17 ЯНВ, 17:00

Глава МТС: от телеком-отрасли сильно зависит инфраструктурная цифровизация в РФ

О первом пакете мер поддержки телеком-отрасли, экосистемах, выделении башенного бизнеса в отдельное юрлицо и развитии облачных технологий в интервью ТАСС, которое проходило в рамках Гайдаровского форума,  рассказал президент МТС Вячеслав Николаев.

— У других российских экосистем — "Яндекса", VK — есть сервисы доставки еды, такси. Вы смотрите на другие экосистемы, сравниваете себя с ними?

— Они смотрят на нас, мы смотрим на них. Здесь сравнивать сложно, потому что все работают в разных областях. Даже базовый бизнес у каждого свой. Вы не назвали одного из главных претендентов на экосистему — Сбер. Таким образом, есть экосистемы с базовым банковским бизнесом, поисковиками, социальными сетями. У нас — телеком. В связи с этим конфигурация того, что сейчас называют экосистемами, может быть очень разная, потому что синергия тоже разная. Совершенно очевидно, что у "Яндекса", с его давно устоявшимся картографическим бизнесом, хорошо клеятся и такси, и доставка. Мы туда тоже смотрели. С нами это бьется чуть хуже, но зато с нами лучше получается синергия между домашним и мобильным интернетом, умным домом, безопасностью, онлайн-кинотеатром, телевидением, развлечениями и т.д. Мы в этом смысле сильнее. Поэтому да, все друг на друга смотрят, у всех будут разные конфигурации. Самое главное — не будет выбора, когда один клиент находится всегда в одной экосистеме, а другой клиент — в другой. Пересечения останутся, и они будут достаточно сильные. Тут вопросы, у кого будет лучше продукт и кто к себе привлечет больше внимания клиента — как по количеству продуктов, так и с точки зрения его кошелька.

— Вы также говорили о том, что МТС может выделить башенный бизнес в отдельное юрлицо в начале 2022 года. Скажите, что это будет — шеринг, продажа или что-то другое?

— Выделим точно. Я думаю, что к марту закончим все процедуры, которые необходимы. А варианты мы по-прежнему рассматриваем разные. Интерес большой, поэтому это может быть и полная продажа с определенным уровнем взаимодействия, а может быть и компания, в которой у МТС останется какая-то доля. Все варианты возможны, они там все хороши.

— Сейчас всех очень интересует первый пакет мер поддержки телеком-отрасли. Скажите, как проходит согласование этого документа с Минцифры и в какой стадии готовности документ находится?

— Операторы работали в тесном контакте с Минцифры. Сейчас идет обсуждение дальше в правительстве. Поэтому я не могу вам сказать конкретный этап, но мы очень надеемся, что пакет будет принят, потому что отрасли, конечно, нужна поддержка. От отрасли сильно зависит инфраструктурная цифровизация в стране в целом. И мы в последнее время на отрасль навесили достаточно много дополнительных условий, поэтому, как говорится, самое время качнуть маятник в другую сторону.

— А по вашему мнению, какие меры больше всего телекому нужны?

— Вы знаете, там нет какой-то одной или двух мер, которые можно выделить и сказать, что вот эти нужны, а вот эти нет. Там смысл как раз в том, что это нужно принимать пакетом. Он именно так и сформирован. Так мы могли бы, в принципе, и 40, и 50 инициатив собрать, но их счетное количество именно потому, что они очень хорошо сочетаются друг с другом.

— Как относитесь к идее Общероссийского народного фронта (ОНФ) сделать бесплатными сервисы по оповещению абонентов о возможных звонках мошенников? Достижимо ли это технически и может ли такое решение повлечь рост тарифов?

— У нас есть и бесплатные, и платные сервисы для противодействия мошенникам: часть была давно создана, часть развивается сейчас. Причем мы туда вкладываем достаточно серьезные усилия, потому что это для наших клиентов действительно очень важно. Тут вопрос даже не платности/бесплатности стоит, потому что, в конце концов, операторы — коммерческие компании, какие-то услуги оказываем платно, а какие-то услуги, для удержания клиентов, мы вполне готовы оказывать бесплатно. Эта задача в целом вполне выполнима, но выполнима для очень технологически развитых компаний, потому что без технологий машинного обучения и без BigData такие вещи не делаются.

Ваш браузер не поддерживает видео

— Как планируете развивать облачные технологии в компании?

— Это вопрос, я думаю, часа на три, если отвечать подробно. Во-первых, мы идем в сторону будущего рынка, который называется Edge Cloud и Edge computing, когда большая часть вычислений делается не в ЦОДах (центр обработки данных — прим. ТАСС), а на борту самих устройств при помощи искусственного интеллекта. Это часть той стратегии, которую мы претворяем в жизнь в своей новой кампании, которая называется МТС Web Services. И вторая часть, наверное, самая важная — это создание платформы. Понятно, что сейчас самое большое использование облачных сервисов — это infrastructure as a services (IaaS, инфраструктура как услуга — прим. ТАСС). Но мы понимаем, что в ближайшем будущем главное — это то, что называется PaaS — Platform as a service (платформа как услуга — прим. ТАСС), и привлечение большого количества разработчиков на свою облачную платформу, которые уже, пользуясь этими возможностями, начинают разрабатывать свои сервисы. Это направление, в которое мы вкладываем больше всего усилий. Мы понимаем, что это серьезные инвестиции, серьезные ресурсы. Это то, за чем будущее. Мы уже сейчас используем эти технологии в МТС, потому что у нас большая инфраструктура, ее необходимо виртуализировать.  

— Не планирует ли МТС вводить новую программу долгосрочной мотивации акциями компании? Сколько сотрудников будет включено в программу?

— Да, МТС планирует включить более 300 сотрудников в новую программу долгосрочной мотивации акциями компании в 2022 году. В число участников программы войдут менеджеры цифровых продуктов и ИТ-эксперты. Сейчас МТС проходит процесс серьезной трансформации, основная цель которой — построить экосистему самых удобных и современных цифровых сервисов для наших клиентов. Важно, что драйвит эту трансформацию не только топ-менеджмент компании, но и сотрудники, которые создают и развивают новые продукты в МТС. Нам очень важно, чтобы люди, которые "руками" создают современные полезные сервисы, делают дома и города технологичными и удобными для жизни, имели правильную финансовую мотивацию.

Читать на tass.ru