Любовь Аксенова о сериале "Почка": моя героиня немного заигралась
Актриса Любовь Аксенова снимается в огромном количестве отечественных проектов. Ее можно увидеть как на большом экране, так и на ТВ и набирающих популярность стриминговых платформах. В новый год Аксенова вступает с сатирическим сериалом "Почка" Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой на платформе KION. Она играет циничного инспектора пожарной службы Наталью Кустову, которая сталкивается со смертельной болезнью — в течение трех месяцев ей нужно найти здоровую почку, иначе она умрет. Девушке приходится столкнуться с последствиями своего эгоистичного поведения и снова найти путь к сердцу родственников, которыми она всю жизнь пренебрегала.
В интервью ТАСС Аксенова рассказала, почему считает эту роль судьбоносной, о необычных способах войти в образ и о том, что думает о развитии своей карьеры за рубежом.
— У себя на странице в Instagram вы назвали сериал "Почка" одним из самых важных проектов за вашу карьеру и "подарком судьбы". Почему он для вас так важен?
— В первую очередь потому, что "Почка" из той категории проектов, в котором мне как актрисе сильно доверились. Вообще эта роль и сам сериал самый настоящий подарок судьбы: сценарий, съемочная команда, все в нем прекрасно! Но то, с каким доверием и открытостью сразу ко мне отнеслись создатели проекта — Авдотья Смирнова, Мария Шульгина, Елизавета Тихонова, Борис Хлебников, — сильно меняет изначальную позицию. Плюс к этому "Почка" — это проект совсем в другой плоскости по отношению ко всему, что было раньше.
Персонаж, которого я играю, Наталья Кустова совершенно не похожа ни на кого, кого я играла до этого. В "Почке" у меня большая роль, где я играю самостоятельную и взрослую женщину
— Смирнова называет главную героиню Наташу "обаятельной сволочью". То есть она довольно неприятный человек, но при этом достаточно притягательна, чтобы не оттолкнуть от себя зрителя. Как вы разрабатывали этого персонажа?
— Наташа отталкивает, но при этом по какой-то причине остается обаятельной. Знаете, как сказал один из продюсеров фильма Борис Хлебников про героиню, — "она самая последняя сволочь, но, узнав свой диагноз, пытается осмыслить жизнь и стать человеком". Авторы взяли самую страшную ситуацию в жизни человека и рассказывают об этом в формате комедии. Это очень сложная и интересная штука. Наташа — танк, который все сшибает на своем пути. Конечно, у этой целеустремленности есть обратная сторона. Для нее, кажется, "нет ничего святого", если ей что-то нравится, она это просто берет не задумываясь, но в ней подкупает честность и прямолинейность, может, в этом секрет обаяния героини? А может, в том, что она пытается стать человеком?
Мы очень много говорили с Марией Шульгиной, Елизаветой Тихоновой, Авдотьей Смирновой о героине. Оказалось, что мы все смотрим в одну сторону. У нас даже примерные референсы по кино и по личностям были одинаковые. После того как мы поняли, что говорим на одном языке, были уже разные технические моменты подготовки.
— Актеры, которые играют отрицательных персонажей, обычно их внутри себя как-то оправдывают. Находят для себя причины, почему эти персонажи такие, какие они есть. Нашли ли вы такое оправдание для вашей героини?
— Думаю, сериал расскажет, почему Наташа стала такой и насколько она тождественна тому миру, который ее окружает. Она просто выбрала максимально адекватную позицию для того, чтобы существовать и не страдать. Я себе представляла, что такого рода человек воспринимает свою жизнь и мир вокруг как компьютерную игру. Причем однопользовательскую, у нее нет понимания, что в мире еще кто-то рулит, кроме нее. Конечно, есть определенные условия игры, но это только условности в ее случае. И она немного заигралась. По мере развития сюжета она начинает понимать, что в этой "игре" ее поступки и решения имеют свою цену, многое способно вернуться бумерангом в лоб. И мне кажется, это то, что заставляет Наташу поменять свое отношение к миру.
Вообще я подошла к работе над проектом в ином формате, чем обычно. Для меня это был глобальный эксперимент. Есть целая методика, которая позволяет понять, как проявляется и ведет себя тот или иной тип людей, проясняет, как люди подобного типа видят и реагируют на окружающий мир
Например, я понимала, что Наташе безразлично чужое мнение, и, чтобы ощутить это, у меня был целый период специальной подготовки. Я выходила на улицу в очень странной одежде или гуляла в грязных штанах, будто куда-то неудачно села и не знаю об этом. Важно было просто так гулять, как ни в чем не бывало, словно это естественно. Это один из ярких примеров целого арсенала приемов, которые я пробовала в течение долгого времени.
— Похоже на целый психологический тренинг.
— Да, вопрос в том, что персонаж абсолютно по-иному смотрит на этот мир, у него по-другому работает восприятие, и моя задача — понять, как именно, и отразить.
— Мне показалось, что "Почка" довольно новогодняя история, история про искупление. Наташа, как Скрудж, должна поменяться, чтобы не умереть в одиночестве.
