Ирина Жук и Александр Свинин: российским фигуристам нужно кататься с русской душой

Ирина Жук, Иван Букин, Александра Степанова и Александр Свинин. Петр Ковалев/ ТАСС
Ирина Жук, Иван Букин, Александра Степанова и Александр Свинин

Ирина Жук и Александр Свинин — об Олимпийских играх, отстранении российских спортсменов и новых именах в фигурном катании

Российский танцевальный дуэт Александра Степанова и Иван Букин встал в пару в 2007 году, они работают вместе уже 15 лет. Однако на Олимпийские игры лидеры сборной России попали лишь в 2022 году — в 2018 году спортсмены не получили приглашение на Олимпиаду в Пхёнчхан без объяснения причин. На Олимпийских играх в Пекине Степанова и Букин заняли шестое место, однако спортсмены и на этот раз рисковали пропустить главный старт четырехлетия. Тренеры спортсменов Ирина Жук и Александр Свинин в интервью ТАСС рассказали о том, что могло помешать фигуристам выступить на первой Олимпиаде, об их подготовке, эмоциональном состоянии после отстранения россиян от соревнований, о тенденциях в современном фигурном катании и молодых талантах, которые появились в их группе.

— Эмоции после Олимпиады улеглись, и сейчас, наверное, уже можно подвести новую черту под очередным олимпийским четырехлетием вашей пары, которое все-таки закончилось выступлением на Играх. Не в пример 2018 году. Насколько изменились Саша и Иван за эти годы?

Жук: Стали совсем взрослыми — и в катании, и в жизни. Все программы, которые были сделаны за это четырехлетие, на мой взгляд, очень удачны и очень подходят им. Они выросли эмоционально и в катании стали матерой парой, в их катании появился унисон. Сегодня многие вещи на льду с ходу делают настолько красиво, что ты этого попросту не ожидаешь. А их способности перевоплощения, способности раскрывать идею программы я не перестаю удивляться.

Свинин: Да, в ходе соревнований были мелкие ошибки, были не самые лучшие прокаты, но в общем они сделали огромный шаг вперед. И самое приятное, что они останавливаться не собираются, они хотят работать и совершенствоваться, хотят стать первыми. И эта неуспокоенность, желание расти, становиться все лучше — самое главное, что есть в спортсмене. Мы стараемся не повторяться, искать им различные образы, и с этим они успешно справляются. Прислушиваемся ко всем советам специалистов, с кем бы ни работали.

— У Саши с Иваном очень непростая спортивная судьба в фигурном катании. Никто не забыл, как они не попали на Олимпиаду в Пхёнчхан — одна из сильнейших пар России была лишена возможности выступить на Играх без объяснения причин. Потом была череда травм, потом пандемия. Это изменило их по-человечески?

Жук: Думаю, что да. Недопуск в 2018 году — это была для всех нас спортивная трагедия. Нам так никто и не объяснил, почему Ваню отстранили, но мы вместе это пережили. Они не опустили руки, и мы вместе это прошли, стали сильнее и крепче. У них прекрасные отношения в паре, и они очень тепло, с пониманием друг к другу относятся.

— После произошедшего не было мысли заканчивать?

Свинин: Ни разу. Ни у нас, ни у них. Вообще. Наоборот — нас это еще больше сплотило, мы постарались забыть об этом и пошли вперед. А что касается пандемии, то, конечно, длительный пропуск не пошел на пользу, но ведь все от головы идет. Если человек настроен, если хочет работать и побеждать, можно все преодолеть. Да, были травмы, мы проходили и через это — разговаривали, убеждали, что ничего страшного, работаем дальше, все пройдем.

Жук: Мы 15 лет уже вместе, это огромный срок. Мы с Сашей недавно задумались — а ведь это целая жизнь. Не так много тренеров в нашем виде спорта, которые с нуля довели пару до топ-уровня. И мы им благодарны за то, что они продолжают сотрудничество с нами. Мы идем вместе к главной цели — это дорогого стоит, и мы это ценим. Остановка — это путь в никуда.

— А вас все происходившее в последние годы изменило?

Жук: Конечно. Мы не стали от этого жестче, грубее, нет. Мы просто сделали выводы — все в жизни бывает. Мы никого не виним, ни на кого не в обиде. Причины всегда стараемся искать внутри, в себе, и ищем выходы — что нужно придумать, с кем поработать, чтобы выходить на другой уровень. Но при этом хорошо понимаем, что все растут, все работают и только в конкуренции вырастают серьезные спортсмены.

— Произвольная программа на Олимпиаде многим запомнится. Ребята рассказывали, что она родилась еще во время выступления на шоу Ильи Авербуха. А после Игр "Ромео и Джульетта" многим полюбилась, некоторые даже называли ее лучшей программой сезона.

