19 АПР, 12:00

Программный директор ММКФ: монополия на кино в прошлом

46-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ) откроется в пятницу вечером в столичном театре "Россия". Программный директор фестиваля Иван Кудрявцев в интервью ТАСС рассказал, как перераспределяются силы в мировой киноиндустрии, какое место на этом рынке занимает Россия, а также анонсировал мировые премьеры на ММКФ и поделился подборкой must see.

ТАСС выступает информационным партнером 46-го Московского международного кинофестиваля.

— Иван, вы объявили, что в этом году в ММКФ участвуют 240 фильмов — это больше, чем в прошлом. Получается, несмотря на все обстоятельства, интерес к фестивалю растет?

— Да, 240 фильмов, а с учетом Международного кинофестиваля стран БРИКС, который параллельно проходит на площадках ММКФ, фильмов будет 266. Это на 30% больше, чем в прошлом году. В среднем в год на ММКФ подается более 1,3 тыс. заявок. У нас большая отборочная комиссия, серьезная команда, вовлеченная в отбор, — полтора десятка человек. Естественно, когда получаешь такой массив, работать приходится на износ, но в итоге мы получаем объемную картину мирового кинопроцесса, по-настоящему насыщенные и разнообразные конкурсные и внеконкурсные программы.

В этом году на фестивале представлены фильмы из 56 стран мира — география на 10% шире, чем годом ранее. Примерно половина — страны, чьи режимы проводят недружественную политику по отношению к России. На первом месте по количеству фильмов, представленных на фестивале, конечно, Россия. Так происходит на всех фестивалях — в Каннах будет хорошо представлена Франция, в Венеции — Италия, на Берлинале — немецкие картины. Плюс на ММКФ появился национальный конкурс "Русские премьеры" — он пройдет уже третий раз. Из самых широко представленных стран в этом году, в порядке убывания, — Китай, Франция, Испания, Иран, США, Бразилия, Индия, Италия, Мексика.

— По вашему мнению, почему представители недружественных стран продолжают поддерживать связь с российским фестивалем?

 Совершенно правильно сказал президент фестиваля Никита Сергеевич Михалков, и тут я могу только присоединиться к его призыву ко всем зрителям и профессионалам, — прийти на фестиваль и спросить напрямую у создателей фильмов. А почему они приехали? Чем они рискнули, когда приехали? Потому что мы наблюдаем колоссальное давление на кинематографистов из недружественных стран, которые отправили свои работы на ММКФ. Пару лет назад они сталкивались с угрозами, но сама система "на том конце" еще не очень понимала, как ей реагировать, и действовала неуклюже. Сейчас же все четко выверено — это уже прямые угрозы, шантаж, что они не получат больше денег в своем государстве, если поедут в Москву. Некоторые люди в последний момент отказываются — пишут нам письмо с извинениями, в котором объясняют, что на кону будущее всей их работы. Но мы фиксируем для себя, что количество фильмов, представленных на фестивале, и количество сердец, которые рвутся к нему навстречу, не равно. И второе точно больше первого.

 Какие страны с точки зрения кинематографа наш зритель еще не оценил, но вы видите в них потенциал?

— У нас традиционно сильно на фестивале были представлены Индия, Китай, Иран — наши главные партнеры, самые крупные и серьезные. Новые кинематографии, которым мы тоже всегда рады, — Индонезия, Филиппины, это все есть. Если говорить о трендах, то мир сейчас заново открывает Латинскую Америку.

Сегодня в мировом кино порог входа в индустрию преодолевается легче, стало проще заходить в эту игру. Монополия крупного капитала на средства производства в кино уже в прошлом, и независимые силы могут позволить себе снимать кино. И вот Латинская Америка пробуждается, в ней появляются новые интересные имена. При этом в ней живы традиции кинематографии, очень богатые. Мы видим оттуда очень много такого горячего, страстного, интересного, колоритного и свежего кино. Это очень интересный сторителлинг.

Сказывается близкое соседство с Голливудом, это очень качественное кино, что делает его дико востребованным. За него идет конкуренция между мировыми фестивалями, и нам отрадно, что Москву кинематографисты этих стран считают одним из приоритетных направлений для показа. Поэтому за Латинской Америкой я бы смотрел особенно пристально на ММКФ и в этом году, и в следующих годах. В этом году в основном конкурсе можно выделить "Стыд" Мигеля Сальгадо, среди документальных картин — "Самозванцы" Роко Д. Маркеса и в коротком метре — "Йену" Аны Сесилии Эстрабу и ленту "Дона Ирен" Густаво Кампоса. 

