Временный поверенный в делах России: Москва хочет мира в Йемене и работает над этим
Временный поверенный в делах России в Йемене Евгений Кудров в интервью ТАСС рассказал о последствиях "военных авантюр" США и Британии для йеменского урегулирования, оценил вероятность успеха "западной коалиции" в Красном море и ответил на вопрос о положении дел с российскими гражданами в республике.
— Какова сейчас обстановка в Йемене на фоне ударов со стороны США и Британии?
— Положение дел в дружественной России Йеменской Республике из-за острого военно-политического кризиса в этой стране уже на протяжении многих лет остается крайне сложным. По данным ООН, гуманитарная ситуация в Йемене является одной из самых тяжелых в мире. Для улучшения жизни мирного населения, привыкшего выживать в крайне непростых условиях, необходимо наращивать поставки в страну продовольствия, медикаментов и товаров первой необходимости, а не бомбить инфраструктуру, и без того изрядно разрушенную многолетними боевыми действиями.
Пока удары США и Великобритании, по поступающей к нам информации, направлены на военные объекты хуситского движения "Ансар Аллах". Однако такие меры вряд ли заставят хуситов пересмотреть свои установки, тем более что в условиях бомбардировок поддержка "Ансар Аллах" со стороны широких народных масс, как мы видим по многотысячным еженедельным маршам в столице Сане и других йеменских городах, только растет. В такой ситуации Вашингтон и Лондон, как многие опасаются, могут решиться расширить масштабы своих ударов. Заявления о возможности подобного развития событий из Белого дома уже прозвучали. В этом случае могут напрямую пострадать мирные йеменцы, их дома и имущество. Да и общая экономическая ситуация в Йемене, только-только начавшая немного оживать в последние полтора года в условиях перемирия, из-за бомбежек вновь неизбежно ухудшится.
— Как действия "западной коалиции" во главе с США и Британией влияют на процесс внутрийеменского урегулирования? Фиксируется ли определенный регресс в наметившихся подвижках?
— Несомненно, действия так называемой западной морской коалиции могут негативно отразиться не только на гуманитарной ситуации в Йемене, но на и без того непростом процессе урегулирования йеменского конфликта. Достигнутое в апреле 2022 года перемирие под эгидой ООН во многом стабилизировало ситуацию в этой многострадальной стране. Впервые за долгое время мирные граждане Йемена наконец перестали слышать почти ежедневные разрывы ракет, авиабомб и снарядов, возобновились регулярные рейсы из международного аэропорта города Сана, хотя и только по одному направлению – в [столицу Иордании] Амман. Значительно оживились порты города Ходейда, работа которых имеет ключевое значение для бесперебойных поставок продовольствия и топлива в северные провинции Йемена, в том числе и в столицу страны.
Несмотря на то что в октябре 2022 года сторонам конфликта и ооновцам не удалось договориться о формальном продлении режима прекращения огня, затишье в Йемене де-факто сохранялось. Конечно, на линиях боевого соприкосновения, в том числе на саудовско-йеменской границе, периодически случались вооруженные инциденты, в результате которых, к сожалению, иногда имелись и жертвы. Тем не менее о масштабных боевых действиях речи не шло.
Теперь же, после 12 января, Йемен вновь подвергается регулярным бомбардировкам. На данный момент сложно делать прогнозы о том, насколько эффективными окажутся действия США и Великобритании, смогут ли они привести к обеспечению беспрепятственного прохода всех без исключения судов через Красное море — цели, заявленной Вашингтоном и Лондоном. Важно также отметить, что эта цель была заявлена в одностороннем порядке, без санкции на такие действия со стороны Совета Безопасности ООН.
