14 апреля 2021, 13:30
Интервью

Посол РФ в КНДР: российских дипломатов не страшат тяготы коронавирусной блокады

Александр Мацегора. Посольство РФ в КНДР
Александр Мацегора

Посол России в КНДР Александр Мацегора рассказал в интервью ТАСС о положении дипломатов в условиях противокоронавирусных ограничений, о ситуации с продовольствием в стране, находящейся под санкциями, а также о перспективах вакцинации и открытия границ для грузов и пассажиров

Посол России в КНДР Александр Мацегора рассказал в интервью ТАСС о положении дипломатов в условиях противокоронавирусных ограничений, о ситуации с продовольствием в стране, находящейся под санкциями, а также о перспективах вакцинации и открытия границ для грузов и пассажиров.

— Как продолжающийся более года жесткий карантин с закрытием границ сказался на жизни в КНДР? Что изменилось в жизни простых людей, как это отразилось на работе и бытовых условиях российских дипломатов? Как вам живется, Александр Иванович?

— Начну с конца. Для корееведов со стажем ковидная блокада — это не самое трудное испытание. В 1991–1993 годах, когда рушился Советский Союз, а Россия только-только обретала свою субъектность, было гораздо хуже. В те времена у нас в Пхеньяне тоже не было ротации сотрудников и отпусков, мы месяцами не получали зарплату, испытывали острый дефицит продуктов питания и медикаментов, тревожились за оставшихся дома близких. Но если тогда на фоне слома государства "совзагранработники" вообще никому не были нужны в московских коридорах, то сейчас Родина нас не оставляет: мы чувствуем ее постоянную поддержку и знаем: случись что — она в беде нас не бросит.

Тяготы коронавирусного заточения стойко переносят не только закаленные ветераны, но и посольская молодежь. Мы умеем приспособиться к изменившимся обстоятельствам. И вот уже непременный ежеутренний просмотр материалов информационной ленты ТАСС я сопровождаю не традиционной чашкой утреннего кофе, которого здесь давно не купишь, а кружкой вполне приличного местного чая, выращенного в уезде Ынчжон — единственном в Северной Корее месте, где есть плантации.

Надо сказать, что россиянам здесь приходится гораздо легче, чем всем прочим иностранцам.

На территории в 7 га мы имеем большой автономный комплекс со всем необходимым для работы и жизни, в том числе школу, спортивные площадки, детский сад и здравпункт, — больше ни у кого в Пхеньяне ничего такого нет. Посему в отличие от других дипломатических миссий мы смогли почти полностью сохранить коллектив

Боюсь, однако, что в скором будущем нас здесь все же станет гораздо меньше: по семейным обстоятельствам и в связи с окончанием сроков командировок уезжают врачи и учителя. Если не будет школы, на родину вернутся дети, а значит, и их родители. Когда приедут новые сотрудники, сказать трудно. Все говорит о том, что КНДР, которая первой закрыла свои границы, откроет их в самую последнюю очередь.

Конечно, нелегко приходится и самим корейцам. В условиях жестких международных санкций и самоизоляции внешняя торговля остановилась, строго ограничены любые передвижения внутри страны, особый режим введен в приграничных районах и вдоль морского побережья. Повсеместно приняты сверхжесткие противоэпидемические меры. Непререкаемый масочный режим и социальная дистанция, непрекращающаяся череда дезинфекций подъездов домов, транспортных средств, общественных помещений, тротуаров.

Руководство страны признает, что кризис мировой системы здравоохранения, обусловивший необходимость закрытия границ, негативно отразился и на внутренней ситуации.

Мы своими глазами видим, как заметно подросли цены на многие промышленные и продовольственные товары, а импортный ассортимент с прилавков практически пропал

Но при этом в категории основных продуктов питания дефицит не ощущается, цены если и подросли, то умеренно и не по всем позициям. Так, например, рис как стоил, так и стоит 4500 вон за килограмм, за доллар сейчас здесь дают 7000 вон против 8300 до начала пандемии.

