7 июня, 12:30
Интервью
ПМЭФ

Александр Дрозденко: когда мы подписываем соглашение, для нас это не только деньги

Александр Дрозденко. Владимир Смирнов/ ТАСС
Александр Дрозденко

Ленинградская область на ПМЭФ обычно лидирует среди других регионов по количеству подписанных соглашений и сумме инвестиций. Но, как считает губернатор области Александр Дрозденко, далеко не всегда нужно гнаться за "денежными" соглашениями. Среди подписанных документов есть соглашения о производстве защитной косметики и даже по борьбе с борщевиком. О том, по каким качествам Ленобласть выбирает инвесторов, он рассказал в интервью ТАСС

​​​​​— Стенд Ленинградской области на ПМЭФ в этот раз решили оформить в индустриальном стиле, чтобы обратить внимание на вопрос привлечения инвестиций в областную промышленность и сопровождение проектов. Какие сферы в Ленобласти в первую очередь требуют вложений, а какие наиболее востребованы у инвесторов — и насколько это совпадает? 

— Мы каждый год делаем компоновку стенда под ту основную тематику, которую мы хотим представить. В прошлом году у нас был стенд про туризм, про экологию, природу. Мы очень много говорили о привлечении инвестиций в туристическую отрасль и считаем, что здесь у нас очень большие перспективы. Ленинградская область — один из динамично растущих регионов по привлечению туристов, мы в пятерке. По итогам прошлого года более 6 млн туристов пришли. Кстати, эта отрасль остается драйвером роста для малого и среднего бизнеса. 

В этом году мы больше говорим об индустриализации, о том, что мы привлекаем инвестиции в промышленность. У нас много соглашений, связанных с тем, что идут прямые инвестиции в производство. Мы видим, что и по ВРП, и по индексу промышленного производства у нас очень серьезный рост именно в этих отраслях, поэтому мы решили стенд сделать в виде заводского цеха с использованием современных технологий. Даже меня наш стенд поразил, хотя я макет видел. Он выделяется на фоне других стендов, и мы еще в первый день увидели, что у нас очень много посетителей. И, я думаю, это не только из-за нашего кофе — а мы практически основной регион по производству кофе, у нас несколько крупных компаний производят кофе. 

Но для нас еще очень важно, что действительно мы в этом году подписываем 15 соглашений. Все соглашения — это прямые частные инвестиции, и все соглашения направлены на создание высокоэффективных, высокооплачиваемых рабочих мест. Это все инвестиции с высокими технологиями, причем они абсолютно разные: есть "зеленые" инвестиции, а мы заинтересованы в них, все-таки развитие региона — это серьезная экологическая нагрузка. Даже когда дорогу строишь — это влияние на природу, я уже не говорю про линию электропередачи или завод. Поэтому мы сегодня очень внимательно относимся к инвестициям, и, как бы нас ни ругали активисты, ни одно производство в Ленинградской области не получает разрешение на строительство, не пройдя серьезную экологическую экспертизу, оценку воздействия на окружающую среду, общественные слушания. И у нас принцип — увеличение санитарных зон по сравнению с действующими российскими регламентами. 

Поэтому мне очень нравятся два наших подписанных соглашения. Одно соглашение — это технологии будущего: строительство современных круизных судов для перевозки туристов компании "Эмпериум", Отрадное. Это суда на электрической тяге — "зеленые" суда, будут использоваться самые современные технологии внутри судна. 

Второе направление. Вы знаете, что мы регион, который испытывает серьезную экологическую нагрузку, потому что мы утилизируем не только свои коммунальные отходы, но и нашего соседа Санкт-Петербурга. Мы подписали соглашение с частной компанией, которая имеет производства по переработке пластика на территории Ленинградской области, и с учетом этого соглашения объем мощностей позволяет переработать весь пластик, который попадает в ТКО от жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Для этого будут производиться гранулы, то есть это вторичная переработка и вторичное производство упаковки. Когда мы говорим об экологических программах, нужно не только говорить, но и делать, и в данном случае для нас очень важно.

— Ленинградская область традиционно заключает на ПМЭФ большое количество крупных соглашений. Какой контракт вы считаете ключевым в этом году?  

— Для нас знаковое соглашение — это подписание договоров на производство автокомпонентов, автозапчастей, автодеталей, автомобильных прицепов. То есть все-таки автомобильная отрасль в Ленинградской области возрождается. Может быть, не такими темпами, как нам хотелось бы, потому что пока объемы, конечно, не те, как у нас были до введения санкций, когда крупные и корейские, и японские, и американские компании производили автомобили в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Но, по крайней мере, мы сегодня находимся на правильном пути, когда все идет под нашу долю локализации автомобильного производства в России. Надеюсь, что это будет продолжаться.

