Александр Соколов: 650-летие Кирова станет спусковым крючком изменений
Ренессанс ЖКХ
— Александр Валентинович, в юбилейный для Кирова год у региона впервые на ПМЭФ свой стенд. С какими задачами вы приехали на форум?
— Наша повестка — это повестка развития. Мы используем 650-летие Кирова как некий спусковой крючок изменений. Поэтому основная повестка связана с инфраструктурой, в том числе, с инфраструктурой ЖКХ. Я считаю, что следующий год станет годом ЖКХ. Федеральные национальные проекты наконец-то предусматривают развитие этой сферы, которая десятки лет находилась почти в состоянии выживания.
— Регион подписал 19 соглашений о сотрудничестве с общей суммой инвестиций в 64 млрд рублей. Расскажите о ключевых договоренностях?
— Важное направление – газификация. Мы подписали очередное соглашение с "Газпром межрегионгазом". У нас есть договоренности о газификации юго-запада Кировской области, "Газпром" дал гарантии. Есть также понимание, как газифицировать северные районы, мы приступили к подготовке нового этапа программы газификации на 2025-2030 годы.
Следующее направление – это инфраструктурные изменения, связанные с поддержкой бизнеса. У нас два крупных соглашения: с "Россельхозбанком" — по финансированию аграрного сектора и "Газпромбанком" — по переоборудованию котельных, лизингу оборудования и переоборудованию автотранспортных предприятий на газомоторное топливо. Также подписали соглашение с АФК "Система", поскольку Кировская область — регион присутствия компании, у нас находится крупнейший комбинат березовой фанеры, и сейчас он запускает третью очередь. Мы подписали инвестиционный проект на лес, это хорошая перспектива для производства.
— Сообщалось, что регион также договорился о крупных инвестициях в теплоснабжение?
— С компанией "Т Плюс" мы подписали, я бы сказал, историческое соглашение на 42 млрд рублей инвестиций, оно связано с переоборудованием системы теплоснабжения Кировской агломерации — пяти муниципальных образований. Компания "Т Плюс" будет менять сети, ставить новые котельные. Программа рассчитана на несколько лет. Думаю, в итоге будет создана достаточно надежная система теплоснабжения Кировской агломерации.
Еще одно важное направление, которым мы сейчас активно занимаемся, — это логистика. С коллегами и друзьями из Ульяновска подписали важное соглашение по созданию логистической системы — фактически, от ближнего севера до Персидского залива через Ульяновск. Наши товары, в частности, продукты деревопереработки и фанера, очень востребованы в исламских странах, логистика туда крайне нужна.
Молочные планы
— Внешнеторговые связи с исламскими странами, безусловно, становятся прочнее. Но важны и традиционные партнеры, и для Кировской области один из главных — это Белоруссия. На какой рост товарооборота с Белоруссией рассчитываете по итогам года?
— Судя по прошлогодним темпам роста на 20%, мы подойдем к 2 млрд. Причем, для нас это выгодно, потому что две трети товарооборота — это наш экспорт, то есть не мы покупаем, а у нас покупают. У нас есть также совместные интересы: коллегам из Белоруссии интересны наша химия и лесопереработка, нам — белорусское станкостроение. Я уже разговариваю с белорусскими коллегами по поводу совместных предприятий как на нашей территории, так и на белорусской.
— Ранее вы отмечали, что Кировская область заинтересована в привлечении инвесторов в ряд отраслей, в том числе в лесопереработку и переработку молока. Так, по валовому надою молока область занимает лидирующие позиции в России, но перерабатывающих мощностей пока не хватает. Есть ли заинтересованные инвесторы?
— К нам пришел инвестор. Я не буду пока назвать его, но это один из крупнейших производителей сыров в России. Сыр очень перспективный, потому что он длительного хранения и его можно перевозить на любое расстояние. Мы подобрали площадку, сейчас обсуждаем условия запуска проекта, финансовую модель.
— Когда производство может быть запущено?
— Если мы в этом году подпишем соглашение, то это будет неплохо. Потому что инвестору после этого нужно будет открывать кредитные линии.
— А что касается лесопереработки?
— Деловая древесина, береза, ель и другие хвойные породы у нас перерабатываются стопроцентно, в регионе работают три крупных фанерных комбината, 43 мебельные фабрики и 41 домостроительный комбинат. Проблема есть с низкосортной древесиной — осиной, другими лиственными породами, переработка такой древесины не так прибыльна. Мы объявили публичную оферту, но инвесторы готовы рассматривать вопрос о сотрудничестве с условием долгосрочных налоговых льгот. Мы будем принимать точечные решение по каждому конкретному предприятию.