Между тем жизнь понемногу налаживается. Разрешены свадьбы, причем молодоженам — единственное пока исключение! — во время церемонии позволено оставаться без масок. Детей стали понемногу выпускать гулять на улицу — по полчаса до и после обеда, но только во дворе дома. Идут разговоры, что с 19 апреля возобновятся наконец занятия в школах. На спортивных площадках внутри кварталов уже сейчас можно играть в волейбол и бадминтон. Для иностранцев, которых здесь оберегают от ковида, кажется, даже больше, чем собственных граждан, тоже есть послабления: открыт для посещения парк на горе Моранбон, в дипломатическом клубе нам позволили играть в теннис. Надеемся, что этот процесс продолжится.

— Как вы оцениваете необходимость оказания гуманитарной помощи КНДР? Стоит ли вновь поднять вопрос о частичном снятии международных санкций с тем, чтобы помочь Народной Республике справиться с пагубными последствиями карантинных мер против коронавируса?

— Сейчас, в условиях закрытых границ, даже та помощь, которая уже подготовлена к доставке сюда международными организациями, остается на складах в китайских морских портах и на сухопутных погранпереходах. Для решения проблемы корейцы в настоящее время на своей стороне форсированно сооружают крупные дезинфекционные комплексы. Есть информация, что к концу апреля эта работа наконец завершится, после чего поток грузов должен восстановиться.

Полагаю, что вопрос оказания КНДР гуманитарной помощи сохраняет свою актуальность. 8-м съездом ТПК (Трудовая партия Кореи — прим. ТАСС), прошедшим в январе этого года, предусмотрена реализация комплексной программы, направленной на повышение производства сельхозпродукции.

Решение продовольственной проблемы объявлено главной задачей. Однако сделать это быстро невозможно. Поэтому оказание народной Корее помощи путем поставки зерна, муки, сахара, растительного масла и других ингредиентов, используемых на расположенных здесь предприятиях Всемирной продовольственной программы ООН, еще достаточно долго будет актуальным. Кроме того, стране понадобятся лекарственные препараты, в том числе вакцины от инфекционных заболеваний, медицинские инструменты, оборудование и многое другое. Россия принимает самое активное участие в гуманитарных программах, реализуемых здесь международными организациями, оказывала и, уверен, продолжит оказывать помощь на двусторонней основе.

Мы давно говорим о неприемлемости ситуации, при которой на жизнь простых людей крайне негативно влияют международные санкции, и о том, как расширительно они применяются на практике. Коронавирус жестоко ударил по всем странам без исключения. Поэтому усугублять вызванную пандемией общую тяжелую ситуацию санкционными ограничениями и запретами было бы по меньшей мере немилосердно.

— На ваш взгляд можно ли нынешнюю ситуацию, вызванную беспрецедентными мерами по закрытию внешних границ и прекращением импортно-экспортных связей для предотвращения проникновения в республику коронавирусной инфекции, сравнить с временами "трудного похода" 1990-х годов?

— Слава богу, до "трудного похода" пока еще далеко, и надеюсь, дело до него не дойдет. Я хорошо помню, что здесь было во второй половине 90-х годов, и мне есть с чем сравнивать. Нынешняя ситуация действительно очень непростая, но она ни в какое сравнение не идет с той бедой, которая обрушилась на страну тогда.

Главное — сегодня в стране нет голода. Как я уже сказал, цены на основные продукты питания в целом стабильны и продуктов на рынке вполне достаточно

Конечно, самый трудный период года, так называемый ячменный перевал, который здесь приходится на май-июнь, еще впереди, но все предпосылки свидетельствуют о том, что это испытание страна выдержит без особых проблем.

Теперь важно, как все у корейских друзей получится с урожаем нового года. Уже идет ремонт чеков, внесение компоста, скоро начнется высадка рисовой рассады, затем одна за другой три прополки, потом сбор урожая — стране потребуются удобрения и ядохимикаты, горюче-смазочные материалы, запчасти для техники. Внутреннее производство всех потребностей КНДР не удовлетворяет, в предыдущие годы многое закупалось за рубежом. Если границы останутся закрыты и импорта не будет, ситуация осложнится. Надеюсь, что дезинфекционная инфраструктура, о строительстве которой я упомянул, будет сооружена вовремя, что позволит ввезти необходимые товары. Хочется также пожелать нашим корейским друзьям хорошей погоды, чтобы не случилось так, как было в прошлом году, когда на страну обрушились три подряд мощных тайфуна. Они сильно ударили по земледелию, особенно по производству осенних овощей.