— Это касается соглашений с компанией "Элис" и агентством территориального развития "М10", а также расширения производственного комплекса по выпуску отечественных грузовых полуприцепов. Есть ли понимание, для кого там будут производить продукцию?

— Автокомпоненты будут производить для тех предприятий, которые уже существуют в России, в том числе под вновь открываемые предприятия в Петербурге. Это и проекты с китайцами, это и проекты с "Автовазом". Я думаю, что это очень важно. Например, прицепы-полуприцепы — понятно, что это производство для грузовиков. У нас страна большая, грузовая логистика большая. Раньше прицепы в большей степени покупались по импорту. Сегодня настало время прицепы производить у нас в стране, и это достаточно востребовано. 

Ленинградскую область интересуют ведь не только крупные инвестиционные соглашения для развития промышленности? Есть и те, что адресованы непосредственно людям?

— Очень интересны два соглашения по продовольственной безопасности. Как мы говорим, яйцо — наше все, мы первые в стране по производству яйца птицы, тем не менее мы продолжаем наращивать объемы. Мы подписали соглашения и с "Роскаром" и Синявинской фабрикой. Два этих соглашения дадут возможность уже в следующем году увеличить производство яиц на 750 млн штук. Представляете, какой объем увеличения! Те обещания, которые я давал федеральному правительству, что мы поэтапно будем наращивать производство яиц и выйдем на производство до 4 млрд штук, — это вполне для нас по силам. И мы уже сегодня видим, что мы идем полностью в том графике, который для себя определили. Тем более яйцо нужно и для лекарственных препаратов, для производства эмбрионов и для многого другого.

Несколько небольших предприятий открывается. Например, интересные предприятия по производству косметики для защиты человека — тех, кто работает на вредном, на пыльном производстве и там, где есть особые условия. Это различные кремы, специальная косметика и многое другое. Это интересно, это востребовано.

Проектов достаточно много, и мы дали старт подписаниям на день раньше, в "нулевой" день ПМЭФ — тоже для поддержки бизнеса, как ни странно. Потому что в "нулевой" день билет стоит порядка 60 тыс., а в основные дни — 1,2 млн рублей. Поэтому мы решили, что малые предприятия, средний бизнес — зачем их напрягать, лучше кто-то выйдет на день раньше и с ними подпишем соглашение.

— Тем не менее в этом году у вас меньше сумма соглашений, чем обычно.

— Вы знаете, можно подписать два-три соглашения, но они будут "весить" триллион, как вот, например, с "Русхимальянсом": сразу на старте первое же соглашение было более 1 трлн рублей. Можно подписать и на меньшую сумму, но при этом достаточно большое будет количество создано рабочих мест и достаточно много соглашений. Мы подписываем прямых 15 соглашений. Я еще не считаю соглашения, где есть бюджетные инвестиции. Соглашений у нас по объему больше двух десятков.

— А по общей сумме есть понимание?

— А по общей сумме больше 100 млрд рублей. Но мы сюда еще не включаем соглашения между частными компаниями, хотя это тоже инвестиции в Ленинградскую область. Мы учитываем соглашение, когда участником соглашения выступает правительство Ленинградской области. Мы говорим только о тех соглашениях, которые мы реально привлекли и стороной которых мы выступаем.

И меня сегодня спрашивали, В Ленинградской области всегда достаточно большой объем соглашений подписывают, а как они реализуются? Мы сделали аналитику за последние пять лет — получилось 87,5% реализованных соглашений. Это пятерка с плюсом. 

— У вас еще какое-то интересное соглашение про борщевик.

— Да, вы знаете, одна из производственных компаний Ленинградской области, которые работают у нас, есть своя площадка, столкнулись с тем, что к ним тоже на территорию залетел борщевик. И они нам предложили подписать соглашение, что они готовы разработать свою технологию борьбы с борщевиком. Они готовы в рамках этого соглашения провести вообще в промзоне, где они находятся, а не только у себя, агротехническую, химическую очистку от борщевика. Если эти результаты нас устроят, они готовы опыт тиражировать по Ленинградской области, почему бы и нет.

Борщевик остается проблемой. Собственники земельных участков не всегда с ним борются, даже несмотря на то что Ленинградская область была инициатором его признания сорным растением и мы теперь имеем право частника штрафовать за то, что у него на полях произрастает борщевик. Для нас очень важно сегодня находить различные способы борьбы с борщевиком, а дальше собственнику предлагать: либо платишь штрафы, либо борешься с борщевиком.

