Главный конструктор РОС: создание национальной орбитальной станции является госзадачей
Президент России Владимир Путин на встрече с молодыми учеными и специалистами космической отрасли заявил, что первый модуль Российской орбитальной станции (РОС) может быть выведен на орбиту в 2027 году по мере исчерпания ресурсов МКС. По его словам, решение о РОС надо принять оперативно. При этом сама станция должна максимально обеспечивать интересы России в вопросах безопасности и экономики.
О том, когда Роскосмосу будет передан скорректированный эскизный проект РОС, когда на станцию отправится первый экипаж, какие корабли будут к ней запускать в интервью ТАСС рассказал заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", главный конструктор РОС Владимир Кожевников.
— Владимир Евгеньевич, когда завершится защита эскизного проекта Российской орбитальной станции?
— Защита эскизного проекта (ЭП) уже идет. Его разработка была завершена 9 июня, на научно-техническом совете президиума НТС (научно-технического совета — прим. ТАСС) РКК (Ракетно-космической корпорации — прим. ТАСС) "Энергия" с участием представителей госкорпорации "Роскосмос" и предприятий кооперации был представлен эскизный проект.
Эскизный проект по составу — это порядка 1 500 томов электронных книг. Не знаю, как в отрасли, но в РКК "Энергия" мы точно впервые разрабатывали его в электронном виде. Такого объема документации в рамках эскизного проекта в современной России не было.
В 1 500 томов входит проработка всего комплекса: технические комплексы космодромов, стартовые комплексы, наземные средства для управления, медицинское обеспечение, средства подготовки космонавтов, орбитальный комплекс. По факту внутри одного эскизного проекта космического комплекса РОС было разработано более 100 отдельных эскизных проектов на составные части.
В соответствии с нормативной документацией эскизный проект проходит экспертизу в уполномоченных научно-исследовательских организациях — АО "ЦНИИмаш", АО "Техномаш", НИЦ РКП, АО "РКС" и др. От каждой организации мы получили заключения, согласовали планы устранения замечаний и находимся в стадии завершения коррекции документации. Отрицательных заключений нет.
Процесс согласования длительный и трудоемкий, но данная работа завершена. Мы рассчитываем, что к началу ноября работы по коррекции эскизного проекта будут завершены, после чего ЭП уже с отработанными замечаниями представляется в госкорпорацию "Роскосмос" для окончательного принятия.
— Следующим этапом будет техническое проектирование?
— Нет, мы рассчитываем, что следующим этапом будет рабочее проектирование. Глубина проработки, на наш взгляд, позволяет это сделать.
— Чтобы перейти к рабочему проектированию, нужно ли какое-то постановление правительства? Или это будет инициативная разработка?
— Это точно не может быть инициативная разработка, создание такого объекта — это государственная задача. Финансирование должно идти отдельной строкой федерального бюджета в рамках специального федерального проекта.
— А федеральный проект уже подготовлен?
— Федеральный проект разработан, отправлен в федеральные органы исполнительной власти и находится в финальной стадии утверждения.
Как я уже сказал, необходимо принятие решения на высшем государственном уровне, включение строки в бюджет и начало работы с 2024 года.
— Решение будет принимать президент или правительство?
— Решение президента, правительство готовит проект бюджета, Государственная дума утверждает. Все органы государственной власти должны это решение принять.
— Какие работы ведутся по научно-энергетическому модулю (НЭМ)?
— По НЭМу вопрос по финансированию сейчас решен, вся необходимая контрактация НЭМа проведена, работы смежников запущены. В следующем году должна начаться работа в железе на самом модуле.
— К 2027 году успеете?
— Если в 2024 году будет контракт, то успеем.
— Ранее студенты Строгановки представили дизайн РОС, будет ли он использоваться, будет ли он доработан?
— Мы воспринимали вместе с студентами данную работу как молодежный взгляд со стороны. Это хорошая работа, проектанты РКК "Энергия" результаты взяли как некую идею, конечно, все полезное будет использовано. 22 августа в музее Щусева состоялась презентация дипломных работ студентов Строгановского училища, которых коллеги привлекли к разработке дизайна Российской орбитальной станции.
— Нужен ли для РОС модуль, который будет похож на модуль "Купол" на МКС?
