Консульский департамент МИД РФ: мы фиксируем призывы не выдавать россиянам "шенген"
Директор консульского департамента МИД РФ Иван Волынкин рассказал в специальном интервью ТАСС о визовых проблемах с США и странами Шенгена, а также ответил на вопросы, куда россиянам лучше планировать поездки.
— Украинские власти приняли решение о введении с 1 июля визового режима для российских граждан. Планирует ли Москва ответные меры в этой связи? Какими, по вашему мнению, будут последствия данного решения Киева?
— В министерстве приступили к анализу ситуации в связи с известным решением Киева с 1 июля частично приостановить, а с 1 января 2023 года — полностью прекратить действие соглашения 1997 года, которое позволяет гражданам России и Украины совершать взаимные поездки без виз, с точки зрения его возможного влияния на и без того ужесточившиеся в последние годы правила въезда россиян на Украину. Российская сторона аналогичного решения не принимала, и украинским гражданам по-прежнему не требуется оформлять визу для въезда в нашу страну.
— Продолжают ли россияне за рубежом обращаться в наши дипломатические представительства и консульские учреждения в связи с необоснованным нарушением их законных прав и случаями откровенной дискриминации? Сколько таких обращений зарегистрировано? В каких странах подобные случаи фиксируются чаще? Были ли особо резонансные инциденты?
— Начиная с марта по линии Консульского департамента МИД России и российских консульских учреждений в Европе действительно фиксируется увеличение числа случаев нарушения прав и законных интересов россиян, пребывающих в европейских государствах. Не секрет, что дискриминация соотечественников по национальному признаку или по факту принадлежности к русской культуре наиболее сильна в настоящий момент в Польше и Прибалтике.
Следует понимать, что законодательство практически всех иностранных государств предусматривает серьезную ответственность для тех, кто публично разжигает, поощряет ненависть или насилие по отношению к группе людей или отдельному человеку по причине принадлежности к определенной расе или нации, вероисповеданию, семейному положению и т.д. К сожалению, вынуждены констатировать, что в Европе местные органы правопорядка или специальные надзорные структуры зачастую весьма формально реагируют на заявления от россиян, сталкивающихся с такими проявлениями, либо вовсе игнорируют их.
В этой связи российские консульские учреждения поддерживают тесные контакты и координируют усилия с объединениями соотечественников за рубежом, многие из которых в настоящий момент оказывают значительную помощь в обеспечении законных прав представителей русскоговорящей диаспоры.
Что касается особо резонансных случаев, то подробно останавливаться на каких-либо конкретных примерах на текущем этапе было бы не совсем корректно. Это связано как с защитой персональных данных, так и с нюансами разбирательств по таким делам, к некоторым из которых уже подключился Следственный комитет Российской Федерации.
— Какие существуют механизмы для защиты россиян, подвергшихся дискриминации за рубежом?
— Обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации за рубежом, оказание им правовой помощи всегда было и остается приоритетной задачей МИД России на консульском направлении.
Особое значение данная работа приобретает в текущих реалиях международной обстановки. Так, беспрецедентный разгул русофобии в ряде зарубежных стран на фоне проведения специальной военной операции на Украине, раскручиваемая при попустительстве властей отдельных государств оголтелая кампания дискриминации российских работников, студентов, спортсменов, деятелей культуры и искусства уже вылилась в принимающие массовый характер, откровенно агрессивные акции в отношении россиян и даже просто русскоязычных граждан.
В этой связи требуется тщательный анализ сюжетов, с которыми обращаются граждане в наши посольства и консульские учреждения, с тем чтобы взвешенно и обоснованно квалифицировать их в качестве имеющих русофобскую подоплеку либо же, напротив, установить нейтральную, исключительно гражданско-правовую составляющую того или иного спора, конфликтной ситуации.
В конце концов, едва ли следует автоматически рассматривать все без исключения решения иностранных судов либо иных компетентных органов власти, которые приняты не в пользу российских граждан или противоречат их интересам, как дискриминацию или ущемление прав наших соотечественников. Хотя такого рода факты действительно в последнее время фиксируются все чаще.
Министерство на постоянной основе ведет мониторинг правового положения россиян в иностранных государствах. В российских загранучреждениях созданы специальные горячие линии, куда могут обратиться граждане, которые подвергаются дискриминации по языковому, национальному, культурному, религиозному или иным признакам, в том числе оскорблениям, насилию и иным формам преследования, включая угрозы жизни и здоровью. Кроме того, соотечественники могут обращаться также на горячую линию Россотрудничества.
По итогам анализа поступившей информации в июне опубликован доклад МИД России "О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах", с которым можно ознакомиться на официальном сайте министерства. Вынуждены констатировать, что положение дел по сравнению с предшествующим периодом значительно ухудшилось прежде всего в западных странах.