Кадры для промышленности
— В регионе отмечается устойчивый рост инвестиций, промпроизводства, при этом остается проблема нехватки кадров. Как вы ее решаете?
— За последние два года полностью изменилась ситуация с кадрами. Куда делись люди? Никуда не делись, просто работы стало больше, потому что раньше мы почти все покупали за рубежом, а сейчас все это производим. Кроме того, перестали вывозить деньги за границу, начали вкладывать их в экономику страны, а это тоже рабочие места. Поэтому дефицит кадров есть везде, не хватает рабочих на предприятиях, учителей, врачей, водителей троллейбусов.
Мы серьезно занимаемся вопросами кадрового обеспечения, в том числе по инженерным, рабочим специальностям. У нас практически выстроена базовая система подготовки - от школы до среднего специального образования. Мы финансово поддерживаем учителей, чьи ученики сдают ЕГЭ по математике и физике с перспективой поступления на технические специальности, создали образовательный машиностроительный кластер в системе среднего профессионального образования. Сейчас студенты практически с первых трех месяцев начинают проходить практику, работать на предприятиях, получать зарплату, их обучают уже на конкретные специальности для конкретного предприятия и гарантируют трудоустройство.
Необходим еще один шаг, охватывающий сферу высшего образования. Поэтому на ПМЭФ мы подписали со структурой "Ростеха" — "Инфратех Концессии" соглашение по кампусу мирового уровня, компания будет у нас концессионером.
— Вы планируете попасть в третью волну отбора регионов?
— Заявку на кампус мы уже подготовили, как только будет объявлен федеральный конкурс, мы ее подадим. Я очень надеюсь, что мы будем первым в Приволжском федеральном округе городом с населением меньше миллиона человек, в котором появится кампус по специализации машиностроение, станкостроение. Без собственного российского станкостроения невозможен технологический суверенитет. А у нас есть компетенции – и у науки, и у образования, и у промышленных предприятий, оставалось только создать систему подготовки кадров.
— Не хватает не только кадров. Во многих регионах не хватает просто людей, демографическая ситуация очень сложная.
— Это задача номер один для государства. Мы тоже пытаемся решать вопрос. Кировская область стала единственным регионом в России, где мамам первенцев фактически целый год платят заработную плату — почти 40 тыс. рублей в месяц. У нас теперь есть такая профессия — мама.
— Такая мера сработала?
— Выплаты введены с 1 января. Пока слишком мало времени прошло, выводы можно будет делать года через два. Но у нас уже более 700 человек получают эти выплаты. Если мы не будем вкладывать средства в поддержку материнства и детства, мы обезлюдим.
Начало перемен
— Сейчас у региона есть еще одна серьезная расходная статья — подготовка Кирова к юбилею. Город, наверное, никогда не видел такого количества ремонтных работ, строительных лесов на своих улицах.
— В городе должны быть красиво не только в праздничные дни, а всегда. Поэтому у нас в работе находятся 600 объектов на территории города — это жилые многоквартирные дома, объекты культуры, памятники архитектуры, площади, парки. У нас фактически каждый день происходит открытие, снятие лесов с очередного или даже нескольких объектов.
Первый этап работ мы закончим к 12 июня, ко дню города, чтобы горожане могли спокойно отдохнуть, но работы продолжим и летом. Мы ремонтируем целые кварталы, включая фасады домов, тротуары, газоны. Получается неплохо. Честно скажу, мне самому нравится.
— Вы рассчитываете на существенный рост турпотока в этом году. Насколько легко туристам добраться до Кирова? Готов ли регион в плане инфраструктуры?
— Все "ворота" Кирова мы обновили. Это и железнодорожный вокзал, за что спасибо РЖД, и аэропорт Победилово, многие площадки которого с советских времен не использовали. Раньше у нас было всего 2-3 авиарейса, сейчас — восемь маршрутов. Я надеюсь, что к концу июня прибавится еще Самара. Росавиация в последнюю неделю июня должна рассматривать нашу совместную с Самарой заявку по запуску авиамаршрута между нашими городами.
Буквально на прошлой неделе мы открыли обновленный автовокзал — красивый, удобный, с игровыми детскими зонами, с комнатами матери и ребенка, с высаженными рядом рябинами. В следующем году у нас будет юбилей второго по величине города Кирово-Чепецка. Планируем также провести там капитальную реконструкцию автовокзала.
— И всех приглашаем в Киров на юбилей. Благодарю за беседу!