Жук: Она появилась еще за год до Игр. Мы не хотели делать банально "Ромео и Джульетту", мы хотели этот образ преподнести по-новому. Музыку нашел Саша Свинин. Она всем нам понравилась, хотя музыка и на любителя. Первая часть такая, что мало кто понимает, что за этим последует. Может, успех этой программы в том, как они интерпретируют эту необычную музыку. В этом нет современности или старомодности, это какой-то симбиоз. И сама постановка прошла очень легко — когда люди такого уровня с удовольствием работают, так и происходит. Но в предолимпийский сезон мы ее скатать не успели, к сожалению.

— А может быть, к счастью? Программа украсила олимпийский турнир.

Жук: Может, действительно так. Они жили в этом образе, это им настолько подходило. С этой программой был интересный случай. Мы встречались с Машей Петровой и Лешей Тихоновым, мы дружим, катались вместе в театре. И он сказал, что видел ребят в шоу Авербуха, а вы не хотите олимпийскую программу им поставить такую? Мы с Сашей засмеялись — это знак. Тогда мы сказали: "Программа уже поставлена, но раз так, то мы на правильном пути". И сейчас, уже после Олимпиады, мы вспоминали тот случай. Как в воду смотрел. 

Свинин: Да, они не заняли призового места на Олимпийских играх, но эту их программу будут вспоминать. Это самое главное. Это значит, что у них есть лицо, стиль, что они никого не копируют, а это очень важно.

— Может быть, в качестве показательного номера мы еще эту программу увидим?

Свинин: Это зависит от того, захотят ли они ее еще катать. Это должно быть в настроение. Но может быть. Мы обсудим это.

— Иван с Сашей приехали на Олимпиаду непосредственно под старт личного турнира. И все тогда строили догадки, в чем причина, почему они не прилетели со всей сборной. Что тогда произошло?

Жук: За неделю до предолимпийских сборов в Красноярске тест Саши на ковид показал положительный результат. Она почувствовала слабость. Дальше — череда положительных и отрицательных тестов. Это был сумасшедший дом. Без двух отрицательных тестов мы не могли вылететь в Пекин, мы буквально как на пороховой бочке сидели. Саша в изоляции, тренироваться невозможно. Переживали все, нервничали, но старались не паниковать. Все на Играх, а мы никак долететь туда не можем. Оказались там только 8 марта, а 12-го уже старт личного турнира. В Москве они в полную силу прокатались буквально полтора дня и полетели. Мы боролись до последнего, чтобы не оказаться без второй Олимпиады подряд. Молили бога. Но они должны были понять, что такое Олимпиада, что такое ее дух. Да, она отличалась от всех других из-за массы ограничений, но это в данном случае совершенно неважно.

— Кому как не вам это понимать — вы уже на четвертые Игры в тренерской карьере не попадаете.

Жук: Когда все это происходило с Сашей, мне это было уже неважно. Важно, что они, несмотря на все это, достойно откатались. Да, шестое место. Но это профессионализм и спортивный характер — так выступать без тренировок. Короткую прокатали так здорово, я даже не ожидала. В произвольной — одна дурацкая ошибка на слайдинге. Но у них ни одного целикового проката не было до этого.

— Вы смотрели их выступление в онлайн?

Жук: Нет. Это невозможно было. Иначе сердце разорвалось бы. Смотрела, уже когда знала результат. В записи. Так у многих тренеров, я не одна такая ненормальная. Мы постоянно были на связи. Общались голосовыми сообщениями. Но мы это прошли, и это останется с нами.

— Какое у вас осталось впечатление от танцев на льду на Олимпиаде? В какую сторону движется сегодня эта дисциплина? Каковы тенденции?

Жук: Отметила, что все стараются кататься под медленную музыку, мало кто берет быструю. Это легче в плане исполнения элементов. Они стали очень сложными, нужно показывать реберное катание, поддержки, вращения. Ввели креативную дорожку по правилам, это правильный шаг, программы заиграли. Много подвижек в плане креативности, но как выкатывать все эти программы с такими скоростями? Хочется взять быструю музыку, но физически очень тяжело ее проехать.

Свинин: Плюс очень много пар копируют Пападакис и Сизерона, но это не очень хорошо. Нужно искать свое лицо. И мы пытаемся это сделать с каждой нашей парой. Да, французы — шикарные катальщики, они действительно оставят след в фигурном катании, в танцах. Но нужно двигаться дальше. Нужно брать у них хорошие качества — мягкое катание, разбег с двух шагов. Но не копировать. Нам, представителям русской школы фигурного катания, нужно кататься с русской душой.

— Сколько после Олимпиады удалось отдохнуть Саше и Ивану?

