с западным рынком, с их объемами, бюджетами, уровнем съемки. Они ушли далеко вперед. Нам нужно идти своим путем, снимать свое кино. Как показывает опыт последних 15 лет, наш кинематограф развивается семимильными шагами, причем во всех направлениях. У нас есть независимое кино, артхаус, много молодых режиссеров, прекрасных операторов. Шикарно развивается мейнстрим: такие фильмы, как "Салют-7", "Движение вверх", "Огонь", возвращают широкого зрителя в кино, возвращают веру зрителей в отечественный кинематограф, потому что это очень качественные, хорошо снятые истории. Я очень рад, что это у нас происходит. Надеюсь, что такие фильмы, как "Пальма", будут появляться чаще и иметь зрительский отклик, поскольку на это смотрят большие компании и продюсеры.
Беседовала Валерия Высокосова