— Антон Андреевич, как вы можете охарактеризовать уходящий год для российской промышленности, все ли удалось сделать, что было запланировано? Что ждет нашу промышленность в предстоящем году?
— В 2024 году производство в обрабатывающей промышленности росло рекордными темпами, причем как в первом квартале, так и во втором. По итогам 10 месяцев 2024 года обрабатывающая промышленность продолжает демонстрировать рост объемов производства к соответствующему периоду 2023 года.
Наиболее высокие темпы роста продолжают демонстрировать такие секторы, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, а также производство автомобильной техники.
В следующем году, как ожидается, на обрабатывающую промышленность будут оказывать эффект две тенденции. Точно позитивно повлияет на рост "обработки" запуск национальных проектов по обеспечению технологического лидерства — это долгосрочный драйвер роста по ключевым направлениям и смежным отраслям.
С другой стороны, на финансовую устойчивость организаций обрабатывающей промышленности серьезным образом влияют макроэкономические условия, в том числе денежно-кредитная политика. Поэтому, конечно, в случае усугубления конъюнктурных ограничений это прямым образом отразится и на прогнозе по росту обрабатывающих производств в 2025 году.
— О каких мерах поддержки идет речь?
— Практическим инструментарием достижения технологического суверенитета в гражданских отраслях промышленности стал комплекс общесистемных мер поддержки, точечно дополненный отдельными отраслевыми мерами. Например, для поддержки прикладных научных исследований в рамках единой субсидии на НИОКР российским организациям выделяются средства на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов. За пять лет поддержано 556 проектов на общую сумму около 83 млрд рублей.
Также по линии ФРП в 2024 году были направлены займы на реализацию 222 новых проектов общей суммой 48,5 млрд рублей. Согласно данным фонда, благодаря мерам государственной поддержки 916 производств по всей стране были открыты либо увеличили выпуск продукции.
Этот год имел крайне важное значение и в плане подготовки почвы для запуска национальных проектов по обеспечению технологического лидерства в следующем году. Минпромторг России будет непосредственно реализовывать четыре проекта, по некоторым направлениям мы являемся соисполнителями. Именно эти направления будут формировать долгосрочные приоритеты и точки роста для обеспечения промышленного развития на длительную перспективу.
— Если перейти к отрасли авиастроения, в июне "Аэрофлот" сообщил, что планирует отказаться от закупки 40 самолетов Ту-214 и 89 самолетов SSJ-100 и заменить их на самолеты МС-21 в рамках ранее заключенного контракта. Минпромторг, по вашим словам, это желание понимает, но решения летом не было. Ведутся ли переговоры с авиакомпанией по этому вопросу, есть ли их предварительные итоги?
— Существуют действующие соглашения между ОАК и "Аэрофлотом", а также договоры между ОАК и лизинговой компанией "Авиакапиталсервис" на поставку техники различных типов. Для предприятий ОАК эти документы являются ориентиром по загрузке производственных мощностей на долгосрочную перспективу, включая Иркутский авиационный завод, производственный центр "Яковлев" в Комсомольске-на-Амуре и Казанский авиационный завод. Под перспективные задачи выстраивается работа предприятий, идет наем и обучение сотрудников, уже реализуются инвестиционные проекты технического перевооружения с государственной поддержкой.
При этом, безусловно, необходимо отметить, что пересмотр портфеля заказов — это право субъекта экономической деятельности.
— Что касается российского МС-21, первый вице-премьер Денис Мантуров заявлял, что самолет может получить укороченную версию. Ведутся ли уже соответствующие разработки и когда может быть запущено его производство?
— Укороченная версия МС-21 находится на этапе эскизно-технического проекта, сформирована команда проекта. Вместе с тем надо понимать, что активная фаза работ должна быть состыкована по срокам с этапом сертификации базовой импортозамещенной версии, поскольку укороченная версия, по сути, является продолжением и развитием базовой.
— Вы говорили о том, что России нужен собственный самолет для дальнемагистральных перевозок и опираться стоит на семейство Ил-96. Сейчас самолет эксплуатируется только специальным летным отрядом "Россия". По-прежнему планируется модернизация самолета для последующего использования в коммерческих перевозках? Когда планируется приступить к проекту?
— Стране с такой протяженностью в пространстве, как наша, с моей точки зрения, нужен свой дальнемагистральный самолет. Платформа Ил-96 хорошо себя зарекомендовала и, несмотря на достаточно серьезный период присутствия в эксплуатации, обладает значительным потенциалом развития и модернизации.
Сейчас реализуется проект модернизации воздушного судна. Самолет получил, помимо прочего, новый навигационный комплекс, увеличенную пассажировместимость.
— Одна из наиболее заметных для россиян отраслей — автопром. Продажи автомобилей, несмотря на падение в ноябре и ожидаемое снижение в декабре, по итогам 2024 года все равно выйдут в плюс? Каких продаж и производства автомобилей в РФ в 2025 году ждет Минпромторг?
— По итогам 11 месяцев текущего года динамика продаж все еще положительная — реализовано более 1,689 млн штук, что на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объемы реализации машин отечественного производства увеличились на 30% и превысили 754 тыс. штук. Однако в ноябре по отношению к "рекордному" октябрю в целом по рынку уже есть заметное снижение — на 27% месяц к месяцу.
