3 ИЮН, 11:00

Глава РЭО: рост платежей за вывоз отходов в 2021 году не превысит 4%

Создание в России современной отрасли по обращению с отходами идет быстро — задачей ближайшего будущего является двукратное снижение вывоза мусора на полигоны. Но не за счет граждан, которые в некоторых регионах после 1 июля почувствуют снижение тарифов. Генеральный директор публично-правовой компании "Российский экологический оператор" Денис Буцаев рассказал в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме о создании экономики замкнутого цикла в некоторых регионах, предстоящей строгой экологической экспертизе строящихся мусоросжигательных заводов и об альтернативной технологии.

 Какие сегодня последние цифры по вхождению страны в мусорную реформу, по охвату ею граждан?

— Сейчас охват граждан выше 80% в целом по стране, а в некоторых регионах он достигает уже 92–95%.

У нас 173 региональных оператора, они все работают и находятся в стабильной зеленой либо желтой зоне. В красной зоне риска только пять региональных операторов. И то проблемы у них не системные, а частные причины, по которым они не выполняют свои обязательства. Надо сказать, что у нас 71 регион в той или иной степени внедряет раздельный сбор отходов. 

 А какая часть населения имеет возможность раздельно собирать отходы для дальнейшей переработки?

— В процентном соотношении сказать сложно, так как пока у нас, к сожалению, раздельный сбор внедряется не в целом по регионам. Мы начинаем с высокоурбанизированных территорий, где высокая в нем востребованность и где образовываются те виды отходов, которые выгодно делить на мокрую и сухую части.

— Какие регионы пока не вошли в мусорную реформу?

— Я бы не стал называть регионы, но там есть представители Северо-Кавказского, Дальневосточного округов и Крайнего Севера. У всех разные причины. Системных проблем мы не видим. В большинстве случаев уже решены проблемы, которые были в 2019 году, когда была низкая собираемость платежей за вывоз отходов, невозможность работы с личными данными, сложности с вывозом. Мы каждому проблемному региону помогаем запустить реформу, в каждом есть план работ.

 Пока в России не утилизируется даже десятая часть отходов. Какова скорость роста этой цифры, может быть, самой показательной для реформы?

— Мы видим, что уверенно растет доля обработки, сортировки отходов. С утилизацией есть проблемы, поскольку это более капиталоемкая деятельность, нет возможности финансировать ее из тарифа граждан, а раздельная ответственность производителя (РОП) не работает. Поэтому инвестиции в эту отрасль идут крайне слабо. Поэтому мы поднимаем вопрос, что нужны изменения в РОП, которые были поддержаны главой страны. Очень рассчитываем, что в текущем году пройдут изменения, которые позволят правильно перезапустить эту систему.

 На сколько вырастут тарифы на вывоз отходов с 1 июля?

— Роста тарифов не было в 2020 году, и в этом году рост укладывается в рамки норматива — 4%. В некоторых регионах тарифы даже снижаются, происходит усушка тарифов. Федеральная антимонопольная служба скрупулезно следит за отраслью и устраняет перекосы. Так, снижение тарифа с 1 июля планируется в части кластеров Амурской области, Белгородская область, Иркутская область.

 Что заложено в тариф кроме инфляции? Куда пойдут эти средства?

— Сегодня достаточно активно обсуждается возможность включения в тариф инвестиционной составляющей. К сожалению, только около трети регионов имеют такую инвестиционную надбавку. Без нее невозможна реализация инвестиционных проектов. Мы должны уйти от излишних расходов, которые навешивают на тариф, в пользу инвестиций, чтобы собранные деньги в основном шли на создание инфраструктуры и на бесперебойную работу самой отрасли, а не на частные хотелки региональных операторов.

 В некоторых странах или отдельных городах переработка отходов превысила 90% и стремится уже к 100%. Получается такая модель безотходного города. Есть ли в России такой регион, который с помощью РЭО станет внедрять самые современные способы переработки, раньше всех достигнет и превысит целевые показатели и станет моделью для других?

— По поручению вице-премьера Виктории Абрамченко мы отбираем несколько пилотных регионов, в которых собираемся запустить проекты экономики замкнутого цикла. Там будут собираться, обрабатываться и перерабатываться отходы таким образом, чтобы мы получили полноценное вовлечение вторсырья в экономический оборот. Это будет достаточно интересный опыт.

Рассматриваются Крым и Севастополь, там уже готов план по объему необходимой инфраструктуры, включая предприятия, которые занимаются не только сортировкой и сбором, но и уже непосредственно утилизацией во вторсырье, которое может быть использовано при производстве новых видов продукции.

Кроме того, принципиально договорились с губернатором Калининградской области, но пока идет работа по написанию самой концепции. Также мы говорили о Дагестане как об инициативе, там примерно на таком же уровне проработка, как и в Калининградской области. Еще мы говорили об Архангельской области.

 Пока раздельный сбор у нас внедряется на добровольной основе. Может быть, стоит подключить к нему поощрение рублем? Например, есть поселок или дом, где жители правильно разделяют отходы и сдают много годного для переработки вторсырья. Имеет ли возможность местный регоператор снизить для них тариф? Сделать какую-то скидку?

