Российская промышленность в условиях санкционного давления сталкивается с новыми вызовами. Уход иностранных партнеров и нарушение логистических цепочек вызывают необходимость переориентации экспортных рынков и укрепления технологического суверенитета. Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью ТАСС в рамках ПМЭФ-2022 рассказал о перспективах развития российской авиаотрасли до 2030 года, о запланированных на форуме встречах с зарубежными партнерами, о том, как будет решаться проблема с автомобильными комплектующими в РФ, а также сколько товаров ввезено в страну за время действия параллельного импорта и какие меры поддержки будут оказываться металлургической отрасли.
— Каждый ПМЭФ уникален по-своему. Как вам кажется, каким форум будет в этом году?
— ПМЭФ является традиционной площадкой для работы: проведения переговоров, обсуждения важнейших вопросов, подписания различных соглашений и меморандумов между компаниями в разных отраслях промышленности. С точки зрения международного трека в этом году рассчитываем на конструктивный диалог с партнерами из Египта — как в рамках деловой программы ПМЭФ, так и в рамках двусторонних переговоров. Запланированы встречи с коллегами из Ирана, Алжира, ОАЭ и Индии. И конечно, планируется подписание ряда важных документов.
В этом году с участием Минпромторга будет подписано семь соглашений. Эти документы направлены на развитие отечественных технологий искусственного интеллекта в медицине и здравоохранении, повышение конкурентоспособности нашей промышленности, популяризацию уникальных достижений в области науки, инжиниринга, промышленности и технологий и многое другое.
Хотел бы подчеркнуть важность соглашения между Минпромторгом России и ОАО "РЖД", которое направлено на сотрудничество в сфере развития отечественных технологий искусственного интеллекта в медицине и здравоохранении и технологических решений, разработанных на их основе. Кроме того, планируем совместно развивать российские технологии в таких областях, как медицинские "большие данные", медицинская и реабилитационная техника, цифровизация и внедрение информационных технологий в медицине и здравоохранении. А для осуществления этих планов будем привлекать ФГАУ "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" в качестве научной организации.
Уже традиционно планируем на полях ПМЭФ заключение специнвестконтракта — на этот раз с компанией "Волжская перекись". В рамках СПИК предусматривается создание производства высококонцентрированной перекиси водорода по антрахиноновой технологии. К ее преимуществам — по сравнению с традиционной технологией — относятся улучшенные качественные характеристики, а также снижение затрат на энергоносители. Благодаря реализации проекта будет создано производство мощностью 50 тыс. тонн, а объем инвестиций составит 9,7 млрд рублей.
— Сейчас российская промышленность сталкивается со множеством вызовов. Мы адаптировались к ситуации и запустили механизм параллельного импорта. Какие товары сейчас уже поступают в Россию в рамках этого механизма?
— Мы проанализировали товарную структуру российского импорта за период с 7 по 31 мая, основываясь на данных ФТС России. Нас интересовали именно те позиции, которые включены в перечень товаров для параллельного импорта.
Среди ввозимых товаров — лодки, товары легкой промышленности, изделия из металлов и пластмасс и большое количество других товарных позиций.
— Есть ли необходимость расширять список продукции для параллельного импорта?
— Для включения в перечень продукции по параллельному импорту новых позиций существует два ключевых фактора.
Первый — это закрытие или приостановка производства локализованной в России продукции либо приостановка отгрузки продукции в розничные сети с действующих в России производств. Второй фактор — прекращение или приостановка отгрузки продукции в Россию. В случае возникновения таких условий перечень может дополняться новыми кодами, а также брендами.
— Вопрос высокотехнологичного производства остро стоит в сфере автопрома. Как мы сможем наработать компетенции для производства электронных компонентов для этой отрасли?
— Для решения здесь и сейчас проблем с компонентами для автопрома автопроизводители прорабатывают множество различных вариантов: от изменения логистики поставок и параллельного импорта для закупки компонентов иностранного производства, которые использовались в электронных системах автомобиля, до замены применяемого ранее, но недоступного сегодня импорта на доступные аналоги из дружественных стран или российского производства. Безусловно, второй путь несколько дольше, сложнее и затратней, поскольку может потребовать перепроектирования аппаратуры и проведения дополнительных испытаний, зато он предпочтительнее с точки зрения обеспечения технологического суверенитета.
Для принятия инвестиционных решений по освоению производства той или иной номенклатуры радиоэлектроники для автопрома необходимо понимание достаточного объема рынка. Поэтому весной совместно с автопроизводителями и производителями радиоэлектроники было принято важное решение об унификации базовых радиоэлектронных компонентов.
Наше ведомство, профильные консорциумы и институты также участвуют в этом процессе.
— Переходя к не менее стратегической отрасли, авиапрому: сколько гражданских воздушных судов планируется произвести до 2030 года?
— В соответствии с поручением президента по итогам совещания по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения мы совместно с Минтрансом сформировали комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Одним из ее параметров является прогноз производства воздушных судов, включающий оптимальную номенклатуру, объемы и сроки поставок.