По объемам выпуска автомобилей всех сегментов рассчитываем на положительную динамику, ориентировочно по итогам года превысим планку 950 тыс. штук. Это на 13% больше показателя в целевом сценарии нашей стратегии развития автопрома на 2024 год и на 31% больше, чем за 2023 год.
Но следующий год и для авторынка, и для автопроизводителей станет более сложным, чем 2024-й. Продолжает усиливаться внешнее санкционное давление, отрасли необходимо подстраиваться под стремительно меняющийся макроэкономический климат. Как я уже отметил, к концу этого года мы отмечаем признаки постепенного замедления динамики спроса, сокращается рынок автокредитования, снижается потребительская активность.
Показатель по объемам рынка в стратегии на следующий год с учетом текущих условий достаточно амбициозный — 1 млн 577 тыс. штук. Около 1,3 млн из этого объема — цель по сегменту легковых автомобилей, чуть менее 100 тыс. штук — по легким коммерческим автомобилям. Показатель по объемам производства в стратегии на следующий год — почти 1,1 млн штук. Но, опять же, на достижение этой планки будут напрямую влиять макроэкономические факторы и наличие платежеспособного спроса.
— Законопроект об обязательной доле российского вина в меню и винных картах ресторанов в настоящее время находится на рассмотрении. Сейчас в нем предлагается установить долю отечественного вина 20%. Поддерживаете ли вы увеличение этой доли в дальнейшем?
— Изначально законопроектом о винной полке предполагалось закрепление обязательной доли российского вина в винной карте объектов общественного питания, а также в ассортименте розничных торговых объектов на одном уровне — 20% от общего количества наименований вин. Ведь пока что у российских потребителей ограничены возможности ознакомиться с ассортиментом отечественных производителей, в том числе из-за того, что в объектах общественного питания и розничной торговли доминируют иностранные бренды.
Мы хотим это исправить. Подчеркну — здесь не идет речи об алкоголизации, но спрос на вино нужно перераспределить в пользу отечественной продукции. Тем более что виноградарство и виноделие исторически являются традиционными отраслями для многих южных субъектов РФ и играют в их экономике важную роль. Динамика роста сферы виноградарства также этому благоприятствует. И все это может повлиять и на развитие смежных отраслей, например, сельского туризма и развития сельских территорий.
Поэтому мы планируем включить в законопроект механизм, предполагающий возможность дальнейшего поэтапного повышения доли отечественного вина в розничной торговле и объектах общественного питания. В частности, это станет стимулом для существенного увеличения числа виноградников, развития производства и насыщения рынка прекрасным отечественным продуктом.
— В сентябре Минпромторг опубликовал очередной приказ об изменениях в перечень товаров для параллельного импорта. При этом позднее сообщалось, что министерство готовит новые изменения. Когда планируется обновить документ и какие товары могут дополнить обновленный перечень, а какие, наоборот, могут быть исключены?
— Перечень параллельного импорта — это динамично развивающийся документ. Мы планируем его очередное обновление в первом квартале 2025 года. Изменения будут носить точечный характер. При этом мы однозначно будем продолжать сокращать количество позиций в его рамках — это тенденция.
В целом за период действия механизма мы отмечаем снижение объема импортируемой в рамках механизма продукции с $4 млрд до $3 млрд в месяц. В первую очередь это касается сегментов одежды, обуви и электроники. Таким изменениям, конечно, сопутствует развитие наших производств и вывод на рынок новой отечественной высококачественной продукции.
Кроме того, меняется структура поставок, больше поставляется альтернативной продукции из дружественных стран.
— Есть ли в целом у Минпромторга оценка, когда можно будет окончательно уйти от параллельного импорта?
— Напомню, что основными целями механизма параллельного импорта является насыщение потребительского рынка и поддержка производственной активности промышленных предприятий в текущих экономических и геополитических условиях. Поэтому исключение продукции из перечня параллельного импорта должно происходить очень взвешенно, аккуратно, без ущерба для отечественных отраслей промышленности и без возникновения ситуации с недостатком или отсутствием продукции для потребителей.
Параллельный импорт — это инструмент, позволяющий преодолеть санкционное давление. Поэтому в случае возврата ушедших производителей на российский рынок или полного замещения иностранной продукции отечественной либо продукцией из дружественных стран потребность в этом механизме пропадет сама собой.
— Действие повышенных пошлин на некоторые товары из недружественных стран продлено на 2025 год. Планируется ли расширение перечня? Какие товары еще могут в него войти?
— В первую очередь отмечу, что у нас "на столе" всегда находится пакет предложений, по которым российские производители хотели бы увеличить уровень тарифной защиты или в иных формах обеспечить защиту внутреннего рынка. Это не только повышение пошлин на товары из недружественных стран, но и увеличение "горизонтальной" тарифной защиты в рамках ЕАЭС.
Сейчас делаем упор на точечное обнуление ввозных таможенных пошлин, в том числе в рамках широко применяемого в ЕАЭС механизма предоставления инвестиционной тарифной льготы в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС.
Что касается пошлин в отношении недружественных стран, то наш базовый подход в вопросе установления повышенных ввозных пошлин на продукцию из недружественных стран — это наличие собственного производства, по объемам и качеству продукции не уступающего аналогам из недружественных юрисдикций.
Уже принят ряд решений, в том числе о продлении этого механизма на следующий год. Планы по расширению перечня товаров на 2025 год у нас есть. Отмечу, что мы планируем сделать акцент в большей степени не на потребительский сегмент, а на промышленные товары.