При этом, повторюсь, можно уверенно сказать, что эффект от американо-британских военных авантюр в Красном море для перспектив йеменского урегулирования будет негативным. В лучшем случае на какой-то срок будут отложены финализация дорожной карты, которой сейчас занимается спецпосланник Генсекретаря ООН Ханс Грундберг при содействии многих международных посредников, включая Россию, и давно ожидаемый запуск политического процесса в Йемене. В худшем — при масштабной эскалации напряженности мы рискуем потерять многие, если даже не все, наработки, достигнутые за последние полтора-два года. Необходимо, конечно, сделать все, чтобы этого избежать.
— Ранее сообщалось, что в Йемене могут находиться несколько сотен россиян. Поступали ли от них какие-то обращения к посольству с просьбой о содействии в выезде на фоне усилившейся эскалации? Может ли быть организован спецрейс в случае необходимости?
— Как известно, в период с 2015 по 2017 год посольство России в Сане и генконсульство в Адене провели ряд эвакуационных мероприятий. Организовывались вывозные спецрейсы для российских граждан. В декабре 2017 года после резкого обострения обстановки в Йемене российский персонал был вынужден полностью покинуть эту страну. В этой связи необходимо отметить, что у нас есть некоторые затруднения с оказанием содействия российским гражданам, проживающим на территории Йемена. Тем не менее продолжаем дистанционно помогать нашим людям в ручном режиме, рассматривая каждый вопрос в индивидуальном порядке. Находимся в контакте со всеми йеменскими политическими партиями и движениями, которые обычно отзывчиво реагируют на наши обращения, стараясь оказать максимальное содействие.
Конечно, после нанесения Великобританией и США ударов по Йемену ситуация в стране, которая и без того много лет находится в состоянии внутреннего политического кризиса, еще более осложнилась. Тем не менее пока каких-либо обращений с просьбой о содействии в эвакуации от находящихся в Йемене российских граждан не поступало. Конечно, надеемся на прекращение налетов и стабилизацию ситуации в стране.
— Как реализуется с начала обострения в Красном море дорожная карта по Йемену под эгидой ООН? Как Москва поддерживает процесс урегулирования?
— Как я уже упоминал, дорожная карта йеменского урегулирования, несмотря на достаточно длительный процесс ее согласования, так и не была запущена. Международно признанные власти Йемена и движение "Ансар Аллах" дали свое принципиальное согласие на общую структуру ооновского мирного плана, однако по ряду вопросов остались разночтения. Спецпосланник Генсекретаря ООН по Йемену Ханс Грундберг продолжает проводить консультации со сторонами для поиска компромиссных решений.
Мы, со своей стороны, всецело поддерживаем его усилия. В частности, в феврале прошлого года Грундберг посетил Москву, где был принят министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, а также провел консультации с заместителями министра Михаилом Богдановым и Сергеем Вершининым. Поддерживаем постоянный контакт с Грундбергом и здесь, в Эр-Рияде, где мы сейчас работаем как посольство при международно признанных властях Йемена.
Кроме того, в рамках своих контактов со всеми основными политическими силами Йемена стараемся убедить стороны проявлять сдержанность и искать компромиссы переговорным путем. Отметим, что многие йеменские политики периодически приезжают в Москву на переговоры с руководством МИД России. Постоянно проводим многочисленные встречи с руководством международно признанных властей в Йемене и представителями большинства йеменских партий и здесь, в Эр-Рияде. Убеждены, что наша принципиальная установка на диалог со всеми ключевыми движениями Йемена единственно правильная, она прошла проверку временем. Как показали годы силового противостояния, у конфликта в Йеменской Республике нет вооруженного пути решения.
Несмотря на сложность ситуации в мире, продолжаем обмен мнениями и в рамках регулярных заседаний пятерки послов в Йемене стран — постоянных членов СБ ООН. К слову, очередная такая встреча состоится уже 24 января. Полагаем, что этот формат является хорошим механизмом поддержки деятельности ооновского спецпосланника.
Надеюсь, что наши усилия помогут остановить очередную эскалацию в Йемене и наконец выйти на устойчивое политическое урегулирование в этой стране. Йеменцам давно нужен мир