Принимая во внимание, что, проживая в том или ином иностранном государстве, россиянин находится под его юрисдикцией и обязан соблюдать действующие на его территории законы и правила, уважать принятые обычаи, инструментарий защиты прав в целом традиционен. В зависимости от обстоятельств дела это обращение в правоохранительные органы, суд, к омбудсмену по вопросам дискриминации — в тех странах, где действует соответствующий институт. В особо же критических ситуациях, в том числе когда законные методы правовой защиты были исчерпаны, речь может идти о переезде для проживания в Россию. В российских посольствах и консульствах готовы оказать необходимое содействие в этих целях.
В частности, оцениваем как весьма эффективную Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
По решению руководства МВД России в мае этого года в ведомстве создана специальная рабочая группа по реализации Госпрограммы, куда можно обратиться для получения консультаций по всем вопросам, связанным с переселением в Россию. Соответствующие контактные данные опубликованы на веб-ресурсах МИД России и его загранучреждений.
— Сезон отпусков в самом разгаре, российские туристы выбирают для отдыха в том числе недружественные страны. Сталкиваются ли наши граждане с какими-либо специфическими проблемами? Насколько оперативно их удается решать с учетом серьезного сокращения персонала российских дипломатических представительств и консульских учреждений в ряде государств?
— Прежде всего стоит отметить, что на данный момент количество российских туристов, выезжающих за рубеж, по сравнению с допандемийными показателями значительно сократилось. Выездному туризму в первую очередь не способствуют проблемы с получением виз и авиаперелетами. Поэтому говорить о каком-то существенном наплыве россиян этим летом в курортные страны не приходится.
Вместе с тем, разумеется, в результате беспрецедентной высылки российских дипломатов из недружественных государств консульская составляющая деятельности наших загранпредставительств оказалась под ударом. Серьезно осложнена работа по предоставлению рутинных консульских услуг: выдаче загранпаспортов, оформлению гражданства, совершению нотариальных действий. Наш департамент внимательно отслеживает ситуацию с доступностью консульских операций во всех проблемных странах и старается оперативно реагировать на возникающие вызовы, предлагая коллегам за рубежом те или иные комплексные решения. Но, конечно, нехватку рабочих рук просто так не восполнишь.
Возвращаясь к теме российских туристов, выезжающих в недружественные страны, следует сказать, что, по нашим ощущениям, наибольшие сложности в этой связи возникают с невозможностью воспользоваться российскими банковскими картами. При этом должно быть понятно, что разрешение подобных вопросов находится вне компетенции консульских сотрудников. В целом хотелось бы акцентировать внимание на том, что любой россиянин, планирующий в настоящее время поездку в одну из недружественных стран, перечень которых утвержден распоряжением правительства, должен четко осознавать те трудности, с которыми он может столкнуться, и меру своей собственной ответственности в их преодолении.
— Планируется ли увеличение штата российских консульских учреждений в дружественных странах? О каких государствах могла бы идти речь в первую очередь?
— Как уже было озвучено министром, в настоящее время ведется работа по кардинальному увеличению штатов роспосольств на азиатском, африканском, латиноамериканском и, самое главное, на направлении СНГ.
По линии Консульского департамента активно прорабатываются вопросы о расширении нашего консульского присутствия также путем открытия новых генконсульств, в том числе в тех регионах, где фиксируется рост туристического потока росграждан. Среди стран, где данная работа находится на более продвинутом этапе, можно назвать Мальдивскую Республику, с которой в 2021 году было заключено соответствующее межправсоглашение. Кроме того, планируется открытие российских консульских учреждений в Актау (Казахстан), Гродно (Белоруссия), в Канкуне (Мексика) и Самарканде (Узбекистан).
— Ведутся ли переговоры с дружественными нам странами о введении безвизового режима? С какими государствами это возможно в ближайшее время?
— МИД России на постоянной основе ведет работу по упрощению визового режима с иностранными государствами, в настоящее время таковых — порядка 18 стран. При этом непременным условием для достижения договоренностей об упрощении визовых формальностей является соблюдение принципа взаимности, что позволит обеспечить не только интересы иностранцев, приезжающих в Российскую Федерацию, но и выезжающих за рубеж россиян.
Переговоры о введении безвизового режима в настоящее время ведутся с рядом стран в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (Сент-Люсией, Республикой Тринидад и Тобаго, Республикой Гаити, Барбадосом). В стадии согласования с властями Малайзии находится проект двустороннего межправительственного соглашения о взаимной отмене визовых требований.
