Олег Матыцин: российский спорт — не посылка, чтобы его куда-то возвращать
Министр спорта РФ Олег Матыцин в интервью ТАСС поделился планами работы ведомства, рассказал о путях решения современных сложностей в спорте и выделил основные вехи в столетней работе государственного органа.
— Олег Васильевич, Министерство спорта в этом году отмечает столетие. 100 лет для сферы спорта — это много или мало?
— Вопрос относительный. Спорт является неотъемлемой частью жизни страны, а страна за целый век пережила действительно много событий политических, экономических. В спорте также произошел огромный скачок. Сейчас человеческие возможности на небывало высоком уровне, и, я уверен, это не предел.
За последние 100 лет Россия стала неотъемлемой частью мирового спорта. Наши спортсмены регулярно устанавливают рекорды, занимают лидирующие позиции во множестве видов спорта, гордо несут флаг своей страны и поют ее гимн. У нас невероятное спортивное наследие, но мы всегда хотим быстрее, выше и сильнее.
— В настоящее время российский спорт проходит через очередной период испытаний. Что сейчас, по-вашему, особенно важно для их преодоления?
— Понимать и вспоминать нашу историю, ее уроки и гордиться ими, делая все возможное, чтобы в нынешней ситуации укрепить национальную систему спорта. Главное — наш спортивный суверенитет, который выражается в том, что у нас независимая эффективная система внутри страны, и наш суверенитет в принятии решений во внешней политике.
— Тема суверенитета стала лейтмотивом и недавнего ПМЭФ в Санкт-Петербурге, довольны ли вы тем, как там было представлено Министерство спорта?
— Действительно, мы приняли решение активно использовать платформу форумов для развития спорта — ПМЭФ, ВЭФ и, естественно, форум "Россия — спортивная держава", чтобы интегрировать спортивную и демонстрационную программу, организуем на них турниры по футболу, хоккею, баскетболу, в которых принимают участие делегаты форума. Это тоже некая возможность пропаганды наших проектов и инициатив. Форумы — это хорошие возможности обсудить наши перспективы, презентовать наши новые проекты. Тем более в год, когда мы отмечаем столетие государственного органа физкультуры и спорта.
— На площадках ПМЭФ прозвучала информация о новых турнирах, которые мы планируем организовывать, в том числе Игры Дружбы, игры стран БРИКС в формате БРИКС+. Тут же пошла волна вопросов, как это будет сочетаться с уже существующими масштабными мероприятиями.
— Ничего деструктивного мы не предлагаем. Мы нацелены на то, чтобы прежде всего защитить интересы наших спортсменов и тренеров, создать конкурентную среду за счет внутреннего календаря, за счет организации открытого формата турниров для того, чтобы привлечь иностранных партнеров. А это уже часть внешней политики.
Мы не хотим разрушать международный календарь и с уважением относимся к деятельности международных федераций. И я по-прежнему рекомендую нашим федерациям, спортивному руководству сохранять диалог, максимально искать возможность для участия в международных соревнованиях. Но при этом не давая никаких поводов усомниться в нашей самодостаточности.
Именно поэтому категорически против термина "вернуть Россию на международную арену". Мы не посылка, чтобы нас куда-то отправлять или возвращать, мы сами принимаем решение, где нам участвовать, где нет, и в каком статусе.
Президент России Владимир Владимирович Путин на ПМЭФ заявил, что мы ни с кем не ругаемся, мы ни от кого не отворачиваемся, мы готовы вести диалог. Но на тех условиях, которые будут отвечать нашим национальным российским интересам. Это абсолютно касается сферы спорта, любые попытки дискриминации, политизации либо предоставления возможности участвовать в соревнованиях на каких-то неприемлемых для нас условиях недопустимы. Мы не будем идти на уступки.
— На ПМЭФ было несколько интересных панельных сессий. Каков, на ваш взгляд, их основной итог?
— Они еще раз подтвердили нашу консолидированную позицию. Приоритет российской национальной системы спорта кроется в основе наших победных традиций, культуры. На форуме прозвучали слова Александра Александровича Карелина: "Мы — нация победителей". Вот этот принцип взаимодействия с сообществом как внутри страны, так и за ее рубежом и должен быть. Мы всем и все доказали в спорте, мы провели все возможные международные соревнования — Олимпиады, Универсиады, чемпионаты мира по футболу, легкой атлетике, плаванию. Мне так кажется, что за одно десятилетие провести все это — маленький подвиг. И делали мы это не для того, чтобы кому-то что-то доказать. У нас ни времени, ни желания такого нет. Нам дела нет, нравится это кому-то или нет. Мы сами себя любить должны, самих себя уважать, себе нравиться. Я вижу, такой же подход разделяют наши коллеги.
Я рад за те федерации, которые принимают участие в международных соревнованиях, — дзюдо, теннис, борьба, тхэквондо. Хотя, конечно, такие вещи, как недопуск наших олимпийских чемпионов Владислава Ларина и Максима Храмцова, разрушают спорт изнутри. Хотят наказать нас, а наказывают спортсменов из других стран, которые не имеют возможности соревноваться с сильными. Спорт — это победа сильнейших. В отсутствие олимпийских чемпионов статус чемпиона мира уже не тот.
То же самое — рекорды наших пловцов, легкоатлетов. Это уже давно не единая олимпийская семья, не единые подходы, когда кому-то дают возможность участвовать в соревнованиях среди равных, а кому-то нет.
— Какой сейчас должна быть стратегия развития спорта в нашей стране?
— Стратегия победителей. Будем делать все необходимое, все возможное, чтобы обеспечить наше участие в соревнованиях. Игры БРИКС, как и Игры стран СНГ, — прерогатива государства. Никакие федерации, при всем уважении, не могут тут диктовать нам эти условия. Это — решение стран, и страны их проводят. Зимой нас ждет Спартакиада.