До 2030 года предприятиями авиационной промышленности подтверждена возможность поставки более тысячи самолетов для нужд гражданской авиации — при одновременном замещении иностранных комплектующих российскими аналогами и модернизации производств, там, где это необходимо. Планируется поставка: 142 SSJ-New, 270 МС-21-310, 70 Ил-114-300, 70 Ту-214, 12 Ил-96-300. Парки региональных перевозчиков пополнят самолеты "Ладога", Л-410, "Байкал". В этот же период запланирована поставка 764 вертолетов. При этом основной упор сделан на вертолеты "Ансат" (201 единица) и Ми-8 (276 единиц) как на наиболее востребованные.
В условиях санкционных ограничений опросные данные авиакомпаний подтверждают, что такие объемы авиатехники будут в полной мере востребованы отечественными эксплуатантами.
— Как Минпромторг оценивает предложение Госдумы по ограничению работы продуктовых гипермаркетов в выходные дни, чтобы стимулировать посещение фермерских рынков?
— Мы последовательно реализуем политику развития всех форматов торговли. Был разработан целый ряд законодательных инициатив, направленных на совершенствование регулирования торговли на рынках, ярмарках с помощью нестационарных и мобильных торговых объектов. Наша стратегическая задача — обеспечить существование развитого конкурентного потребительского рынка, чтобы каждый товаропроизводитель имел наиболее подходящий его возможностям канал дистрибуции товаров до потребителя. А для потребителя мы должны создавать максимально комфортные условия, а не изобретать искусственные конструкции, которые будут как-то усложнять процесс покупок.
Поэтому любые законодательные ограничения работы одних торговых форматов ради привлечения внимания к другим форматам торговли представляются нам крайне нежелательными.
— На Неделе российского ритейла вы рассказали о работе по возобновлению оптово-розничных продовольственных рынков. Когда они заработают?
— Концепция развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации утверждена распоряжением правительства в прошлом году. Нашим министерством был разработан план мероприятий по ее реализации и методические рекомендации по организации оптовых продовольственных рынков.
На сегодняшний день в России уже функционируют подобные рынки. Важно отметить, что инициатива их создания исходит прежде всего от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые намерены осуществлять управление и организацию рынка.
В свою очередь органы государственной власти региона и органы местного самоуправления имеют сейчас все необходимые полномочия по оказанию необходимой помощи, в том числе по выделению площадок для размещения оптовых рынков.
— Буквально на прошлой неделе президент России говорил о том, что черная металлургия сигнализирует о рисках снижения производства в среднесрочной перспективе. Как ваше ведомство помогает отрасли?
— Действительно, российский металлургический комплекс столкнулся с беспрецедентным санкционным давлением со стороны недружественных стран. Прежде всего ограничения коснулись закупок 5 млн тонн российской продукции с высокой добавленной стоимостью — металлопроката и стальных труб. Кроме того, вывоз металлопродукции на другие экспортные рынки дополнительно затруднен санкциями в отношении российских организаций промышленности и их основных акционеров, а также укреплением курса рубля по отношению к основным мировым валютам.
Мы еженедельно мониторим состояние металлургической отрасли и очевидную тенденцию снижения рентабельности отраслевых предприятий наблюдаем с мая. Надо понимать, что мы сейчас существуем в особых финансово-экономических условиях, и некоторые решения по нагрузке на отрасль, введенные ранее, в другой ситуации, сейчас есть смысл пересмотреть. Я имею в виду прежде всего налоговую нагрузку на металлургическую отрасль. С учетом снижения рентабельности производств будет логично вернуться к вопросу отмены акциза на сталь и корректировки НДПИ. Сейчас мы находимся в диалоге с Минфином по этому вопросу. Высвобожденные средства могут быть направлены на поддержку рабочих коллективов и сохранение уровня заработной платы — это ключевой аспект, а также на реализацию инвестпроектов и развитие производств.
Основным потребителем металлопроката, в частности арматуры, на российском рынке был и остается строительный сектор, где уже приняты меры по сохранению программ льготного ипотечного кредитования. Минстрой России уже разработал план мероприятий по расширению области применения стали в строительстве и совершенствованию нормативно-технического регулирования. Совместно с коллегами мы прорабатываем запуск типовых проектов с применением стали в качестве основного конструктивного элемента. Речь про строительство модульного жилья и социальных объектов. Особое значение приобретают крупные металлоемкие государственные инфраструктурные проекты Минстроя, РЖД, Росавтодора и Росатома.
Мы, конечно, реализуем и собственные меры поддержки отрасли.
Эта мера будет действовать для определенного оборудования и сырья, например марганцевых руд. У нас также действуют системные меры поддержки производителей: это возможность заключения специнвестпроектов, поддержка ФРП. А ввоз оборудования, которое не имеет аналогов в России, не облагается налогом на добавленную стоимость (перечень такого оборудования утвержден правительством — прим. ТАСС). Для того чтобы обеспечить наши предприятия дешевым сырьем, действуют тарифные квоты на экспорт за пределы ЕАЭС лома и отходов черных металлов (до 31 июля 2022 года — прим. ТАСС) — при экспорте лома в объеме до 540 тыс. тонн пошлина составит 100 евро за тонну, при превышении этого показателя — 290 евро за тонну.