Единый госэкзамен уже несколько лет является неотъемлемой частью российского образования. В марте стартовал досрочный период ЕГЭ, который проходит в 70 регионах. Для обеспечения информационной безопасности задействован весь комплекс мер, предусмотренный для основной волны: привлечение сил "Спецсвязи" к доставке экзаменационных материалов, межрегиональная перекрестная проверка работ, металлодетекторы на входе, в части регионов – "глушилки" сотовой связи.
Насколько себя оправдало применение новых технологий, будет ли меняться ЕГЭ по математике, как выбрать качественный вуз по окончанию школы, и какая роль отведена Рособрнадзору в проекте публикации дипломов в интернете, рассказал ТАСС его руководитель Сергей Кравцов.
- С момента введения системы ЕГЭ в 2009 году, она ежегодно претерпевает изменения. Главным новшеством этого года стала разбивка ЕГЭ по математике, одного из двух обязательных предметов, на базовый и профильный уровень. Как по-вашему, насколько была удачной идея разделения экзамена на ступени?
- Говорить о результатах сейчас рано. Тем более, досрочная волна не всегда показательна – в этом году в ней принимает участие порядка 10 тысяч человек, и большая часть из них – выпускники прошлых лет. Для сравнения, на все периоды проведения экзаменов зарегистрировано 740 тысяч. Хотя, что касается математики, никаких технических проблем или вопросов не возникло.
Хочу отметить, что абсолютное большинство выпускников выбрало и базовый и профильный уровень. Базовый позволяет проверить математические знания, необходимые для повседневной жизни, профильный уровень нужен для поступления в вузы, где математика входит в перечень вступительных экзаменов.
- В этом году, чтобы сдать базовый ЕГЭ, необходимо получить всего лишь "тройку" по пятибалльной шкале. Не слишком ли это просто? Будет ли меняться это требование в пользу более высокой отметки?
- В экзаменационных материалах базового уровня сейчас 20 заданий, и чтобы получить удовлетворительную оценку, нужно решить семь из них. В этом году мы экзамен проведем, ведь это первый такой опыт, получим выборку, статистику, как те или иные задания ребята решили, и уже на следующий год при необходимости требования скорректируем.
Та модель экзамена, которая реализуется сегодня, неоднократно обсуждалась с регионами. Мы провели апробацию – и не одной, а нескольких моделей. Так, некоторые эксперты нам предлагали, в том числе, оставить один экзамен. Тем не менее, в итоге был выбран вариант с базовым и профильным уровнем.
- А все-таки видна ли разница между проведением досрочных экзаменов в прошлом году и в этом? Виден ли результат от затрат на технологии и оборудование – к примеру, на видеонаблюдение за ходом ЕГЭ, на которое за два года было потрачено свыше 800 млн рублей?
- По сравнению с прошлым годом в разы было меньше мобильных телефонов и шпаргалок. Общее количество аннулированных работ сейчас составляет 45, из них 30 - за мобильные телефоны и 15 - за шпаргалки. Это в 4-5 раз меньше, чем в прошлом году. Впереди еще резервные дни, однако, можно уже сделать единый вывод, что досрочная волна прошла спокойно, и никаких утечек контрольных измерительных материалов в сеть не было.
Мы много раз говорили о том, что нельзя пользоваться справочными материалами – условия экзамена должны быть одинаковыми для всех. И если школьник учится, готовится, пользуется открытым банком заданий, никаких трудностей на ЕГЭ у него не возникнет.
- Не все итоги госэкзаменов ведомство придает гласности. К примеру, в прошлом году Рособрнадзор из-за этических соображений не рассказал об итогах основной волны с разбивкой по регионам. Станут ли известны широкой общественности какие-то итоги досрочного периода?
- Рособрнадзор не оглашает статистику по регионам - это принципиальная позиция. Но могу сказать, что предварительные итоги коррелируются с результатами прошлого года, а окончательные мы традиционно подведем после проведения основной волны.
Также мы планируем в пятницу, после завершения всех резервных дней (24 апреля пройдет последний резерв по иностранным языкам – прим. ТАСС), провести в Санкт-Петербурге пресс-конференцию по предварительным результатам досрочного периода.
- После сдачи экзаменов перед выпускниками станет неизбежный вопрос: куда пойти учиться? За последние полтора года было закрыто более 600 вузов и филиалов, еще в тысяче в этом году пройдут проверки. Чтобы вы посоветовали абитуриентам – как не ошибиться в выборе среди тысяч организаций высшего образования?
- У нас есть на нашем сайте специальный раздел – "Карта вузов". Там можно ознакомиться с планом наших будущих надзорных мероприятий. Можно выбрать тот или иной вуз, посмотреть имеется ли у него лицензия, аккредитация, узнать, были ли какие-то проверочные процедуры в отношении данного учреждения в прошлом. Таким образом, можно составить полное представление о ситуации в том или ином вузе.
Рособрнадзор намерен сделать все, чтобы выпускники школ, могли учиться только в хороших вузах, где им будет гарантировано качественное высшее образование.
Однако, я советую смотреть не только в сторону университетов - сегодня очень востребовано среднее профессиональное образование. Можно сориентироваться на обучение по рабочим специальностям, которые сейчас особенно востребованы.
- В марте на площадке Общественной палаты состоялось бурное обсуждение проекта, который предполагает публикацию дипломных работ на сайтах вузах. Какая роль отведена в нем вашему ведомству?
- Речь идет о том, чтобы дипломы выпускников вузов оценивались работодателями, чтобы работодатели могли участвовать в формировании тем квалификационных работ, а потом использовать результаты на практике в своей деятельности, например, на каких-то конкретных предприятиях. Это с одной стороны. И с другой - отбирать талантливых студентов на работу. Об этом идет речь. Мы приветствуем эту инициативу, участвуем в ее обсуждении как эксперты. Итоговое решение, скорее всего, будет принято до июня, после всестороннего обсуждения.
Беседовала Кристина Сулима, ТАСС