И, конечно, нужно смотреть на российское кино. Третий год подряд у нас работает конкурсная программа "Русские премьеры", где мы показываем миру все, чем богата сегодня Россия — многонациональная, многоязыкая, многослойная культура и цивилизация, которая на ММКФ являет миру десятки новых картин каждый год. В этом конкурсе в этом году есть очень яркие интересные работы и молодых, и титулованных авторов

— Многие ждут фестивалей как возможность первыми увидеть мировые премьеры — насколько будут оправданы ожидания таких зрителей?

 В этом году мы покажем более 30 мировых премьер, для сравнения: в прошлом их было 26. Среди них "Лесной царь", "Семь черных бумаг", "Нелюбимка", "Пришелец". Все они разные как по жанру, так и по посылу. Поэтому будут оправданы ожидания максимального круга зрителей.

— Назовете must see этого фестиваля в целом?

 Я отборщик и о своих фаворитах говорить не могу, но назову несколько таких хайлайтов, просто чтобы обозначить штрихи. Рекомендую обратить внимание в основном международном конкурсе на фильм "Нирвана" (Бангладеш), российскую картину "Пришелец" Ивана Соснина, фильм Юрия Сауле "Мартин читает Коран". Обязательно нужно смотреть фильм открытия фестиваля "Открытое небо". Это фильм о трех подростках — они едут на границу Мексики и США, чтобы найти человека, повинного в гибели их отца в автокатастрофе.

Из русской программы рекомендую увидеть "Мужчина и женщина" Владимира Котта, а также "Хуже всех" — это школьная драмеди про девушку, которая страдает от лишнего веса и сталкивается с проблемой буллинга в школе, но справляется с этим просто блестяще. И фильм Виктора Тихомирова "Евгений Телегин" — это вольная интерпретация сюжета Пушкина, его романа в стихах. Узнаваемые герои, но в новых, современных обстоятельствах.

И, конечно же, фильм закрытия "Майор Гром: Игра" — очень большая ожидаемая премьера, особенно для молодежи. ММКФ всегда открывается или закрывается не только крупным авторским кино, но и фильмами зрительскими. "Майор Гром" — это очень отчаянный авторский и продюсерский эксперимент, а ММКФ — зона эксперимента, площадка, где определяются тренды на будущее. И поскольку "Майор Гром" — это вещь, которая задает тренды для русского рынка на годы вперед, то, конечно, ему самое место на ММКФ.

— Кстати, какие у вас прогнозы на сборы нового "Майора Грома", учитывая, что он выходит в сложное для кинопроката время — летом?

— Я всегда даю прогноз консервативный, сдержанный и оптимистический. И в данном случае мои прогнозы начинаются от 1 млрд рублей — то есть больше, чем было у первого фильма. И это будет бриллиантовый, невероятно дорогой для рынка миллиард, который должна принести исключительно молодая аудитория. Сейчас первые зрители "Майора Грома" подросли, они уже могут учиться в университете. И школьники, их младшие братья-сестры, также пойдут на этот фильм.

Минимум миллиард будет, а скорее всего значительно больше

— Прошлый год был очень успешным для российского кинопроката — сборы составили рекордные 40 млрд рублей, и в целом стало больше фильмов-миллиардников. То, что вы видите внутри фестиваля, подтверждает тенденцию усиления российского кино? Возможно, вы увидели авторов, которые тоже в будущем соберут миллиард?

— Олег Трофим, режиссер "Майора Грома", точно будет собирать миллиарды. Мы с вами видим благодаря ММКФ, что будет происходить с авторским ландшафтом в нашем кино в ближайшее время и что будет происходить с мировым кино. Мы видим, что появляется подлинное мировое кино и будет несколько крупных центров, а не только один. Это Латинская Америка, Китай, Индия и Россия. Мы остаемся очень влиятельной кинематографией, с очень мощным потенциалом к развитию и завоеванию своей экспортной ниши на мировом рынке. 

Например, хорошие сборы показал "Воздух" Алексея Германа, "Праведник" Сергея Урсуляка. Это крупное большое российское авторское кино, в производство которого вкладываются серьезные деньги, где студии экспериментируют с серьезными жанрами, высокими материями со сложной драматургией. Это кино, на котором потом учат студентов, с которым мы объезжаем весь мир и получаем главные призы на мировых фестивалях. Если говорить американскими терминами, это так называемое "оскаровское" кино. В иные времена такой российский формат не мог даже близко собирать той кассы, что взяли "Праведник" и "Воздух". И воскрешение этой ниши — очень обнадеживающий тренд.  

