7 июня, 19:00
Интервью
ПМЭФ

Андрей Чибис: цель плана "На севере — жить!" — чтобы население Заполярья не сокращалось

Андрей Чибис. Пресс-служба правительства Мурманской области
Андрей Чибис
В Российской Арктике проживает порядка 2,5 млн человек. С развитием Россией Северного морского пути и других высокоширотных проектов потребность в человеческих ресурсах в северных регионах каждый год только возрастает. О том, как привлечь людей в Арктику, новых экономических проектах Мурманской области и налоговой реформе в интервью ТАСС рассказал губернатор Андрей Чибис на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ)

— Андрей Владимирович, на ПМЭФ традиционно обсуждается экономика, инвестиции, но вы всегда сами говорили, что главное для региона — это люди, а для Арктической зоны России, куда полностью входит Мурманская область, это особенно актуально. Вы активно привлекаете на Крайний Север новых жителей, причем делаете это разными способами, как масштабными инвестиционными проектами, так и классным мерчем с узнаваемым слоганом.

Дело не в мерче, дело в идеологии "На Севере — жить!", которая у нас есть. Это наш одноименный план и, если хотите, региональный национальный проект. Мы хотим сделать так, чтобы в Мурманскую область больше людей приезжали жить и меньше уезжали. В 2023 году впервые за 33 года нам удалось переломить тренд убыли населения региона. У нас за плечами уже пять лет системной работы по развитию экономического потенциала региона, лоббированию конкретных проектов, созданию условий для инвестирования в нашу территорию, плюс обустройство городов и поселков, инвестиции в социальную сферу. Все это позволило нам зафиксировать: в первый раз со времен Советского Союза в Мурманскую область приехало жить и работать больше людей, чем уехало.

— Даже раньше, чем вы прогнозировали, насколько я помню?

Мы планировали и ставили перед собой такую цель к 2030 году, но справились раньше. Борьба за людей является ключевым фактором благополучия региона, особенно в Арктике. На Север привлечь людей или удержать здесь их сложнее, чем в Москве, Санкт-Петербурге или Сочи, например. Цель, которую мы ставим, — это вообще сделать так, чтобы наше население не сокращалось.

— Сколько людей вообще необходимо для роста экономики Мурманской области? С учетом всех проектов, которые у вас есть, с учетом развития портовых мощностей, Северного морского пути и вообще всей арктической логистики?

Мурманск — это действительно базовый порт Севморпути. Мы прогнозируем, что не менее 20 тыс. рабочих мест будет создано в Мурманской области в ближайшие 10 лет, помимо тех новых 8,5 тыс., что уже были созданы. Поэтому мы не собираемся останавливаться, а наоборот, нам нужно продолжать активно привлекать к себе людей. Понятно, что определенную кадровую потребность мы сможем удовлетворить за счет наших жителей и молодежи, которая подрастает. Но полностью такое количество рабочих мест мы не перекроем только внутренними ресурсами. Совершенно очевидно, что нам дополнительно потребуется переезд людей из разных уголков нашей страны.

— У вас запущена региональная программа по привлечению работников дефицитных специальностей "Курс на Север", и она себя оправдывает — на Север приезжают педагоги, врачи. Имеет ли шанс расшириться эта программа и на другие специальности?

Проект "Курс на Север" — это не просто специальный соцпакет, это другое внимание к людям. Мы начали эту работу в прошлом году, и за короткое время нам удалось привезти в Мурманскую область более 200 специалистов в сферах здравоохранения и образования.

Это, кстати, серьезная история, потому что за прошлый год мы сократили дефицит медработников в регионе на 40%, в том числе благодаря привлечению людей из других регионов

Причем мы не просто предоставляем им рабочее место. Их встречают в аэропорту, сопровождают, размещают, устраивают детишек в школу или детский сад, окружают теплом и заботой, и мы видим результат. В бюджетной сфере это заработало. В этом году мы уже переходим к работе в том числе с промышленными компаниями региона для того, чтобы совместными усилиями привлекать тех специалистов, которые необходимы предприятиям, в том числе и для дальнейшего роста экономики региона.