— На форуме "Армия-2023" мы представили макет одного из целевых модулей. В модуле одна часть одинаковая (служебный борт для управления), а вторая часть — целевая, которая может быть любой под конкретного заказчика. Это может быть и стапель, и лаборатория, и мастерская, и тот самый "Купол". Такой вариант возможен, тут вопрос к заказчику — государственному или коммерческому, или, может, это вообще какой-то иностранный партнер. Модуль такой можно сделать, он технически реализуем.
— Ранее странам Африки и БРИКС было сделано предложение по поводу участия в создании РОС. Если к проекту присоединятся иностранные партнеры, будете участвовать в создании таких модулей?
— Мы можем сделать модуль для заказчика. Это могут быть страны БРИКС, страны Африки, коммерческие заказчики, а мы делаем модуль под ключ, привозим на орбиту, стыкуем. Второй вариант — можем взять готовый модуль, который разрабатывал кто-то, и интегрировать его в состав станции. Есть некие комбинированные варианты, когда модуль создается партнерами, но что-то для него делают в РКК "Энергия", например системы сближения и стыковки. Мы открыты.
У нас есть свое понимание условного коммерческого модуля, который мы готовы предлагать потенциальным потребителям, а дальше — любые необходимые доработки. Мы готовы в любом качестве выступать.
— Ранее гендиректор Центра Хруничева сообщил ТАСС, что в РКК "Энергия" направлены материалы по адаптации "Ангары" для выведения модулей Российской орбитальной станции. Скажите, рассмотрены ли эти документы?
— Безусловно, они рассмотрены, потому что это часть эскизного проекта. По нашему техническому заданию в рамках разработки эскизного проекта Центр Хруничева выполнял работы по рассмотрению создания ракет космического значения для обеспечения выведения модулей РОС, то есть это четыре разнообразных варианта построения — для научно-энергетического модуля, базового модуля, целевого модуля и для грузового корабля, предназначенного для выведения малых модулей. Они провели такую работу и представили необходимые материалы. Результаты показали, что выведение модулей обеспечивается.
— Потребуется ли создавать новый Центр управления полетами (ЦУП) или можно будет настроить связь с существующим?
— Это тоже часть эскизного проекта. На данном этапе рассматривались разные варианты, в том числе создание ЦУП в РКК "Энергия", но принято сейчас решение, что это по-прежнему будет ЦУП АО "ЦНИИМаш", но уже в новом качестве, то есть должен быть создан новый Центр управления полетами, более компактный, более дешевый, более удобный, и новые наземные станции управления, которых сейчас просто нет, потому что орбита высокая. То есть нужны станции в Тикси, Норильске, на Камчатке.
— Сколько всего таких станций потребуется?
— Около шести. Это новые станции именно в северных районах, чтобы покрывать территорию России.
— Учитывая, что РОС будет находиться на полярной орбите, будут ли изменяться требования к космонавтам, которым предстоит туда летать?
— Могу сказать, что ничего сильно нового не будет, потому что деятельность космонавтов из-за орбиты меняться не будет, то есть они все равно должны уметь работать с оборудованием, выходить в космос, снимать, обслуживать, чинить, заниматься физкультурой. Естественно, станция будет более компьютеризированная, получит цифровое управление. В этом плане разница будет, но она не принципиальная.
ЦПК (центр подготовки космонавтов — прим. ТАСС) тоже участвовал в подготовке эскизного проекта с точки зрения создания тренажерной базы: они показали, как они видят подготовку космонавтов. У нас были дискуссии, они будут продолжаться с точки зрения оптимизации предлагаемых решений, но пока все вполне конструктивно. Пока ЦПК космонавтов под РОС не набирают, у них, скорее, будут изменения в подготовке, связанные с ПТК (пилотируемый транспортный корабль — прим. ТАСС), я так понимаю, в 2024–2025 году собираются набирать людей именно под пилотов ПТК. Сейчас занимаются созданием тренажеров.
— Ведется ли разработка какой-то бытовой техники для РОС? Например, на американском сегменте МКС есть кофемашина.