С китайскими партнерами по линии Ростуризма проводится работа по совершенствованию двустороннего соглашения о безвизовых групповых туристических поездках. Вопрос об увеличении срока безвизовых поездок граждан прорабатывается также с гонконгской стороной. Вместе с тем хотели бы отметить, что для иностранных граждан из большинства стран мира на паритетной основе созданы весьма благоприятные условия въезда в Российскую Федерацию, в том числе в визовом порядке, для посещения нашей страны в туристических целях.
В частности, между Российской Федерацией и более чем 60 иностранными государствами и территориальными образованиями заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Кроме этого, в целях облегчения визового режима по инициативе МИД России в федеральное законодательство были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления иностранным туристам виз на основании подтверждения о бронировании места в гостинице. Данное нововведение позволяет иностранцам в упрощенном порядке получать туристические визы, а также снимает ряд проблем, связанных с ограниченными сроками пребывания на территории Российской Федерации и кратностью въезда.
— Можно ли сказать, что наши контакты с США по визовым вопросам окончательно заморожены? Каковы условия для их возобновления?
— Несмотря на то что посольство США в Москве объявило о прекращении с 12 мая 2021 года выдачи большинства категорий виз, контакты между внешнеполитическими ведомствами России и США по визовым вопросам, в том числе по тематике нормализации работы дипломатических миссий обеих стран, сохраняются. В полном объеме продолжает действовать Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об упрощении визовых формальностей для граждан двух стран 2011 года, которое, в частности, позволяет российским гражданам обращаться за оформлением американских виз в дипломатические представительства и консульские учреждения США, расположенные в третьих странах.
— В странах ЕС неоднократно звучали призывы на разных уровнях прекратить выдачу любых шенгенских виз всем без исключения гражданам России. Допускает ли Москва возможность такого сценария? Как российская сторона ответит на подобные шаги?
— Министерство внимательно фиксирует доносящиеся из Европы призывы прекратить выдачу шенгенских виз россиянам. Большинство подобных заявлений делаются одиозными политиками или общественными деятелями — русофобами, и мы воспринимаем их соответственно.
Вместе с тем мы уже наблюдаем фактически полную приостановку оформления виз российским гражданам в расположенных в России консульских учреждениях Латвии, Литвы, Польши, Чехии и Эстонии. И в случае радикальной деградации консульских связей с остальными странами — членами Шенгенского соглашения нельзя исключать даже кажущиеся сейчас невероятными сценарии.
Разумеется, российская сторона выступала и продолжает выступать за сохранение возможностей взаимных поездок граждан России и европейских государств и рассчитывает, что прагматизм и здравый смысл все же будут превалировать в наших отношениях. Но даже если представить, что гипотетическая ситуация полного прекращения выдачи шенгенских виз россиянам станет реальностью, мы могли бы рассчитывать на возможности выстраивания визового взаимодействия на двусторонней основе с отдельными договороспособными европейскими странами.
— С пандемией коронавируса запуск проекта по оформлению иностранцам единых электронных виз был заморожен. Когда планируется начать выдавать единые электронные визы, учитывая, что ограничения на въезд в Россию уже сняты?
— С 15 июля утратило силу распоряжение правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №635-р, с которым были связаны временно вводившиеся на фоне пандемии коронавируса ограничения на въезд иностранцев в Россию. В нем был и пункт, исключающий возможность оформления единой электронной визы иностранным гражданам, однако это отнюдь не единственный фактор, определяющий момент запуска проекта.
Как вы знаете, в марте этого года европейские страны в одностороннем порядке частично приостановили действие соглашений об упрощении поездок граждан, а также ужесточили общие подходы к выдаче виз россиянам: фиксируются массовые отказы в выдаче виз, сокращается срок их действия, визы безосновательно аннулируются нашим гражданам уже в пунктах пропуска через границу.
В рамках ответных мер, которые были выработаны на эти откровенно недружественные действия, учитывалось в том числе то, что Европа составляет как раз подавляющее большинство в списке государств, гражданам которым может быть выдана единая электронная виза, и было принято решение, вне зависимости от продолжения действия или отмены распоряжения правительства №635-р, осуществлять дальнейший мониторинг развития международной ситуации, не открывая пока интернет-портал для оформления единых электронных виз.
В настоящее время располагаемая нами информация однозначно свидетельствует о том, что основной преградой для поездок иностранных граждан в Россию являются сложности транспортной логистики и дороговизна авиабилетов, а не процесс получения визы. Например, за первые четыре месяца 2022 года гражданам стран ЕС выдано виз в 20 раз меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Так что будем откровенны: даже с запуском электронной визы в ближайшее время вряд ли стоит ожидать кратного увеличения количества поездок иностранцев в Россию, в том числе в целях туризма.
Вместе с тем мы имеем в виду уже сейчас подготовить доклад руководству страны по данному вопросу для принятия решения о целесообразности перехода к реализации проекта единой электронной визы в ближайшие месяцы.
Беседовал Артем Попов