— Договориться с регоператором будет сложно, поскольку здесь договор присоединения, и у регоператора не так много возможностей для заключения отдельных договоров. Хотя это возможно, это зависит от доброй воли регоператора. Но можно пойти другим путем. На рынке есть достаточно много компаний, принимающих вторсырье: стекло, пластик, картон. Это, конечно, будет не очень большой доход, но зато очень правильное и осознанное потребление.

 Какие подзаконные акты из дорожной карты РОП уже готовы? Когда можно ожидать их принятия? 

— До конца года по поручению президента мы должны принять новую систему РОП. В концепции определено, какой вид норматива у нас должен быть для упаковки и какой для иных отходов. Мы планируем, что упаковка будет полностью подлежать экосбору, поскольку именно она в основном оказывается у нас на полигонах. В первую очередь необходимо придумать, что с ней делать: как, на чем перерабатывать и куда должно поступать переработанное вторсырье. Мне кажется, что после перезапуска РОП это позволит рынку быстро почувствовать выгоду. То есть у нас появятся компании, которые будут получать компенсацию затрат не только на капитальные, но и на операционные затраты — например, на сбор вторсырья и перевозку до нужного завода по переработке. Это позволит перерабатывать на предприятиях те виды отходов, которые мы сегодня вывозим на полигон.

 Какие запреты неперерабатываемых видов пластика готовите?

— Сегодня составляется перечень тех видов пластиков, которые перерабатываются тяжело либо не перерабатываются совсем. Мы выйдем с инициативой по трудноизвлекаемым видам отходов, которые мы предложим к постепенному исключению из товарооборота. Необходимо будет установить период, в течение которого производитель должен будет перейти на более экологичные виды упаковки.

 Сколько пунктов в перечне?

— Не буду заранее пугать. Совместно с Минпромом и Минприроды мы изучаем эти виды упаковки или товаров, какой вред они наносят, каким образом, изучив зарубежную практику, мы можем обеспечить систему сбора. И только в случае, когда мы убеждаемся, что никаких альтернатив не существует, тогда ведем речь о плавном переходе на иные виды перерабатываемых материалов.

 Пластиковые трубочки войдут в перечень?

— Трубочки являются одними из кандидатов. Еще есть ватные палочки и тому подобное. Это сложноизвлекаемые виды отходов, и с ними нужно что-то делать. Тем более что мы знаем о возможных заменителях — трубочки из бумаги или биоразлагаемых материалов.  

 Когда будет утверждена федеральная схема по обращению с отходами?

— Она готова, согласована со всеми регионами. Мы ждем только пересмотра Госдумой порядка утверждения федеральной схемы.

 Что даст эта схема людям?

— На ней каждый гражданин сможет увидеть, как организована система по обращению и утилизации отходов, в том числе в своем городе. И как система будет развиваться, поскольку это заложено в федеральной схеме. Граждане часто жаловались на хаотичное строительство объектов по обращению с отходами, было непонятно, где и что строится и по какому принципу. Подобное будет исключено, все будет развиваться согласно плану, который заложен в федеральной схеме.

 Какие технологии по переработке отходов легли в основу федеральной схемы? 

— Туда занесено несколько тысяч объектов самого разного рода — от контейнерных площадок до мест сортировки и утилизации. Мы установили технологические стандарты на уровне лучших мировых практик, ниже которых опуститься нельзя, чтобы не нарушить указы президента по эффективности обработки и утилизации — к 2030 году планируется отправлять на сортировку 100% бытовых отходов, при этом только 50% будут отправляться на захоронение.

 Какое место в схеме займет мусоросжигание?

— Мы говорим об энергетической утилизации, при которой мусор используется в качестве топлива. И понимаем, что без нее в целом в мире ситуация с отходами решена быть не может — в любом случае определенный процент подлежит энергетической утилизации. В каком виде — это нужно рассматривать. Таких технологий несколько, а не только та, о которой принято много говорить.

 Сжигание на колосниковой решетке. Но именно строительство таких заводов вызывает протесты…

— Я бы сказал, что скорее вопросы.

Мы изучили протестную активность и могу сказать, что везде, где непонятно, там и возникает сопротивление. Это объяснимо.

Если не понимаете, что происходит с вашим местом проживания или отдыха, то естественно, что вы сопротивляетесь изменениям, которые могут привести к ухудшению. Но если объяснять на общественных слушаниях, какие технологии используются, что именно будет происходить с отходами, куда будут отвозить зольные остатки, то много вопросов снимается. Я бы не стал говорить о тех предприятиях, которые уже строятся, как об экологически опасных. Проекты прошли экологическую экспертизу на стадии проектной документации и пройдут ее еще раз к завершению строительства. Если с ними что-то будет не то, то в строй они не введутся.

 Может ли сжигание отходов в цементных заводах стать альтернативой МСЗ? Ведь ничего не нужно строить.

— Да, цементные заводы уже существуют и могут потреблять достаточно большое количество отходов. Считаю эту технологию крайне перспективной, и если говорить об энергетической утилизации, то это один из основных ее видов. Это могут быть не только цементные, но и металлургические предприятия.

 Насколько тяжело проводить мусорную реформу?

— Непросто, она очень многовекторная. Но с другой стороны, она очень интересная, потому что каждое направление, которое мы с вами сегодня обсудили, новое и не всегда решенное даже за рубежом. Поэтому мы являемся первопроходцами. 

 Беседовал Игорь Ермаченков

Читать на tass.ru
Теги