Жук: Неделю максимум. А потом снова на лед — подготовка к чемпионату мира.

— Куда нас всех не пустили.

Свинин. Да, снова не пустили. И да, мы очень расстроились. Но у нас был Кубок Первого канала. И это было замечательно. И здорово, что он у нас был.

— Уже начали подготовку новых программ?

Жук: Начали набирать материал, а в мае — сбор в Новогорске, где мы уже будем непосредственно ставить программы. Есть варианты, есть музыка, будем вместе разбираться, решать. В следующем году ритм-танец латина, работаем. Сейчас главное — удержать их в хорошем настроении. Для топовых спортсменов сейчас самый важный вопрос — мотивация работать дальше, вера в то, что у них все получится, что они будут выступать.

— Ваша группа простилась с дуэтами Игорь Шевченко и Софья Еременко, Дэвид Нарижный встал в пару с Аннабель Морозов, Елизавета Шанаева ушла.

Жук: Дэвид и Аннабель очень подходят друг другу, им нравится вместе кататься. Быстро прогрессируют. Рассчитываем, что в скором времени они станут топовой парой не только в России, но и в мире.

— А появились ли у вас новые спортсмены?

Свинин: Да, у нас целых пять новых пар. Совсем молодые. Все работают, все хотят, все очень мотивированы. И настолько все разные. Самая маленькая у нас — Варвара Слуцкая, ей 11 лет.

— Слуцкая? Дочь Ирины Слуцкой?

Жук: Да. Сейчас ищем ей партнера. Ирина привела к нам девочку, и она нам очень понравилась. Сейчас она в детской группе.

— Похожа на маму?

Жук: Очень, с характером. Характер Иры. 11 лет, и уже такой упертый человечек. А еще в юниорах у нас растет очень серьезная пара Софья Леонтьева и Даниил Горелкин. Соня из Кирова, Даниил из Москвы, ему скоро 20 лет. Из-за пандемии они так и не попали ни на юниорский финал Гран-при, ни на мир. Но пара рослая, красивая, харизматичная. Следующий год они еще будут в юниорах, где будут выступать, пока не знаем, но потом уже переходят во взрослые.

— Соня чем-то похожа на Сашу Степанову.

Жук: Не первый раз это слышу, но они очень разные. Совершенно разные.

— Сегодняшняя ситуация не убавляет мотивации у молодых? Ведь никто не знает, что будет дальше. Сейчас ISU руками федераций решает, быть ли нам вообще на международной арене. Все в подвешенном состоянии.

Свинин: Обеспокоенность есть, конечно. Но мы стараемся всей командой их мотивировать. Думать только позитивно. И загружать их работой — шоу, тренировки, постановки. И понимание, что все должно быть хорошо. Никакого пессимизма. Будем выступать. Обязательно будем. Будем работать, тренироваться, выступать. Нужно быть в форме. Нужно набираться сил и расти, делать свою работу. 

— К Играм в Пекине дуэт помогали готовить Николай Морозов и Алексей Горшков. Что изменилось с их появлением?

Свинин: Они привносят в нашу работу свою изюминку, даже свою направленность, и нам это очень нравится. Две головы хорошо, а четыре еще лучше. И мы хотим и дальше расширять список наших специалистов, будем пробовать новых хореографов. Мы хотим, чтобы они росли дальше, и самое главное, что и они этого хотят. Главное, чтобы спортсмены шли в одном направлении с тренерским составом. Это очень важно.

— Все как-то привыкли, что фигурное катание — вид спорта закрытый, что тренерские группы — это что-то изолированное, что-то замкнутое. Но все чаще этот миф развеивается — например, тренерские группы Евгения Рукавицына и Светланы Соколовской. Казалось бы — конкуренты, Рукавицын в Санкт-Петербурге, Соколовская в Москве. Но что тренеры, что спортсмены этих групп крепко дружат, ставят совместные номера, проводят вместе сборы. Теперь ваша история — Морозов, Горшков.

Жук: Идея такая зрела года два, еще до пандемии. Мы с Николаем говорили о том, что хорошо бы объединиться в усилиях, потому что за столько лет мы такой багаж знаний накопили, что можем создать сильную группу. Но потом пандемия большинство планов смешала. Но в олимпийский год нам нужен был определенный толчок, какое-то обновление. И мы все-таки воплотили эту идею, к нам присоединился и Горшков.

Свинин: Вчетвером мы дополняем друг друга. И в этом, может быть, серьезная сила. Да, каждый на своем катке, но мы и не должны все время быть вместе. Мы друг друга держим взглядом, приезжаем друг к другу. Именно расставаясь и объединяясь, новым взглядом мы видим больше, чем раньше. Нам удается охватить большой объем работы. И ребятам это интересно. И в этом сила.