2 июля, 06:00
Интервью

Посол Китая в РФ: США пытаются очернить китайские электромобили

Чжан Ханьхуэй. Владимир Гердо/ ТАСС
Чжан Ханьхуэй

Чжан Ханьхуэй — о развитии возобновляемой энергетики в Китае и конкуренции на рынке электромобилей

Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй в интервью ТАСС рассказал о производстве китайских автомобилей на альтернативных источниках энергии и прокомментировал обвинения из США в "избыточных промышленных мощностях" КНР.

— Возобновляемая энергетика появилась в Китае относительно недавно. Каких основных результатов удалось добиться за это время? Какой вклад она внесла на мировом уровне?

— Китай на словах и на деле активно продвигает идею "зеленого" развития, тем самым в полной мере демонстрируя ответственность, характерную для великой державы. За прошедшие 10 лет Китай стал мировым лидером по производству оборудования для альтернативных источников энергии и по использованию чистой энергии. Уровень многих китайских технологий и производства оборудования для новых источников энергии является передовым, сформирована самая большая в мире и самая полная производственная цепочка в этой отрасли. По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (ИРЕНА), в 2023 году на Китай пришлось больше половины вновь установленной мощности возобновляемой энергии в мире. Страна стала важнейшим источником роста объемов электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников.

Наряду со стимулированием развития альтернативной энергетики внутри страны Китай активно укрепляет международное сотрудничество в данной сфере. Ветрогенераторы и солнечные панели китайского производства экспортируются более чем в 200 стран и регионов мира, что дает им, в особенности большому числу развивающихся стран, возможность получать экологически чистую, стабильную и доступную энергию. Это важный вклад Китая в продвижение глобального "зеленого" развития и низкоуглеродной трансформации. За прошедшие 10 лет средняя нормированная стоимость электроэнергии, вырабатываемой на ветровых и солнечных электростанциях, снизилась на 60% и 80% соответственно. Это стало возможным во многом благодаря китайским инновациям, китайскому производству и китайским строительным проектам. Китайские "зеленые" технологии и продукция соответствуют потребностям разных стран в преодолении энергетического кризиса и борьбе с изменением климата и вносят значительный вклад в глобальную "зеленую", низкоуглеродную трансформацию.

— В настоящее время производство автомобилей на новых источниках энергии Китая стремительно развивается, все больше китайских брендов электромобилей завоевывают популярность на российском рынке. Какие этапы становления прошла эта отрасль?

— Прежде всего стоит отметить, что производство автомобилей на новых источниках энергии в Китае основывается на неустанных усилиях страны на протяжении 70 с лишним лет. Оглядываясь на историю становления автомобильной отрасли Китая, отправной точкой которой стало строительство в 1953 году первого автомобилестроительного завода, можно сказать, что Китай прошел путь от отсутствия к наличию, от малого к большому. За последние 10 с лишним лет страна ухватилась за возможности по электрификации и интеллектуализации автотранспорта и совершила успешный переход к производству автомобилей на новых источниках энергии. Конкурентное преимущество китайской отрасли производства автомобилей на новых источниках энергии обусловлено сформированными цепочками производства и снабжения. В настоящее время в Китае завершен процесс становления полноценной отраслевой системы по производству автомобилей на альтернативных источниках энергии, включающий полный цикл производства и снабжения автозапчастями, типовыми для любых видов автомобилей, создана система поставок аккумуляторов, электронных блоков управления, электроприводов, электроники и программного обеспечения, специфичных для автомобилей на альтернативных источниках энергии, и выстроена система сопутствующей инфраструктуры и услуг по подзарядке, замене и утилизации аккумуляторов.

Кроме того, значительный масштаб внутреннего рынка Китая и соответствующий уровень рыночной конкуренции позволили создать огромное пространство для развития данной отрасли. Китай — крупнейший в мире рынок автомобилей и в то же время наиболее открытый автомобильный рынок, на котором иностранные и отечественные производители соревнуются на равных в условиях полноценной конкуренции, что стимулирует быстрый и эффективный переход к новому поколению технологий для производства продукции более высокого уровня. А большой интерес местных потребителей к техническим инновациям создает благоприятные рыночные условия для постоянного внедрения новых технологий по электрификации и интеллектуализации автомобилей на альтернативных источниках энергии в интересах повышения их конкурентоспособности.

— Как в Китае относятся к текущим глобальным тенденциям перехода на новые источники энергии? Как расценивается суждение ряда стран об "избыточных производственных мощностях" в секторе возобновляемой энергетики Китая?

— В последние годы все заметнее проявляется влияние изменения климата на экономику, социальное развитие, экологию и другие сферы разных стран мира. В целях преодоления негативных последствий климатических изменений международное сообщество выработало ряд политических решений и мер. По расчетам Международного энергетического агентства, для осуществления цели по достижению углеродной нейтральности необходимое количество автомобилей на новых источниках энергии в мире к 2030 году должно составить порядка 45 млн, что более чем в три раза превышает мировой объем продаж за 2023 год; совокупная мощность тяговых аккумуляторов к 2030 году должна достичь 3500 ГВт*ч, что более чем в четыре раза превышает общемировой объем производства за 2023 год.

