Глава киноконцерна "Мосфильм", режиссер, сценарист и продюсер Карен Шахназаров 8 июля отметит 70-летие. Кинотеатры и телеканалы готовятся в честь праздника показать его лучшие картины, среди которых "Курьер" (1986), "Цареубийца" (1991), "Анна Каренина" (2017), а сам кинематографист называет лучшим подарком то, что юбилей он отметит, готовясь к съемкам нового фильма. В интервью ТАСС режиссер также рассказал о победах "Мосфильма" за последние 20 лет, работе по реставрации советской классики и запасе прочности студии в условиях санкций.
— Карен Георгиевич, есть ли какие-то планы на празднование юбилея?
— Особо ничего не планирую. Главный подарок для меня в том, что я сейчас готовлюсь к съемкам нового фильма, они начнутся через две недели. Я не специально подгадывал, но так получилось.
— Если я правильно понимаю, вы говорите о картине по мотивам произведений Владимира Гиляровского и Артура Конан Дойла?
— Да. Это будет полнометражный фильм. Гиляровский знаменит замечательной серией очерков "Москва и москвичи", в которой он описывал быт и жизнь Москвы начала XX века. Мы соединили его сюжеты с фрагментами из рассказов Конан Дойла, и получилась история, в которой главными действующими лицами выступают сам Гиляровский и выдающийся актер и режиссер Константин Станиславский. Получается, я бы сказал, не то триллер, не то комический детектив.
— Можно ли уже говорить о том, кто исполнит главные роли в картине?
— Михаил Пореченков сыграет Гиляровского, а Константин Крюков — Станиславского. Вообще у нас будет много героев. Например, в картине есть Чехов, Немирович-Данченко, а также персонажи из рассказов Гиляровского. Больше подробностей пока не расскажу. Надеюсь, что закончу фильм к концу этого года.
— Уже более 20 лет вы возглавляете киноконцерн "Мосфильм", и за это время было многое сделано: студию восстановили после кризисных 1990-х, появились новые павильоны, постоянно проходят съемки крупных проектов. Что для вас стало главным достижением за эти годы?
— Сегодня можно сказать без ложной скромности, что мы не просто восстановили студию, мы построили новый "Мосфильм". Уже два года функционируют новый 16-й павильон и "Дом костюма и реквизита", уже построены 17-й павильон и киноконцертный комплекс, работа над ними завершается. Все это мы делали полностью на собственные средства, без какого-либо государственного финансирования.
Мои фильмы могут и забыть лет через 20–30, а "Мосфильм" останется надолго. (Смеется.)
— Последние несколько лет стали непростыми для всех — сначала пандемия, теперь серьезный кризис международных отношений, в том числе в области культуры. Как студия справляется с этим?
— У нас достаточно большой запас прочности. Но мы как унитарное предприятие существуем за счет собственной прибыли. Сейчас правительство принимает серьезные меры для поддержки бизнеса, но унитарные предприятия в какую-либо категорию поддержки не попадают. Мне кажется, это неправильно, потому что в стране много унитарных предприятий. Мы даем рабочие места, производим большой объем продукции, но не получаем особых льгот. Тем не менее мы нормально прошли пандемию и пока чувствуем себя вполне уверенно.
С другой стороны, проблема России в технической области состоит в том, что мы не производим своего, к сожалению. Если драматичные события, которые происходят, затянутся, то уже сейчас нужно что-то делать для того, чтобы наладить отечественное производство. В СССР делали все: камеры, оптику, звукозаписывающее оборудование. Возможно, техника не всегда соответствовала мировым стандартам, но благодаря ей сняли массу замечательных картин, которые наш зритель до сих пор смотрит с удовольствием. Этот вопрос меня беспокоит. Я уже говорил, что этим нужно заниматься серьезно, но пока не вижу особых результатов. В дальнейшем это может стать серьезной проблемой.
— Как сейчас обстоят дела с оборудованием на "Мосфильме"?
— Пока все в порядке, оборудование все новое, работает. В течение года критической ситуации не наступит, но дело в том, что есть много сопутствующей техники. Например, жесткие диски — их меньше и меньше. Без них не будут работать камеры. Современные цифровые технологии на этом завязаны. Правительству имеет смысл обратить на это внимание. Возможно, стоит более плотно сотрудничать с некоторыми странами. Например, в Китае производят многое, но мы не были ориентированы на этот рынок. Повторюсь, лучший вариант — наладить собственное производство. Можно копировать и усовершенствовать то, что уже создано: так действовали в СССР, так индустрию строили в Китае.
