Тяжело представить, по какому пути развития пошла бы отечественная рок-музыка, если бы не было Виктора Цоя и его группы "Кино". Он, представитель двух культур, соединил в себе все направления и веяния времени, стал такой знаковой фигурой, хотя и писал, наверное, про себя, про то, что волнует его и что чувствует он. Пожалуй, никто из его современников не мог похвастаться такой славой и поддержкой фанатов: он стал новым Высоцким для молодежи, главным голосом "перемен". Хотя на самом деле, как признавался сам музыкант, он никогда бы не хотел, чтобы его считали каким-то политическим символом, толкающим людей к борьбе за что-либо.
Сам Цой, как и многие другие авторы, не любил объяснять смысл своих песен и, возможно, это и к лучшему. Согласитесь, хорошая песня та, в которой каждый видит что-то свое. И в песнях Цоя, если вы немного абстрагируетесь от глобальных вопросов, тоже можно услышать что-то простое, обычное и человеческое — не про политику, не про перестройку, не про революцию. Цой обращался к философии Востока, вставляя в свои тексты отсылки к даосизму, к его метафорам и афоризмам. Его лирический герой, который взрослел вместе с автором, прошел непростой путь в жизни — от восхищения красотой женщин к размышлениям о свободе, жизни и смерти.
Данный контент предзназначен для лиц старше 18 лет.
"Восьмиклассница"
"45", 1982
Эта одна из самых популярных песен Цоя вошла в дебютный альбом группы "Кино", спродюсированный еще Борисом Гребенщиковым. История трека связана с реальными событиями из жизни музыканта.
В ПТУ, где в 80-е учился Цой, существовал небольшой ансамбль — Виктор был там певцом и гитаристом. У группы было много поклонниц, и с одной из них музыкант сблизился: они проводили много времени вместе, молодой человек провожал ее до дома.
И вот как-то вернувшись после очередной романтической прогулки, он сел и сочинил "Восьмиклассницу" буквально за 20 минут. Это не составило для него труда, все, о чем спето тут, действительно события из реальной жизни. Были и "конфетки", и "пустынные улицы", и "по географии трояк".
"Группа крови"
"Группа крови", 1988
Сам Цой никогда не рассказывал, какой смысл он вкладывал в слова этой песни. Чаще всего фанаты и исследователи рок-музыки говорят, что этот трек посвящен военному конфликту в Афганистане. И у такой трактовки есть смысл — все в этой лирике намекает на солдатскую тему, на неизбежность ухода на фронт, тоску и боль, которые сопровождают военных. Хотя некоторые самые авангардные фанаты связывают этот трек даже с фантастическими фильмами в духе "Звездных войн".
Но стихи, как известно, не всегда надо воспринимать буквально (и вот почему многие тексты Цоя остаются актуальными до сих пор). Все-таки Виктор Робертович был одним из главных поэтов рок-музыки СССР, причем очень чутким. Если посмотреть на текст сквозь метафоры, то можно увидеть лирического героя, который сталкивается с неизбежностью судьбы. Она, злодейка, приводит его к борьбе, к противостоянию, которого герой хотел бы избежать, — пусть это даже и будет значить отказ от победы. А группа крови — это знак индивидуальности, тоже с какой-то стороны роковое деление людей.
"Хочу перемен"
"Последний герой", 1989
Эта песня, как и многие другие, обросла каверами, легендами, мифами. Много раз становилась знаковой для разных движений, для активистов. Конечно, нет ничего удивительного, что песня приобрела особый смысл. Широкая публика услышала ее в фильме "Асса" Сергея Соловьева, как раз в то время, когда в стране грянула перестройка. Два плюс два легко сложилось в головах людей, и, даже несмотря на то, что сам автор всегда говорил, что он никакой не борец за изменения или революции, его творение легко стало гимном перемен.
Впервые группа "Кино" исполнила эту песню на четвертом фестивале легендарного ленинградского рок-клуба. Там и произошла судьбоносная встреча Виктора Цоя и режиссера Сергея Соловьева. Тот в то время искал музыканта для своего фильма "Асса" и, услышав этот трек, после выступления тут же отправился за кулисы. Он встретился с Цоем и предложил ему поучаствовать в съемках картины. Соловьев попросил больше нигде не исполнять трек до выхода фильма, на что певец согласился.