— Со слов отборочной комиссии звучало, что конкурс получился "драматичным, как наше время". Какие лейтмотивы звучат в основной программе?

— Я бы сказал, что если некоторые фильмы порождают грусть, то грусть эта светлая, созидательная. В основном конкурсе нет фильмов, которые повергают в какой-то шок, оцепенение, заставляют опускать руки. Другое сейчас настроение, мне кажется. Люди ищут в кино сейчас точку опоры и луч надежды, то есть более жизнеутверждающий лейтмотив. Мы сейчас живем на планете, которая только что пережила пандемию, погибли миллионы людей. Идут вооруженные конфликты. При этом в происходящем мало нового — люди стараются стать лучше, изо всех сил создают искусство. Поэтому в целом у меня от программы ощущение скорее жизнеутверждающее и позитивное.

— А если говорить о документальном кино — сейчас, казалось бы, много ситуаций, о которых можно поразмыслить, но судя по оценке комиссии, программа, наоборот, получилась скорее развлекательная. Почему так вышло?

— Программа получилась разнообразная. В ней есть фильмы мощные, серьезные, глубокие, как, например, "Я иду домой" — история заместителя командира разведвзвода, потерявшего отца и сына в 2014 году на Украине. Более развлекательное, но от того не менее серьезное, например, "Нелюбимка" — про известного артиста Niletto. Есть такое понятие "чудо одного хита". Niletto и его команда сталкиваются с тем, что их все время просят спеть песню "Любимка". Они приходят к ситуации, когда хочется делать больше, но никому это не нужно — ты уже стал пленником одной композиции. Это метафора того, что в жизни любого человека может случиться, когда от тебя все ждут чего-то одного. Кино про свободу творчества — кто свободу тебе дает, как и где ты ее берешь? Это не просто роуд-муви с Niletto. Это серьезное метафоричное кино.

— Покажут ли зрителям что-то интересное с точки зрения технической?

— Есть программа Егора Москвитина "Дикие ночи", где представлены остросюжетные фильмы, хорроры и триллеры. Мы шутим, что это фильмы, которые нельзя показывать при свете дня. Есть анимационная программа "Мультвселенная" и программа "Первая серия". Как правило, именно в сериалах, анимации и в жанровом кино происходят основные технологические эксперименты. И обязательно, если вы хотите посмотреть, что сегодня с технологиями кино происходит, познакомьтесь с программой "Блокбастеры народов мира". Это программа зрительского кино из разных стран, национальные ленты, которые бьют Голливуд у себя в прокате. Например, "Полноводная красная река" — самый кассовый фильм Китая (сборы $674 млн).

 Если обратиться к ретроспективе, какие эксклюзивные кадры смогут увидеть зрители?

— У нас будет совершенно невероятная программа под названием "Первые варианты. Из архивов Госфильмофонда". Там будут показаны фильмы в тех монтажных версиях, в которых их никто еще никогда не видел. Это абсолютные архивные сенсации, картины отреставрированы специально для показа на Московском международном кинофестивале. Теперь они уже благодаря ММКФ и усилиям Госфильмофонда будут отреставрированы навсегда — мы запускаем в этом году такой большой стратегический проект с фондом и будем показывать каждый год новые сокровища на фестивале.  В этом году смотрим "Охоту на лис" Вадима Абдрашитова, "Тугой узел" Михаила Швейцера с Олегом Табаковым и "Кубанские казаки" Ивана Пырьева.

И потрясающая вещь — программа ВГИКа. На ней мы покажем учебные и дипломные работы великих режиссеров мирового и советского кино: "Душеньки-подруженьки" (режиссеры: Леонид Гайдай, Моко Акопян, Николай Литус), "Пути-дороги" (режиссер: Станислав Ростоцкий).

 Не могу не спросить про безопасность, учитывая недавние трагические события в Москве. Как она будет обеспечена?

— На ММКФ безопасность всегда была приоритетом. У нас вход только по аккредитациям, а они выдаются после подтверждения личности — многофакторная, многоступенчатая система контроля, охрана на всех входах, охрана на всех этажах, охрана в залах. Это безопасность не только людей, но и безопасность контента на фестивале, она контролируется очень строго.

Читать на tass.ru
Теги