По предварительным расчетам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, для реализации целей по борьбе с изменением климата, установленных Парижским соглашением, к 2030 году совокупная установленная мощность солнечных электростанций должна превысить 5400 ГВт*ч, что почти в четыре раза больше данного показателя за 2023 год. В то же время по состоянию на 2023 год не соответствуют заявленным темпы электрификации транспорта в мире, и для ограничения повышения глобальной температуры существует потенциал улучшения как имеющегося парка электротранспорта, так и его количественной составляющей.

В условиях глобализированной экономики при оценке наличия избыточных мощностей в определенной отрасли ключевыми параметрами являются спрос на мировом рынке и потенциал развития в будущем. С учетом огромной нехватки производственных мощностей "зеленой" энергетики в мире существующие мощности Китая в данной отрасли вовсе не избыточные, как говорят некоторые люди, а крайне недостаточные. Китайский экспорт электротранспорта, литиевых батарей, фотоэлектрической продукции не только обогатил мировое предложение, но и снизил давление глобальной инфляции, существенно поспособствовав борьбе с изменениями климата и ускорению глобального "зеленого", низкоуглеродного трансформационного перехода. А расписываемые отдельными представителями США так называемые избыточные промышленные мощности Китая — это не что иное, как попытка под прикрытием этих ярлыков вести политику протекционизма и продолжать занимать высокодоходные позиции в цепочке создания добавленной стоимости, при этом удерживая Китай как представителя многочисленных развивающихся стран в сегменте с низкой добавленной стоимостью. Это, по сути, является неприкрытым экономическим террором и деспотизмом. На самом деле "избыточны" не промышленные мощности Китая, а тревожность, недостаток уверенности в своих силах США и их всевозможные попытки очернить Китай.

— Недавно США и ЕС объявили о введении повышенных таможенных пошлин на электромобили, ввозимые из КНР. Как Китай оценивает подобные действия?

— Преимущества китайской продукции на альтернативных источниках энергии сформированы под действием рыночного механизма с опорой на колоссальный внутренний рынок и комплексную отраслевую систему. Они возникли в процессе реальной рыночной конкуренции и последовательного внедрения совершенных технологических решений, это результат неустанной работы самих китайских предприятий.

При этом развитие производства продукции на альтернативных видах электроэнергии и экономическая "зеленая" трансформация — это инициатива, единодушно выдвинутая международным сообществом, и совместно имплементируемая практика, страны мира внедряют различные меры поддержки и стимулирования данной отрасли. Некоторые из стран даже на законодательном уровне закрепляют выделение значительных объемов субсидий. Например, в США в Законе об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места и Законе о снижении инфляции прописаны меры финансовой и налоговой поддержки строительства зарядных станций и сборки электромобилей на территории США.

Ряд стран не только предпочитает игнорировать успехи Китая, полученные честным конкурентным путем, — наоборот, они прибегают к необоснованным нападкам и обвинениям, а это по сути своей протекционистские козни. Они в одной руке высоко держат знамя "зеленого" развития, но другой рукой размахивают дубинкой протекционизма, это классическое противоречие и двойные стандарты, это политизация, идеологизация и попытка, прикрываясь защитой национальной безопасности, решать проблемы в торгово-экономической области.

В действительности за последние годы США значительно повысили таможенные пошлины не только на товары из Китая, но и на товары из многих стран Азии, Южной Америки и Европы, перечень затрагивал производственный сектор: продукцию сталелитейной, станкостроительной отраслей, изделия основной химической промышленности, пластиковой промышленности — и теперь он дополнен "зелеными" низкоуглеродными товарами (автомобилями на альтернативных источниках энергии, фотогальваническими элементами и проч.).

В конце концов результатом повышения пошлин стал перенос себестоимости непосредственно на потребителя, что только способствовало росту инфляции, свело на нет усилия стран по сдерживанию темпов ее роста. В долгосрочной перспективе подобные шаги, вопреки ожиданиям, вовсе не будут содействовать развитию собственных отраслей этих стран и будут серьезно замедлять глобальную "зеленую" трансформацию, пошатнут веру в сотрудничество по борьбе с изменениями климата, будут оказывать негативное влияние на решимость предприятий развивать инвестиционное сотрудничество в сфере внешней торговли и в конечном итоге создадут ситуацию с "большим количеством проигравших".

Китай надеется, что эти страны будут объективно, рационально и всесторонне рассматривать требования глобального рынка новых источников энергии и развитие данной отрасли в Китае, справедливо оценивать важную роль китайской продукции в деле глобальной "зеленой" трансформации и откажутся от "двойных стандартов". Китайская сторона готова на основе рыночных принципов укреплять контакты и взаимодействие, расширять отраслевое сотрудничество для совместного содействия развитию глобального перехода к "зеленым" технологиям. В то же время Китай не будет молча бездействовать в отношении злоупотребления протекционистскими мерами и умышленного создания и эскалации торговых трений, будет принимать все необходимые меры по защите своих законных интересов. 

Теги:
Китай