Выступая несколько дней назад на 6-м слете секретарей первичных партячеек, генеральный секретарь ТПК Ким Чен Ын провозгласил мобилизацию всех партийных организаций на участие в "еще более напряженном трудном походе". Что имеется в виду, пока до конца непонятно: после выступления лидера партии ни одного упоминания об этом призыве в местной прессе не было. Надо, наверное, подождать — скоро все прояснится

— Есть ли, на ваш взгляд, предпосылки для ослабления карантинных мер в КНДР, в частности для разрешения на доставку грузов из России и Китая? Каков ваш прогноз: возобновится ли в этом году пассажирское транспортное сообщение с КНДР, хотя бы для отдельных категорий граждан, в частности дипломатов, и при прохождении ими полной вакцинации от коронавируса?

— Грузовое сообщение, полагаю, может возобновиться уже в ближайшее время. В том числе и потому, что для развернувшейся в Пхеньяне масштабной программы жилищного строительства, предусматривающей сдачу только в этом году около 11 тыс. квартир, потребуется импортировать большой объем материалов и оборудования, которые здесь не производятся или выпускаются в недостаточном количестве, в том числе лифтов, сантехники, фаянса, кровельного железа, стекла и т.д.

Что же касается отмены действующих сейчас сверхжестких мер в отношении пассажирского сообщения, то, как говорят наши коллеги в МИД КНДР, это произойдет, только когда ситуация с коронавирусом будет урегулирована в глобальном масштабе. Поскольку до этого, боюсь, далеко, перспективы открытия корейских границ для въезда пассажиров пока просматриваются с трудом.

Вместе с тем, хочется надеяться, что набирающая обороты во всех странах, в том числе в России, вакцинация населения, которая, как считается, уже к середине лета обеспечит массовый иммунитет, даст основания рассчитывать на смягчение позиции наших корейских коллег. Нам очень нужна ротация кадров — у нас нет лишних сотрудников, все делают свое дело, поэтому каждому уехавшему должна быть замена. Вновь прибывшие были бы в обязательном порядке вакцинированы, готовы пройти самый жесткий карантин. В общем, мы ждем хороших новостей, но понимаем, что окончательное решение за корейской стороной, у которой есть свои резоны.

— Как вы расцениваете последние ракетные пуски КНДР? Какова их цель и стоит ли ждать от Пхеньяна в ближайшее время новых подобных или даже более серьезных шагов?

— Ракетные испытания КНДР, точно так же, как и прошедшие до этого очередные военные маневры США и Республики Корея, осложнили ситуацию на Корейском полуострове. Всем сторонам мы адресуем призыв к сдержанности, говорим о необходимости задуматься о негативных последствиях дальнейшей эскалации напряженности.

В Пхеньяне не скрывают, в чем состояли цели проведенных испытаний, их две. Главной — о ней в своем заявлении сказал курирующий работу Военно-промышленного комплекса республики секретарь ЦК ТПК Ли Бён Чхоль — является военно-техническая. Дословно: пуск стал "одним из элементов в деле реализации целей оборонной политики, выдвинутой нашей партией и правительством для укрепления государственной обороноспособности". Вторая цель — внешнеполитическая, ее на ленте ЦТАК обозначил директор департамента международных организаций МИД КНДР Чо Чхоль Су, который сказал, что это была "справедливая и законная демонстрация права на самооборону в целях сдерживания обостряющейся военной угрозы на Корейском полуострове, а также для защиты мира и процветания нашего государства".

Отсюда логически следует ответ и на ваш вопрос, стоит ли ожидать в ближайшее время новых подобных или даже более серьезных шагов. Поскольку указанные цели проведенных ракетных испытаний носят долгосрочный характер, исключать новых таких экспериментов нельзя. При этом, повторюсь, мы настойчиво призываем наших корейских друзей и их оппонентов к сдержанности.

— Можно ли ожидать перемен в отношениях между КНДР и США в нынешнем году? Есть ли предпосылки для возобновления контактов между Пхеньяном и Вашингтоном?

