Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 17 мая перераспределил полномочия между вице-премьерами. Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко получил в сферу своего ведения, в том числе общее образование. На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) он рассказал в интервью ТАСС о том, как ведется работа по синхронизации школьной программы и заданий ЕГЭ, а также о формировании новой системы оплаты труда учителей.
— Президент РФ Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию отметил, что учебная нагрузка на детей должна быть разумной и сбалансированной. Он потребовал разобраться с проблемой, когда программа школ и вопросы на экзаменах отличаются. Существует ли такая проблема? На ваш взгляд, перегружены ли сейчас школьники?
— Действительно, в своем послании президент говорил о недопустимости расхождения ЕГЭ с программой обучения. Такой вопрос остался со времен, когда каждая школа работала по собственной программе.
Министерством просвещения ведется работа по созданию единого образовательного пространства: вводятся единые образовательные программы, происходит переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), устанавливается единый базовый уровень образования для каждого школьника вне зависимости от региона проживания.
В дальнейшем, после внедрения единых программ, будет возможность оценить степень загруженности учеников. Мы обязательно проведем эту работу.
— Как планируется решать эту проблему на экзаменах?
— Если говорить об итоговой аттестации, то сейчас контрольно-измерительные материалы формируются на основании содержания ФГОС и единых программ. В следующем году образовательные программы и материалы экзаменов будут полностью синхронизированы.
В этом году Владимир Путин поручил дать выпускникам возможность пересдать один из предметов на собственное усмотрение, чтобы улучшить результат экзамена. Эти изменения были позитивно восприняты родителями и учителями, они помогут снизить эмоциональный стресс для школьников, которые сдают выпускные экзамены.
— На Ваш взгляд, оправдывает ли себя текущий механизм итоговой аттестации? Какие, по вашему мнению, преимущества и недостатки у ЕГЭ?
— Главный плюс ЕГЭ заключается в том, что он одновременно является итоговой аттестацией выпускников школ и вступительным испытанием в вузы. Выпускники сдают экзамены один раз. Срок действия результатов ЕГЭ позволяет использовать их в течение четырех лет — экзамен не нужно пересдавать ежегодно.
Развернуто порядка 5,7 тыс. пунктов проведения экзаменов, 77 — открыты за рубежом.
Видим, что растет интерес ребят к естественным наукам (биологии, химии, физике), медицине и инженерному делу. К примеру, в этом году физику выбрали почти 16,5% выпускников — в прошлом году эта цифра была менее 16%. ЕГЭ по химии сдавали почти 80 тыс. ребят, по сравнению с 72,5 тыс. в 2023 году.
В этом году у выпускников в новых регионах есть выбор: сдавать ЕГЭ, либо пройти итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена или промежуточной аттестации. Это вынужденная мера, но нам она дает возможность проанализировать ситуацию. Мы соберем информацию по этой вступительной кампании, чтобы провести оценку.
— Планируете ли прорабатывать изменения или возможности совершенствования экзамена?
— Для совершенствования процедуры сдачи ЕГЭ Рособрнадзор ежегодно собирает и учитывает предложения и замечания от участников, благодаря этому происходит донастройка экзаменационной процедуры. На основании оценки и обратной связи по итогам сдачи ЕГЭ в этом году, определим решения для совершенствования экзамена.
— Еще одна чувствительная тема — оплата труда педагогов. По вашему мнению, достаточная ли сейчас зарплата у учителей?
Вопрос, связанный с заработной платой учителей, очень важен и находится на особом контроле у Минпросвещения России. В рамках реализации Указов президента Владимира Путина Министерство следит за тем, достигает ли уровень дохода педагогов средней заработной платы в конкретно взятом регионе.
Сейчас субъекты и муниципальные образовательные организации самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда педагогов. В результате, в одном регионе учителя с одинаковой нагрузкой могут получать разные суммы. Есть и разница в зарплатах в разных субъектах.
— Планируется ли предпринимать меры по ее повышению на федеральном уровне?
— В соответствии с посланием и поручениями президента, идет разработка пилотного проекта по внедрению новых систем оплаты труда работников сферы образования, готовятся предложения по снижению ее разницы в разных субъектах, ведется мониторинг достижения целевых показателей уровня заработной платы. Все это предполагает единый подход к формированию дохода педагогов. Кроме того, мы будет искать возможность дополнительно поддержать наших учителей.