— Одним из важных направлений работы студии стали реставрации классических картин, которые после участвуют в российских и международных смотрах, а сейчас в целом активно возвращаются на большой экран. Сколько времени занимает работа над одной картиной?
— В среднем работа над одной картиной занимает до полутора месяцев, но многое зависит от качества исходников. Более старые фильмы реставрировать сложнее. Картину "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна мы реставрировали месяцев восемь.
Мы отреставрировали картины практически всех наших классиков: Тарковского, Гайдая, Рязанова, Данелии, Меньшова, Михалкова, Кончаловского. Некоторые фильмы мы просто спасли — "Войну и мир" Сергея Бондарчука, "Освобождение" Юрия Озерова. Это дорогостоящее и очень кропотливое дело, специалисты чистят каждый кадр. Но таким образом картины восстанавливаются практически навсегда. Я считаю, что это правильно. Постоянно у нас в работе два-три фильма. Мы верим, что современному зрителю это нравится, выкладываем ленты на нашем YouTube-канале.
— Хватает ли сейчас специалистов?
— Мы их сами готовим практически с нуля — делаем курсы, отбираем людей. Для такой работы нужен особый склад характера, и есть ребята, которым это действительно нравится. Сейчас у нас работает четверо — это специалисты на вес золота.
— А их не переманивают? Или некому?
— Особо некому, пока мы единственные в стране, кто этим всерьез занимался и продолжает заниматься. Сейчас это направление начинает развивать Госфильмофонд. Они обращались к нам с просьбой обменяться опытом, хотят готовить ребят.
— Вы уже упомянули о YouTube-канале "Мосфильма". Насколько я знаю, он стабильно пользуется интересом у зрителей, но сейчас зарубежные площадки отходят на второй план из-за санкций. Планируете ли переносить канал на какие-либо российские платформы?
— Когда у нас пошли разговоры о том, что надо закрыть YouTube, я посчитал это большой ошибкой. У нас остается 40 млн просмотров в неделю, причем 20% из них — с Украины. Около 150 тыс. просмотров еженедельно — из США. Также наш канал смотрят из Мексики, Латинской Америки, Индии, Азии, среди популярных регионов — Филиппины и Индонезия.
У нас еще есть канал в англоязычном сегменте YouTube. У него не так много подписчиков, но аудитория тоже немаленькая, при этом чисто иностранная. Там по просмотрам лидируют США. Думаю, это важная часть того, что называется мягкой силой. Другого такого окна у отечественной культуры сегодня нет. Правда, российский сегмент перестал монетизироваться, но англоязычный все еще приносит деньги.
— Не так давно на экраны вернулась культовая "Асса" — и стала наиболее кассовым перевыпуском советского кино на большом экране в 2022 году. Почти два года назад начал вещание канал "Мосфильм. Золотая коллекция", который тоже получил свою аудиторию, притом довольно большую. Как вам кажется, почему советская классика остается такой популярной?
— Думаю, советское кино действительно было хорошим. Многие картины остаются вполне актуальными. Советское кино с точки зрения художественности было выше, чем российское. Конечно, не все, но надо сказать, что в своих лучших образцах — а их было много — оно было выше.
— Сейчас часто звучит мысль о том, что уход голливудских мейджоров открыл для российского кино новые возможности. Получится ли у кинематографистов подняться на уровень выше с точки зрения качества?
— Для этого надо произвести реорганизацию самого процесса кинопроизводства. Российский кинематограф вышел из советской системы, но в настоящую рыночную не перешел — вот и болтается посередине. До 24 февраля это все как-то работало, но сейчас так не получится. Необходимо наращивать производство кино. Мы создаем около 100 картин в год, а нужно минимум 300. Все возможно, но систему надо менять, и это уже вопрос к государству.
— Какие пути выхода из кризиса для кинотеатров вы считаете действенными? Они как раз оказались в непростой ситуации, когда Голливуд ушел с российских экранов.
— Наш прокат фактически полностью контролировался американцами. Прокатчики привыкли, что им дают картины, их дублируют, рекламируют и т.д. Сейчас надо действовать, искать новые рынки — Китай, Азия, Латинская Америка, даже некоторые страны Европы. Нужно переориентироваться. Для этого надо что-то делать, искать новые контакты. Эту проблему должен решать рынок.
Беседовала Валерия Высокосова