— Перемены в американо-северокорейских отношениях возможны, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Об этом ясно сказала первый заместитель министра иностранных дел КНДР Цой Сон Хи в своем официальном заявлении от 18 марта: "На добро Пхеньян ответит добром, но на силу будет реагировать силой". Мы искренне желаем скорейшего возобновления прямых двусторонних и, главное, результативных контактов между Пхеньяном и Вашингтоном, нам необходима спокойная, предсказуемая обстановка на наших дальневосточных границах.

Другое дело, что, судя по тому, как агрессивно администрация Джо Байдена ведет себя на российской, китайской и других площадках, надежд на позитивный сценарий в корейских делах очень мало.

Если суммировать высказывания официальных американских представителей о подготавливаемой ими новой концепции политики США по отношению к КНДР, выходит, что там решили повторить ошибки всех без исключения своих предшественников, неизменно начинавших попытки решить проблему Северной Кореи с наращивания военно-политического давления на нее. Пустая затея

В том же заявлении Цой Сон Хи предупредила: "Пока Соединенные Штаты не откажутся от враждебной политики в отношении КНДР, никакие корейско-американские контакты и переговоры состояться не могут".

— Возможна ли реанимация шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова или этот механизм себя полностью исчерпал?

— На мой взгляд, возобновление шестистороннего или другого многостороннего формата не только возможно, но и неизбежно. Ядерная проблема Корейского полуострова не существует в вакууме, она является пусть очень важной, но всего лишь частью комплексной проблемы поддержания мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. Российско-китайской дорожной картой корейского урегулирования на его заключительном этапе предусмотрен запуск многосторонних переговоров с целью формирования системы региональной безопасности с участием всех заинтересованных сторон, включая, разумеется, КНДР. Рано или поздно эта инициатива будет востребована.

— К маю через международный механизм COVAX планируется поставить в КНДР около 2 млн доз вакцины от коронавируса. Какие категории населения власти страны планируют прививать в первую очередь? Войдут ли в этот список иностранные дипломаты?

— В КНДР, как я уже отмечал, приняты очень жесткие меры, направленные на предотвращение проникновения в страну коронавирусной инфекции. В газетах, на радио и по телевидению буквально в ежедневном формате подается информация, причем достаточно подробная, о ситуации с заболеваниями с разбивкой по континентам и странам. При этом, что характерно, о появившихся за рубежом вакцинах, о повсеместно развернувшейся прививочной кампании не говорится вообще ничего. Во всяком случае в последние месяцы мы такой информации здесь не встречали. Наверное, чтобы население, так сказать, не расслаблялось и особо ни на что не надеялось.

Руководитель страны практически в каждом своем выступлении предупреждает, что КНДР должна самостоятельно решать свои проблемы, не рассчитывая на помощь извне. Возможно, такой подход здесь намерены применить и к проблеме преодоления пандемии. Поэтому сказать что-то определенное относительно того, начнется ли вакцинация в КНДР, как она будет проводиться, кого и чем "уколят" в первую очередь и достанется ли препарат иностранцам, мне сейчас трудно

— Как в условиях карантинных мер планируется 15 апреля праздновать 109-летие со дня рождения основателя КНДР Ким Ир Сена? Стоит ли ожидать военный парад или иные массовые мероприятия?

15 апреля — это, как здесь говорят, "День Солнца", высший государственный праздник. Он, конечно, будет отмечен торжественно и широко, несмотря на жесткие карантинные меры. Впрочем, для массовых мероприятий особой значимости здесь делают исключения. Например, на упомянутом мной 6-м слете секретарей первичных партячеек в самом вместительном зале корейской столицы — Пхеньянском дворце спорта — со всех концов страны собрались 10 тыс. делегатов, причем в маске не был никто. Хотя, конечно, предварительно каждый участник прошел карантин, был многократно проверен на предмет наличия инфекционных заболеваний и тщательно обработан дезинфицирующими препаратами.

Военного парада, по-видимому, не будет, а вот массовые шествия, демонстрации и другие крупные мероприятия пройдут обязательно — мы видим, как к ним готовится город и как проходят многотысячные репетиции.

Жалко только, что, скорее всего, нас опять не пригласят на трибуны. Как я уже сказал, иностранных дипломатов здесь оберегают и изолируют "по высшей категории". Придется все смотреть по телевизору, а салют — с балконов наших домов. Благо, посольство России находится в самом центре города.