— Все-таки станция — это не пятизвездочный отель. Мы будем максимально стремиться в части бытовых условий использовать покупное готовое оборудование. Пылесос, условно говоря, можно найти готовый с необходимой адаптацией. Идея стиральной машины, которую ИМБП предложил, достаточно спорная, мы будем на эту тему думать, все будет зависеть в том числе и от сроков. Комфорт у экипажа должен быть, поэтому должны быть микроволновки, все необходимое оборудование, а кофе латте, наверное, космонавты все-таки будут пить на Земле.
— Сколько максимально космонавтов сможет вместить РОС?
— Система жизнеобеспечения обеспечивает до шести человек, а дальше все зависит от задач.
— Доработаны ли уже корабли "Союз" и "Прогресс", чтобы можно было на РОС их отправить?
— Корабли "Союз" не планируются к использованию в РОС. "Союз МС" продолжает свое существование как средство транспортного обеспечения для МКС.
Транспортное обеспечение РОС будет осуществляться кораблем ПТК с космодрома Восточный и модернизированным кораблем "Прогресс-РОС" с космодрома Байконур с последующим переходом на Восточный.
— А "Прогресс" уже доработан?
— Пока выполнена стадия проектирования. В рамках эскизного проекта выпущены книги по модернизации корабля "Прогресс", что нужно сделать с этим кораблем, чтобы он мог летать на РОС, все необходимые доработки обозначены, просчитаны и показаны.
Его создание должно начаться в 2024 году как отдельная часть проекта РОС, с тем чтобы сразу же после запуска НЭМа был осуществлен запуск "Прогресса" на РОС, в первой половине 2028 года.
— Через какое время после выведения первого модуля потребуется присутствие космонавтов?
— В соответствии с эскизным проектом план следующий: выводится модуль НЭМ, через полгода к нему летит грузовой корабль — носитель малых модулей, так называемый ТГК-ММ, который везет с собой шлюзовой и узловой модуль. Сразу же после выведения шлюзового и узлового модулей планируется пилотируемый полет. ПТК должен лететь к РОС, экипажи будут заниматься перестыковкой шлюзового модуля, разгрузкой, установкой дополнительного оборудования.
— ПТК сразу с экипажем полетит? Не будет беспилотного запуска?
— Первый запуск, конечно, беспилотный, но уже со стыковкой, второй — пилотируемый.
— Получается, к этому моменту уже ПТК должен быть готов?
— Да. Подготовка ПТК должна идти параллельно. Как и НЭМ, ПТК в 2027 году должен быть готов к запуску.
— Будут ли на РОС всепогодные средства наблюдения?
— Мы везде говорим, что РОС — это средство, то есть это не флаг на орбите, это объект, орбитальная лаборатория, которая сразу приносит реальную пользу. Одно из направлений — это центр наблюдения. Поскольку у нас здесь уникальная возможность по энергетике, у нас есть экипаж, который может что-то установить, мы здесь предлагаем иметь и локатор, и средства наблюдения в видимом диапазоне и в ИК-диапазоне.
Одно из направлений — это радиолокация. На этапе эскизного проекта достаточно подробно просмотрели возможность российской промышленности, кто что предлагает для космоса. Есть интересные предложения. Радиолокация требует в том числе высоких энергетических мощностей, а РОС — это тот самый объект, который может обеспечить высокие мощности для разных задач народного хозяйства.
— Сейчас для связи с МКС есть ШСС (широкополосная система связи — прим. ТАСС), также используется американская связь. Как будет импортозамещаться связь на РОС?
— Хороший вопрос. Мы предусматриваем два канала связи: один канал — через наземные станции (это аналог системы РСПИ (радиотехническая система передачи информации — прим. ТАСС), которая есть на российском сегменте), и второй — ШСС через спутники связи "Луч". Здесь они тоже предусмотрены. По орбите практически 24 часа в сутки мы имеем эту связь.
— Существующих спутников достаточно будет или потребуются еще?
— Существующих "Лучей" достаточно, но потребуются еще, для резерва и восполнения выходящих из эксплуатации. Вообще вопрос создания высокоскоростных линий межспутниковой связи и связи с наземными станциями чрезвычайно актуален, много кто этим сейчас пытается заниматься, помимо пилотируемых программ, в том числе и по созданию специальных новых спутников-ретрансляторов. Мы готовы также участвовать в этой работе, предоставив средства РОС как платформу для отработки технологий и экспериментов в данной области.