"Звезда по имени Солнце"
"Звезда по имени Солнце", 1989
Эта композиция, как и предыдущая, тоже стала знаменитой благодаря фильму, а если точнее, работе "Игла" Рашида Нугманова. Цой в фильме сыграл главную роль, парня Моро, который приезжает в Казахстан забрать долг у своего друга Спартака (актер Александр Баширов). В столице он встречает свою старую подругу Дину (актриса Марина Смирнова) и оказывается в странной компании. Вскоре он понимает, что девушка теперь страдает наркотической зависимостью, и решает помочь ей — он увозит ее подальше от пагубных веществ, чтобы помочь ей преодолеть ломку. Но когда молодые люди возвращаются, Дина снова падает во мрак.
Фильм стал одной из главных премьер того года, а сам Цой даже стал лучшим актером по признанию одного модного журнала. Поэтому нет ничего удивительного, что "Звезда", которая открывала фильм, зазвучала из всех радиоприемников и ее любили исполнять под гитару на домашних посиделках. Одноименный альбом стал последним, который вышел при жизни Цоя, и в нем, в отличие от других работ группы, уже появились серьезные философские размышления. Сложно сказать, стала ли эта песня главным толчком для настроения пластинки, но явно на него повлияла.
"Пачка сигарет"
"Звезда по имени Солнце", 1989
Этот трек Цой написал в то же время, когда снимался в фильме "Игла". Вот почему "Звезда" и "Пачка" немного похожи друг на друга по атмосфере и мотивам. Тогда он находился на пике своей славы, альбом "Группа крови" сделал из него рок-звезду, и абсолютно всем было понятно, что Цой останется в истории музыки как легенда рока. Из музыканта, который писал легкие песни, в духе "Восьмиклассницы", Цой превратился в зрелого автора, с серьезными текстами и особыми интонациями, которые уже стали узнаваемыми и его фирменными. Группа "Кино" больше не была теми бездельниками, которые могли гулять всю ночь до утра, выпивая и беспечно проводя свою жизнь.
Как и в случае с другими треками, Цой не настаивал на каком-то своем, единственно верном трактовании текстов. У фанатов, критиков много теорий, но, вероятно, никто из нас уже не узнает, что же творилось в голове у автора и какая идея на самом деле правильная. Впрочем, есть какие-то вещи, с которыми тяжело спорить. Если представить, что у всех песен Цоя один лирический герой, то по альбомам можно проследить его взросление. И вот в "Пачке" он уже взрослый человек, уставший от всего, что ему пришлось пережить. Его преследует некая меланхолия и пессимизм, ведь он "ходил по всем дорогам и туда, и сюда. Обернулся и не смог разглядеть следы".
"Кукушка"
"Черный альбом", 1991
Есть расхожая фраза из фильма Гая Ричи: "Мертвый рокер дороже живого". К сожалению, это жестокий цинизм мира, и каждый из нас знает множество случаев, когда неизданное творчество музыканта после его кончины расходится миллионами копий. Так было с Куртом Кобейном, Майклом Джексоном, Егором Летовым и сотнями других музыкантов. Так же случилось и с "Черным альбомом", который вышел после трагической гибели Виктора Цоя в автомобильной аварии. Правда, к сожалению, в отличие от сюжета в фильме "Рок-н-ролльщик" Гая Ричи, это была не инсценировка.
"Кукушку" Цой написал на отдыхе под Юрмалой, куда приехал вместе с гитаристом группы "Кино" Юрием Каспаряном. Тогда Цой, запершись в небольшом помещении, целый день сочинял свой новый трек. "Кукушка" стала одним из последних творений Виктора Цоя, отчего ее первые слова ("Песен, еще не написанных, сколько?") становятся чуть ли не пророческими. Это очень личный трек, который подводит черту не только под всем творчеством Цоя, но и целой эпохой, которая, как говорят, ушла вместе с великим музыкантом.
Редакция не поддерживает употребеление наркотической, алкогольной и табачной продукции.