— В этом году дан старт проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, которая пройдет в том числе по Ленинградской области. Насколько сложным будет прохождение этого участка магистрали? Сколько будет остановок на территории Ленобласти? Планируется ли дополнительно развивать эти населенные пункты?

— Вы знаете, от ВСМ для нас эффект скорее косвенный, чем прямой. Понятно, что в основном этот эффект для Санкт-Петербурга и Москвы, но и в том числе для Московской и Ленинградско-Петербургской агломерации. Станция, которая будет у нас, — она, честно скажу, большой погоды пока не сделает, потому что станция будет находиться на удалении от населенных пунктов. Мы специально согласовывали такое прохождение трассы, чтобы не затрагивать интересы людей, жителей, частных собственников, производства, бизнеса. Да, у нас часть дороги проходит по Ново-Лисинскому заказнику, но мы договорились с акционерами, мы тоже акционеры, наш взнос 10 млрд рублей, — что по заказнику мы пройдем на сваях. Мы не будем воздействовать непосредственно на природу, нам нужны будут только отводы под сваи, то есть это будет по верху проходить дорога. Самое главное, миграция животных и растения, которые будут произрастать внизу, — они не будут затрагиваться. Это будет достаточно высоко, но, кстати, это будет и красиво. Часть участка пути должна пройти высоко, внизу природа, лес. Круто!

Наша станция пока небольшая по объему. Мы ожидаем, что где-то такой пассажиропоток будет на остановке человек 50 максимум на выход, на заход, потому что она пока не в Тосно, например. Новгородцы выиграют, у них практически совсем рядом с Новгородом, там, конечно, оборот будет больше. Но мы сейчас будем смотреть и будем смотреть на потоки, и, возможно, под эту станцию мы будем реализовывать какой-нибудь инвестиционный проект, либо производственный, либо усилительный, понимая, что это упрощает уже транспортную доступность. А может быть, мы будем там реализовывать какой-то туристический проект, связанный с туристическими тропами, с тем, чтобы люди на этой остановке выходили, кто как раз хочет посмотреть природу Ленинградской области, походить по тропам, где-то, может быть, разместиться. Но для этого нам сейчас нужно провести мозговую атаку и понять, что мы там хотим разместить. Время у нас есть, поэтому найдем, наверное, оптимальное решение.

Все остальное по ВСМ мы решаем по графику. Претензий к Ленинградской области у партнеров нет, акционеров. Здесь главное сегодня — это выполнить поручение президента. В те сроки, которые установлены, проект реализовать.

— Еще один обсуждаемый проект — по глинозему. Определилась ли площадка размещения глиноземного завода "Русал"? В каком районе Ленобласти он будет строиться?  

— Мы не закрыли вопрос по самой площадке, понятно, что сегодня приоритет пока делается на Ломоносовскую площадку, которая находится между Копорьем и Лопухинкой. Потому что глиноземное производство требует двух составляющих. Первое — это наличие энергетических мощностей. Понятно, что 15 км от Сосновоборской атомной станции — это возможность подтащить энергетические мощности. А второе, глинозем — это тот продукт, который не работает на больших перевозках, в том числе автомобилями или железнодорожными транспортами. 

По большому счету, что такое глинозем? Это земля, внутри которой находится вкрапление того, что потом становится алюминиевым порошком. Сам способ производства — это когда из земли, из глины просто извлекают полезную фракцию.

Мы договаривались с "Русалом", чтобы взять часть жителей Ломоносовского района, активистов, власти, экологов независимых и показать завод в Китае, который станет аналогом завода в Ленинградской области. Наши жители были удивлены, что выбросы от производства глинозема —  это просто вода.  

Единственный сложный вопрос в глиноземном производстве — это складирование той глины или той земли, которая осталась от производства глины. Потому что ее много. Полезной фракции там, может быть, 15–18%, даже меньше может быть, а все остальное — это земля. Но опять-таки надо отдать должное китайским партнерам. Они разработали технологию, которая позволяет в два раза уменьшить площадь шламового поля, то есть если мы до этого говорили о 400 га, сейчас мы уже говорим о 200 га на всю перспективу работы завода.

Второе — это полностью обеспыливание. И наверное, что очень важно, мы настаиваем на закрытом способе оборота воды, чтобы не было стоков, чтобы вода ходила по кругу.

Но самое главное, что мы настаиваем, чтобы это были самые сегодня современные "зеленые" технологии, чтобы была серьезная экологическая экспертиза, обязательно оценка регулирующего воздействия на окружающую среду, обязательно общественное слушание и, конечно же, полностью открытое обсуждение. Я думаю, все это начнется, когда все-таки окончательно будет определена площадка.