— Вы уже упомянули слова Карелина о том, что мы — нация победителей. Но он же уже не первый год говорит об острой необходимости повышения значимости национальных чемпионатов.
— Абсолютно с ним согласен. Нам нужно поднимать и статус чемпионатов, и статус чемпионов России, Спартакиады. В СССР так всегда было — звучит "многократный чемпион СССР", и люди понимают, кто это и что это значит. В последнее время некоторые чемпионы Европы, мира и Олимпийских игр часто не принимали участие в чемпионатах России. Эти принципы надо менять. Мы должны уважать свои инициативы, свои проекты, свои победы.
— В чем видите основные задачи министерства на ближайшее будущее?
— На сегодняшний день мы не отклонились от намеченного пути. Россия столкнулась с серьезными вызовами, и мы достойно проходим через всевозможные трудности. В условиях, когда большинство российских спортсменов не могут принимать участие в традиционных для себя международных турнирах, мы пересмотрели Единый календарный план и увеличили количество внутренних соревнований.
Мы не закрываемся от внешнего мира, участвуем в международных турнирах, создаем новые форматы соревнований и приглашаем на них всех желающих. В нашем приоритете все те же векторы: развитие профессионального, любительского, массового и особенно детского спорта, защита прав российских спортсменов, формирование здоровой нации, создание комфортной инфраструктуры, укрепление материальной базы отрасли. Все это обеспечивает стабильное развитие национальной системы спорта — это и есть наша цель на ближайшее будущее и на долгосрочную перспективу.
— Возвращаясь к теме столетия министерства, какие вы видите главные вехи в жизни ведомства за прошедшие 100 лет?
— Отправной точкой было основание государственного органа управления в сфере — 27 июня 1923 года, ровно 100 лет назад. Именно в этот день был принят Декрет ВЦИК РСФСР "Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР". Этот день считается стартом жизни органа управления сферой спорта, роль которого сегодня выполняет Министерство спорта.
Затем был введен комплекс ГТО ("Готов к труду и обороне"), уроки физкультуры стали обязательными для всех учащихся, спорт и физическая культура стали частью национальной идеологии.
В 1930-е годы репрессии оказали значительное влияние на систему управления спортом, отрасль переживала сложные времена. Наши спортсмены были изолированы от международного олимпийского движения, но, несмотря на это, внутри страны спорт активно развивался — проводились Спартакиады, организовывались различные соревнования, ведомственные структуры формировали физкультурные общества — и сегодня многие из них также отмечают столетний юбилей — "Динамо", ЦСКА.
Затем в 1950-е годы настало время выхода на международную арену, участием в Олимпийских играх, чемпионатах мы завоевывали и усиливали свой авторитет в мировом спорте.
Важным событием стало проведение Всемирной Универсиады в 1973 году, а затем и Олимпиады-80 в Москве. Ну и за последние 10–15 лет историческими событиями стали проведенные в нашей стране международные турниры — чемпионаты мира по хоккею и водным видам спорта, Всемирные Универсиады в Казани и Красноярске, Олимпийские игры в Сочи и чемпионат мира по футболу.
Спорт — это важнейшая социальная сфера, и она не может развиваться автономно, поэтому создание государственного органа управления было крайне важно и значимо. За свою историю это был совет, комитет, управление, агентство, с 2008 года — полноценное министерство. И все эти годы неизменным оставалось одно: в спорте не только рождаются новые чемпионы и рекордсмены, но развивается гармоничная личность, сильная физически и духовно.
— С какими мыслями приступали к работе министра в 2020 году? Какие стояли перед вами задачи, какие персональные и профессиональные вызовы были на тот момент в сфере спорта?
— Задача была и есть — оправдать оказанное мне доверие на таком высоком и ответственном посту. В Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года определены приоритеты, которые составляют основу работы министерства. Это развитие массового спорта и обеспечение необходимых условий для спорта высших достижений, подготовка кадров, совершенствование спортивной инфраструктуры, взаимодействие с регионами. По всем этим направлениям идет активная работа.
На время моего руководства выпали серьезные вызовы — пандемия COVID-19, когда нужно было продолжать спортивную подготовку и предоставить гражданам страны условия для занятий спортом, чтобы справляться со сложными временами самоизоляции и восстановления после болезней. Мы все привыкали к новым форматам работы в удаленном режиме, стремились не снизить эффективность работы.
Ковидные ограничения наложились на подготовку сборных команд к Олимпийским играм в Токио и Пекине. Совместно с Роспотребнадзором и ФМБА сосредоточили ресурсы на сохранении здоровья спортсменов: оперативно адаптировали систему подготовки, усилили меры эпидемиологического контроля, вводили дополнительные этапы мониторинга и обследований, следовали правилам организаторов Игр. При этом обеспечивали все необходимое, чтобы спортсмены концентрировались на тренировочном процессе и не отвлекались на внешние факторы.
Последние два года мы работали в режиме беспрецедентного внешнего давления, когда спорт стал одной из первых отраслей, на которую были направлены санкции, мы ощутили дискриминационное отношение международного сообщества. Здесь важно было перестроить работу, направить усилия на укрепление системы спорта внутри страны, не допустить снижения уровня российских спортсменов из-за ограничений в их выступлении на международной арене.
Продолжили развивать массовый спорт — не останавливается реализация федерального проекта "Спорт — норма жизни" и исполнение поручения президента — вовлечение в регулярные занятия спортом не менее 70% граждан к 2030 году.
Работы действительно много, календарь насыщенный, впереди нас ждет много интересных событий.