— Сейчас идет активная работа по созданию мастер-планов развития опорных городов в Арктике. Для Мурманской области это дорогостоящий проект или там, скорее, нужно пересмотреть отношение людей, властей?

Все в совокупности. У нас три агломерации в Мурманской области вошли в решение правительства РФ по опорным населенным пунктам, где живут 70% людей. Благодаря решению президента России Владимира Путина по поддержке нашей инициативы мы вместе с экспертами подготовили очень детальный план развития наших агломераций. А самое главное, с чего мы начали? Мы начали с очень детальных опросов людей, что еще нужно сделать, при том что за последние пять лет наши города и поселки достаточно серьезно поменялись.

— А на что Мурманская область будет опираться в ближайшие годы, выбирая дальнейший вектор развития региона?

Мы всегда начинаем с людей. Когда мы впервые в 2019 году формировали наш региональный план "На Севере — жить!", мы спрашивали северян, что они хотят видеть в регионе, и сейчас, кстати, спрашиваем опять, потому что делаем его уже на следующую пятилетку. Это и четкий план, и другая организация развития города, и различные источники финансирования, в том числе внебюджетные.

А самое главное — четкая приоритезация того, что делаем в первую очередь, чтобы наши города становились комфортней для жизни. Инвестиции в среду для жизни совершенно точно дают эффект для привлечения инвестиций в экономику, причем мультипликатор там очень серьезный.

— Недавно с президентом России вы обсуждали ваши проекты в регионе. И в том числе звучал новый проект о разработке редкоземельных металлов. Что это за проект? Есть ли у него интерес со стороны инвесторов?

У нас в регионе крупнейшие месторождения лития в России. Мы бились за то, чтобы проект по разработке месторождений был запущен. Лицензиатом является "Полярный литий" — совместная компания Росатома и "Норникеля". Геологоразведка уже проведена. Объем запасов, концентрация лития оказались выше, чем предполагалось. И это действительно мощнейший проект в формировании новой отрасли экономики страны. Сегодня мы обсуждаем с Росатомом и с "Норникелем" не только тему добычи, по которой уже нет вопросов, хотя проект очень сложный и инфраструктурно недешевый, но и тему глубокой переработки добываемого сырья на нашей территории. Вот сейчас мы как раз в процессе переговоров с коллегами, чтобы постараться всю цепочку оставить в Мурманской области.

— В России сейчас проводят налоговую реформу, приводят ее в более сбалансированный вид. Тем не менее есть еще одна вещь, которая, наверное, заботит любой регион, полагаю, и вас в том числе, — это пересмотр отношения к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Раньше часть налога оставалась в регионе, часть уходила в федеральный центр, теперь все деньги будут уходить в федеральный центр, возвращаясь в регионы, видимо, по каким-то целевым запросам. Видите ли вы здесь риски для своих проектов в этой связи? Или вы представляете, как надо оформлять свой запрос, чтобы обратно из Москвы деньги возвращались в регион?

Все, что касается налогообложения предприятий, в том числе НДПИ, на мой взгляд, точно требует более детального и серьезного обсуждения именно с субъектами РФ. Потому что любое такое решение, например с НДПИ, автоматически уменьшает налог на прибыль, значительная часть которого идет в региональный бюджет. Особенно это касается Арктической зоны РФ, потому что объективно здесь издержки инвестиционные и операционные выше: стоимость строительства, доставки материалов, зарплаты работникам, дополнительные выплаты, связанные с оплатой проезда в отпуск, и так далее. Все, что федеральный законодатель зафиксирует, конечно, прямо влияет на себестоимость. А неаккуратное изменение НДПИ эту ситуацию в Арктике может осложнить. Также из-за таких нововведений может быть вообще закрыта тема по освоению труднодоступных месторождений, это касается, например, горной промышленности.

Мы сейчас дополнительно проведем анализ применительно к Мурманской области, выскажем свою официальную позицию и точно будем ее отстаивать. Но то, что такие риски для финансового обеспечения потребностей субъектов Российской Федерации существуют, — очевидный факт.

В этом смысле принципиально важно, чтобы при принятии соответствующих законопроектов внимательнейшим образом был проведен анализ, в котором, конечно же, участвовали субъекты Российской Федерации