24 СЕН, 07:00

Режиссер Юрий Бутусов: мне важна обстановка доверия и свободы

24 сентября исполняется 60 лет театральному режиссеру, шестикратному обладателю российской национальной театральной премии "Золотая маска" Юрию Бутусову. Он очень востребован — ставит спектакли в разных театрах страны и за рубежом, занимает пост главного режиссера Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, при этом слывет человеком закрытым и таинственным. Его постановки восхищают, раздражают, заставляют спорить с их создателем, но никого не оставляют равнодушным. В интервью ТАСС Бутусов поделился ближайшими планами, высказался по поводу понятия "театр-дом" и оценил возможность выступить в качестве кинорежиссера.

— Юрий Николаевич, я знаю, что вы редко даете интервью, но в данном случае обратиться к вам с такой просьбой дата обязывает. Кстати, как вы относитесь к юбилеям? И как собираетесь отмечать  свой собственный?   

— К юбилеям отношусь спокойно, можно сказать, безразлично. В этот раз уступил уговорам друзей и Театру Вахтангова, и те, кто хотят меня поздравить, соберутся вечером 24 сентября в Театре Вахтангова. В этот же день будет играться мой спектакль "Бег". Вообще-то, было бы здорово собрать мои шекспировские спектакли и сыграть их в течение нескольких дней подряд (спектакли Театра имени Ленсовета, "Сатирикона" и Театра Вахтангова). Если это произойдет, я буду очень рад.

— Из вашей биографии известно, что вы окончили Кораблестроительный институт и даже некоторое время работали по профессии. Затем окончили режиссерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и стали режиссером. Как вы определяете для себя суть своей профессии?

— Профессия режиссера состоит в умении работать с актером и создавать свой оригинальный авторский мир. Она требует особого восприятия жизни со всеми ее противоречиями, способности за частным видеть целое и слышать то, чем живет сегодня мир, слышать главное, что волнует человека. Есть еще важные профессиональные качества, связанные с композиционным, пространственным мышлением и, если хотите, особым сочетанием интеллектуального и эмоционального восприятия. В профессии режиссера важно и что, и как.

 — Вы поставили много спектаклей в разных театрах Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежных городов. Где работалось комфортнее всего и какой спектакль вы могли бы выделить? 

— Один спектакль выделить невозможно, потому что каждый спектакль — это отдельная большая история. В каждом театре есть свои плюсы и минусы, работать везде интересно. Я человек любопытный, поэтому приход в новый театр, погружение в его жизнь, встречи с людьми составляют часть моей работы. Например, в Дании и Норвегии театры устроены иначе, организация работы над спектаклем другая, в частности, никто не даст тебе репетировать четыре месяца, а то и год, но оказаться в таких жестких условиях тоже интересно. Но по большому счету все это — частности. Самое главное — создать вокруг себя команду людей, с которыми интересно и важно встречаться.

— За вами прочно закрепился имидж "загадочного, парадоксального" режиссера. Как вы думаете, почему?

— Потому что я "парадоксальный, загадочный" режиссер. (Смеется.)

— Вы читаете статьи театральных критиков о ваших спектаклях?

— Раньше читал, сейчас — реже, но стараюсь быть в курсе.

— Работы своих коллег вы смотрите? Могли бы их оценить?

— Комментировать работы своих коллег в СМИ считаю неэтичным. Читаю про все, что выходит, и стараюсь смотреть, хотя бывает непросто найти время. Если вы хотите услышать какие-нибудь фамилии, то я назову. Люди, которые отражают мое понимание театра, — это Фоменко и Някрошюс.

— Некоторое время вы были художественным руководителем Театра им. Ленсовета, но покинули этот пост по собственному желанию. Хотели бы вы вновь возглавить какой-нибудь театр? И что для вас понятие "театр-дом"?

— Понятие "театр-дом" прежде всего связано с понятием ансамбля, с единым художественным полем. Это существенные и важные для меня вещи. Но это невозможно, если не востребовано обществом. А нынешнее общество считает, что деньги важнее идеи или смысла. Поэтому "театр-дом" — это достижение русской культуры, которое сейчас уничтожается. Взамен не предлагается ничего. Но я уверен, что, пройдя круг, театр вернется к своей сути: живой актер — режиссер — зритель.

— Знаю, что вы не пускаете посторонних лиц на репетиции своих спектаклей, а сами даже редко выходите на поклоны на премьере. Это для вас правило?

— Да, это правило. Любой новый человек на репетиции, пусть даже один, меняет ее атмосферу, артисты могут мгновенно зажаться, перестать пробовать, искать, начнут думать о том, как их воспринимают. Мне важна обстановка доверия и свободы, в которой можно попробовать все, не боясь выглядеть глупо.

— А не хотели бы вы попробовать себя в качестве кинорежиссера?

— Хотел бы, мне это интересно. Были какие-то предложения, идеи от коллег, продюсеров, но пока как-то ничего не случилось.

— В прошлом году вы стали педагогом — возглавили режиссерскую мастерскую в ГИТИСе. Какие надежды возлагаете на своих учеников? 

— Преподавать в Петербурге я начал сразу же по окончании института в 1996 году. Лет десять назад начал работать в ГИТИСе. Сейчас у меня свой курс. Я надеюсь, что мои студенты будут профессиональными, влюбленными в театр людьми. Я знаю одного большого артиста, который говорит, что работает он в кино, а театр для него — хобби. Я мечтаю, чтобы они никогда в жизни не смогли сказать такую фразу.

— Как вы вообще относитесь к возрасту и на сколько лет себя ощущаете?

— Не могу сказать, что я как-то особо ощущаю возраст, чувствую себя нормально. По-прежнему планирую прыгать через забор в сатириконовской "Чайке". В крайнем случае — перелезу (Бутусов участвует в этом спектакле как актер — прим. ТАСС).

— Чего в ближайшее время стоит ждать от режиссера Бутусова? Поделитесь планами, дорогой юбиляр!

— Сейчас сочиняется спектакль по мотивам гоголевского "Ревизора" в "Сатириконе", посмотрим, что из этого получится. Потом запланирована работа в МХТ, в Литве и Дании, будет и Театр Вахтангова. Работы много.

Беседовала Ольга Свистунова

Читать на tass.ru