Не скрою, что для меня приоритетом были и остаются Сланцы, потому что там бывшие шахты, там есть хороший потенциал по кадрам. Сланцы действительно требуют инвестиций, требуют развития, хотя и жители Ломоносовского района и также Копорское поселение, Лопухинское тоже понимают, что им тоже нужны инвестиции для развития, потому что эти территории тоже глубоко дотационные. Поэтому мы посмотрим, какой вариант будет выбран окончательно. Здесь решение не только и не столько за нами, потому что это все-таки большие инвестиции, это стратегическое решение, которое будет приниматься на государственном уровне. Это в том числе и безопасность страны, и экономическая безопасность, и военная безопасность, обороноспособность страны, потому что алюминий входит сегодня в тройку самых востребованных металлов. Это металл будущего, как его называют.

— Хотелось бы у вас спросить про международное сотрудничество. Вы упоминали про визит в Китай. Также вы ездили в Киргизию и с Белоруссией постоянно ведутся переговоры. Какие-то конкретно проекты сейчас реализуются?

— У нас с Белоруссией очень много реализуется проектов, начиная от агропрома и заканчивая стройкой. Они, например, у нас строят школу. Они у нас проектируют, уже в экспертизе находится проект по строительству завода компании "Амкадор". Это будет такая серьезная лесная и коммунальная техника, в том числе тяжелая техника. Мы работаем по ветеринарным препаратам, по лекарственным средствам. Большой спектр сотрудничества. Сейчас мы намечаем сотрудничество в автомобильной отрасли. И у нас оборот между Ленинградской областью и Белоруссией превысил 1 млрд условных единиц. Это все-таки хорошая цифра, согласитесь. И здесь достаточно все понятно.

С Китаем мы только в начале большого пути, но мы уже с Китаем договорились и будем подписывать соглашение по медицинским технологиям. Это производство различных протезов, ортезов и всего, что необходимо для протезирования, в том числе протезирования конечностей. Мы будем с китайцами активно работать по автокластеру, потому что мы хотим у себя локализовать производство малых коммерческих автомобилей. Это только кабина от легкового автомобиля, а дальше все это для коммерческого использования, начиная от этой обувной мастерской, заканчивая кафе на колесах. Вот такая мысль есть, мы будем продолжать работать.

С Китаем очень много проектов. Есть особенности в договорном процессе, у нас и большого опыта нет в этом, признаюсь, в Ленинградской области. Но я думаю, что мы договоримся с Киргизией. Мы уже договорились о создании торгового дома, потому что мы, например, регион, где мы потребляем очень много мяса для производства колбасной и иной мясной продукции. У нас несколько предприятий, но мы по мясу птицы — одни из лидеров Российской Федерации, но по остальному мясу — мы никогда не специализировались на этом. Мы специализировались, если говорить о крупном рогатом скоте, ну, на производстве молока. А мясных пород у нас нет. И поэтому мы заинтересованы в поставках большого объема мяса. Мы уже говорили с ними об этом. Плюс понятно, что еще важно гуманитарное сотрудничество. Все-таки, когда мы подписываем соглашение, для нас это не только деньги. Между регионами соглашение — это еще и социальное, культурное, туристическое, гуманитарное сотрудничество. Это все в том числе и народная дипломатия, поэтому мы эту работу продолжали и будем продолжать. 

Кстати, наша делегация в конце июня выезжает в Белоруссию, мы там будем активно работать, будем проводить совместную нашу комиссию по развитию отношений уже чисто в экономическом плане с правительством Республики Беларусь. Будем участвовать в форуме Россия — Белоруссия, который будет в Витебске 27–28 июня. Поэтому здесь работы тоже хватает.

— По автопрому с Белоруссией — это что за проект?

— У них есть заводы по производству легковых автомобилей, в том числе с теми же китайскими партнерами, корейскими партнерами, а у нас есть заводы по производству автокомпонентов, которые были ориентированы на производство легковых автомобилей. Это и шины, это и диски, это и система охлаждения, радиаторы и вентиляционная система. Это производство панелей внутри автомобиля отделочных. Это производство электрической оплетки. Это непростое такое производство, Ura Corporation, компания в Ивангороде. Поэтому мы белорусам дали свои предложения, что мы можем им поставлять из РФ в рамках нашего единого экономического пространства то, что можно использовать для локализации производства.

Здесь не просто идут переговоры. По некоторым позициям мы уже близки к тому, что, наверное, договоримся.