— Это семейное кино, про семейные взаимоотношения. Несмотря на то что героиня самостоятельная и взрослая, ей приходится обратиться к своей семье, а семье — начать считаться с ней.
— События сериала довольно драматичны, но все это показывается как комедия, даже сатира. Как вам удалось найти нужный тон, настроение на площадке, чтобы это все не скатилось в фарс?
— Знаете, мне кажется, чем серьезнее актер относится к материалу, тем смешнее. Иногда, конечно, мы сталкивались с такой проблемой, что это все-таки задумывалось как комедия, а все постепенно переходит в драму, но мы находили общие точки соприкосновения. На месте мы уже дорабатывали сцены так, чтобы сохранить этот баланс.
— По моим наблюдениям, вы одна из немногих актрис и актеров в российской индустрии, которые очень преданы своим проектам. Вы занимаетесь их продвижением, много общаетесь со зрителями и журналистами. Далеко не все актеры готовы этим заниматься. Считаете ли вы маркетинг проекта частью актерской работы?
— Да, я считаю, что участие в промокампаниях — это тоже важная сторона актерской профессии, ведь выход фильма или сериала — один из самых важных этапов для него. Жизнь любого проекта продолжается после того, когда он снят, ведь его еще важно донести до зрителя. Хорошее промо — это очень важно. Тут нужно подготовить аудиторию, рассказать о проекте, заявить о перспективах для зрителя, ну и в идеале еще собрать обратную связь.
— Если взять в пример Голливуд, то там на продвижение фильма тратят столько же, сколько на его производство.
— Именно. Мне кажется, что это очень важная сторона индустрии — налаживать коммуникацию со зрителем. Недавно в Москве прошел Bubble Comics Con, фестиваль поп-культуры, который в этот раз проходил при инициативе студии Bubble, которая выпускает комиксы и делала фильм "Майор Гром". И мы всей съемочной группой два дня общались с фанатами, фотографировались, отвечали на вопросы. Когда я увидела число людей, которые к нам приехали, я еще раз убедилась, насколько это правильно и полезно общаться с публикой. Проект живет не только во время съемок, но и после, и спасибо зрителям за такой отклик и любовь.
— Вы говорили, что роль Наташи в "Почке" для вас необычна. А есть ли еще роли, которые вам хотелось бы сыграть?
— Скажем так — я определила для себя характеры и персонажей, которых я хотела бы сыграть. Их не так много, но мне кажется, это может быть достойной и интересной задачей на пути. Я постепенно работаю в этом направлении. Не стану в подробностях раскрывать, какие именно это персонажи, но Наташа из "Почки" очень хорошо сходится с одним из отобранных характеров.
— А если говорить про жанры. Вы снялись в большом количестве крупных проектов. А фестивальное кино вас интересует?
— Меня интересует все, что будет отзываться на мою актерскую задачу. Я, как и раньше, рассматриваю все предложения. Но если раньше я выбирала проекты интуитивно, то сейчас, скажу так, появилась дополнительная логика при выборе той или иной роли.
— Вы также активно ищете проекты за рубежом на английском языке. Отличается ли работа там от российского кино?
— На самом деле не важно где, важно что и с кем.
— Попадались интересные?
— Да, сейчас многие наши ребята работают в Европе и США. Например, моя подруга Соня Лебедева, Диана Пожарская и Никита Ефремов. Спрос есть, и даже коронавирус на это сильно не повлиял. Пробы присылают и из Европы, и из Америки.
Я смотрю на мир кинематографа как на что-то единое и не вижу преград. Актер из России может поехать сниматься в Японию, например. Но, конечно, важно знать язык
— Да и это не всегда преграда.
— Да, все мы знаем историю Саши Кузнецова.
— Про съемки во французском фильме?
— Да, про то, что он не знал французский, когда принял предложение от французского проекта "Мой легионер". Но он стал учить, и все получилось. Это уникальный, конечно, случай, который еще раз подчеркивает, что нет никаких барьеров.
— А сложнее ли играть на английском?
— Первое время непривычно, а потом скованность уходит и появляется уверенность. Думаю, все, кто учат языки, меня поймут. На первых занятиях ты делаешь большое усилие, чтобы просто говорить, а потом через какое-то время замечаешь, что уже даже думаешь на новом языке, или можешь спокойно заговорить с прохожим, например. Это как мышцы, которые тебе нужно накачать.
— И вопрос напоследок. Вы много внимания уделяете экологии, рассказываете про раздельный сбор мусора, устраиваете субботники. Вообще, к сожалению, это не самая популярная тема среди россиян. Как вы думаете, как можно заинтересовать людей в раздельном сборе мусора?
— Конечно же, своим примером. Основная проблема в этом вопросе состоит в том, что многие думают, что сортировка отходов — это сложно и нужен особый подход. Но нет, это не так. Самое главное — это изменить отношение людей. Нужно показать своим примером, что это легко и весело. Для меня это было именно так. Например, мы вместе с командой "Сфера леса" будем устраивать субботники в следующем году, где покажем, что это простое и веселое времяпрепровождение. Можно собираться с друзьями и тот же пикник превратить в субботник. И это круто.
Беседовала Тома Ходова