7 июня 2021, 08:00
Интервью
ПМЭФ-2021

Сергей Данкверт: не хотим делать из продажи вакцины для животных от COVID жесткий бизнес

Сергей Данкверт . Антон Новодережкин/ ТАСС
Сергей Данкверт
О странах, заинтересовавшихся российской вакциной для животных и ситуации с экспортом сладостей и поставками иностранных кормов для животных рассказывает глава Россельхознадзора

О том, по какой цене планируется продавать вакцину от COVID-2019 для животных за границей, почему владельцы домашних любимцев не торопятся проверять их на новый коронавирус, а также о том, из каких стран могут быть запрещены поставки кормов и кормовых добавок, в интервью ТАСС рассказал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.

— Какой спрос наблюдается в России на вакцину от COVID-2019 для животных "Карнивак-Ков", разработанную подведомственным Россельхознадзором институтом?

— Институт выпустил 17 тысяч доз вакцины, и они все разошлись. А дальше люди должны сами оценить, хотят они защитить своих питомцев или не хотят, а мы будем работать, исходя из спроса.

— Какие планы по выпуску этой вакцины до конца года?
 
— Наши планы зависят только от спроса и желания со стороны населения, потому что выпускать вакцину просто так для того, чтобы показывать, что мы наладили массовое производство, у нас резона нет. Пока мощности нашего института позволяют выпускать 3 миллиона доз вакцины в месяц. Если нужно больше — будем выпускать больше.

 — Кто из представителей других стран проявляет интерес к вакцине?

— Мы сами не ожидали, но таких стран много, и в их число входят и европейские государства. Есть и другие страны, которые также занимаются развитием зверохозяйств. Но мы не хотим делать из продажи вакцины жёсткий бизнес, поэтому мы снизили цены на эту продукцию до минумума.

— То есть вакцину планируется продавать за рубежом по тем же ценам, что и в России, или для импорта формируется другая стоимость?

— Цена зависит от доставки и от условий транспортировки, но особенно сильно мы не хотели бы повышать цены. Просто для каждой страны будут разные условия. И потом, надо сказать, что наша вакцина по условиям транспортировки отличается от тех вакцин, которые предназначены для человека: для неё не требуется создавать жёсткие условия, не требуется ее замораживать.

— Планируется ли регистрировать вакцину за рубежом?
 
— Желающие есть, сейчас ведем переговоры с 17 странами по их инициативе. И уже сформировали и отправили досье для регистрации в Венгрию и Таиланд. Венгрия, например, рассматривает возможность регистрации вакцины для собак. Еще, я думаю, что вакцина будет востребована в странах Юго-Восточной Азии, потому что там расположено много зверохозяйств и люди хотят защищать своих животных.

— Ранее сообщалось о том, что подведомственные учреждения Россельхознадзора бесплатно проверят на коронавирус животных, проживающих с людьми, переболевшими COVID-19. Когда и в каком планируется проводить такие проверки?

— Процесс запущен сразу в нескольких  подведомственных Россельхознадзору научных центрах , но особого спроса на него мы не наблюдаем. Всего мы проверили за период пандемии свыше 50 тыс. животных. Большая часть из них — это был мазок. Чтобы выявить формирование антител у животных, нужно отбирать кровь, а людям объективно жалко животных.

— Перейдём к другой теме. Ранее вы говорили о том, что Россия может резко снизить экспорт кондитерских изделий в ЕС из-за новых требований к ввозу композитной продукции. Решена ли проблема?

— Да, согласно новым требованиям, для поставок в Европу кондитерских изделий необходимо демонстрировать прослеживаемость всей молочной продукции, входящей в неё состав, в том числе молочной продукции, используемой в шоколаде, в конфетах, в батончике, в печенье, во всем. Но никто и не возражает против этого, ведь никто не хочет поставлять продукцию с антибиотиками. Поэтому мы со своей стороны решили, что будем предъявлять сейчас аналогичные зеркальные требования к продукции из ЕС. Так, мы уже  запросили данные о прослеживаемости молочной продукции у наших европейских коллег, которая применяется при производстве композитных пищевых товаров.

— То есть пока поставки кондитерский кондитерской продукции из России приостановлены?
 
— Да. С 21 мая наши предприятия просто приостановили поставки продукции, которую раньше поставляли. Всего такой продукции мы поставляли примерно на 300 млн долларов в год. А европейцы к нам поставляют продукцию примерно на 2 миллиарда 300 миллионов долларов в год, и, я думаю, мы скоро увидим, что не все предприятия европейские соблюдают эти требования при поставках в Россию.

— У Россельхознадзора также были претензии к кормам и кормовым добавкам для животных из стран Европы и США. Часть стран уже запрещены к поставкам. Есть ли еще к каким-то странам претензии?
 
— Сейчас мы проводим проверки производства кормов и кормовых добавок по всей Европе. Поставки из Литвы мы уже закрыли из-за нарушения правил по регистрации ГМО-компонентов, входящих в эту продукцию. При этом мы не запрещаем использование ГМО в кормах для животных. Но для этого такие компоненты в кормах  должны быть зарегистрированы. Пройдите процедуру и зарегистрируйтесь, это займёт 3 месяца, но представители этих стран не сделали это. На следующей неделе Россельхознадзор может ввести запрет на поставку кормов из Чехии, если представители этой страны не ответят на наши претензии.

— Сохраняется ли запрет на поставку инкубационных яиц и суточных цыплят из стран Евросоюза?

— Запрет был введён из-за распространения птичьего гриппа в странах ЕС и продолжает действовать в тех регионах, где до сих пор есть заболевание.

— Понятно. А как дела сейчас обстоят поставками рыбной продукции из России в Китай? Сняла ли страна претензии в связи с нахождением следов COVID на упаковках продукции?

— Обнаружения COVID объективно были, поэтому Китай просто защищает свой народ от распространения заболевания. У российских рыбаков сейчас поставки идут, но Китай не принимает судовые партии продукции, потому что ее сложно проверять. Они принимают только контейнеры, потому что с ними легче работать. Они также ужесточили требования, и в 2022 году вступит в силу новое законодательство по регистрации зарубежных предприятий, согласно которому действующим поставщикам нужно будет заново проходить регистрацию.

Беседовала Виктория Сойко