Вадим Гаглоев: зрителю все равно, в каком подчинении находится цирк

Вадим Гаглоев. Юрий Машков/ ТАСС
Вадим Гаглоев
Генеральный директор Росгосцирка рассказал о том, что, по его мнению, стало причиной конфликта с артистами, и что нужно сделать, чтобы избежать таких ситуаций в будущем

В начале октября в Российской государственной цирковой компании разгорелся скандал: из-за несогласия с политикой руководства Росгосцирк один за другим стали покидать артисты, причем артисты известные, династийные, лауреаты международных фестивалей. Некоторые из них не только работали на манеже, но еще были прокатчиками программ и задолжали госкомпании крупные суммы. Генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев рассказал в интервью ТАСС о том, что, по его мнению, стало причиной конфликта, и что нужно сделать, чтобы избежать таких ситуаций в будущем, нужно ли кормить морских львов горбушей, а также о том, почему он был вынужден подать на ушедших прокатчиков в суд, и как собирается оптимизировать работу компании, чтобы вывести ее на самоокупаемость.

Бюджет и зарплаты

- Вадим Черменович, сколько денег выделено из федерального бюджета на развитие компании "Росгосцирк" в следующем году?

- Субсидии на следующий год - 750 миллионов рублей. Для сравнения: в этом году было 850 миллионов рублей, а начиная с 2011 года был миллиард. С 2014 года мы начали часть субсидий тратить на капитальный ремонт зданий цирков. Раньше субсидия тратилась только на содержание. Первый отреставрированный цирк открылся в Иваново 30 октября. 15 декабря откроется отреставрированный петербургский Цирк на Фонтанке, 18 декабря - Тульский. Сроки сдачи немного сдвинулись по всем трем циркам, потому что при начале работ вскрылись серьезные нюансы, которые требовали дополнительного проектирования. Плюс - начало проектных работ было еще в 2013 году, то есть все проекты нам достались в наследство, и у нас были вопросы к качеству проектной документации.

- Какой процент госсубсидий будет потрачен на реконструкцию и строительство цирковых зданий, и какой - на создание новых программ, зарплаты артистов и содержание животных?

- Бюджет Росгосцирка наполняется не только за счет госсубсидий, но и за счет собственных средств, которые тоже являются собственностью государства ввиду нашего статуса, но все-таки это деньги от проката, от сопутствующих услуг. Госсубсидии - это 30 или чуть больше процентов  нашего бюджета. Раньше этот миллиард весь тратился на содержание, сейчас мы тратим только половину, а вторая половина идет на капремонты. Такая ситуация нам установлена концепцией развития циркового искусства в России. Сейчас мы в Минкультуры выступили инициаторами внесений изменений в эту концепцию, конкретно в ту ее часть, которая касается Росгосцирка. Но вся концепция для всех цирковых организаций страны предусматривает выход на самоокупаемость к 2020 году.

- Я от многих цирковых деятелей слышу, что самоокупаемость Росгосцирка невозможна, что без госдотаций не прожить.

- Мы не собираемся без госдотаций проживать, но установка такая, чтобы госдотация шла исключительно на модернизацию и развитие цирков, а не на содержание и прокорм. И то, что Росгосцирк не может быть самоокупаемым, - это вопрос дискуссионный. Если артисты - наши, мы не платим за здание, программы у нас лучше, чем у передвижных цирков, то почему эти цирки - прибыльные, а компания, у которой такая мощь в кулаке, вдруг оказывается неприбыльной? У нас, надо признать, посещаемость низкая, в наследство нам достались не самого хорошего качества номера.

- Что вы уже сделали для выхода компании на самоокупаемость?

- Недавно Счетная палата проверяла работу Росгосцирка именно с точки зрения выполнения концепции - что мы делаем для ее реализации. Тут очень много шагов нужно предпринять. Потому что наследство нам досталось сложное, мягко говоря. Это и 700 миллионов рублей долга, и отсутствие любых системных и кадровых решений. На момент моего прихода в компанию в качестве руководителя в Росгосцирке не было единого бухгалтерского учета. При наличии современных методов управления и контроля, связь между цирками осуществлялась посредством факса, мне приносили такие рулончики. Не было учета животных. Животные 1970 года рождения числились как живые. Мы списали сотни животных по причине их естественной убыли. Не было учета имущества - транспорта, света, звука, где все находится, в каких программах задействовано, кому передано.

 - Артисты жалуются на низкие зарплаты. Удалось ли что-то сделать для их увеличения?

- Низкие зарплаты у артистов были и пять лет назад. А мы тарифицировали сейчас 140 номеров. Это несколько сотен артистов, у которых возросли зарплаты. Но это не просто увеличение зарплат, а новый подход к формированию программ. Я смотрю программу, в которой, например, два номера с жонглерами и у каждого жонглера по два ассистента. А если бы были два ассистента на два номера, то они могли бы получать больше, чем четыре. А если бы еще, например, один жонглер ассистировал другому, то два человека получали бы больше, чем шесть. И мы начали вводить такое формирование программ. Я простой пример вам приведу. На фестивале в Латине дрессировщик работал с восьмью хищниками  - великолепный аттракцион. Так вот, в этом номере работают три человека, включая дрессировщика и ассистента. А у нас в подобном номере будут работать девять человек, потому что у нас не все артисты сами дрессируют животных, а еще есть рабочие по уходу за животными. У нас уже целый ряд программ вышли на западный вариант, когда рабочие работают на программу, а не на один номер. Такой подход снижает стоимость программы и позволяет увеличивать зарплаты. Еще я хочу, чтобы программа работала не один год, потому что сейчас за год она проезжает максимум восемь цирков, а их у нас на данный момент в работе 35. Соответственно, нужно пять лет, чтобы программа проехала по всем циркам.

Золото на фестивалях и "коррупция чистой воды"

- Когда вы пришли в Росгосцирк, то начали говорить о низком качестве программ и аттракционов. Какие программы были созданы за последние два года, какие из них успешные, а какие собираетесь расформировать?

- Мы сейчас подготовили положение о прокате, в котором мы определяем, кто такой прокатчик, кто такой продюсер - это разные понятия. В Росгосцирке прокатчики появились в 1990-е годы. Это, как правило, сотрудники компании: артисты и руководители программ. Насколько это правильно - не понятно. Но ясно одно: если мы не разделим это понятие - артист и прокатчик - на две части, мы никогда не прекратим конфликтные ситуации. У нас нет проблем с артистами. Проблема в том, что одновременно артисты являются прокатчиками. Положения о прокате не было, не было единого маршрута. Гендиректор решал, куда кто едет, и на какие отчисления. Мы делаем так, чтобы маршрут для всех был один, и расчет стоимости программ для коммерческого проката складывается из стоимости цирка и стоимости программы в этот период. Это делается для того, чтобы мы не датировали за счет государственных средств коммерческие программы. Я могу за счет госсубсидий погашать убытки программ Росгосцирка, если таковые есть.

СЛОВАРЬ ЦИРКОВЫХ ТЕРМИНОВ

Прокатчик цирковой программы - человек, который набирает номера в цирковую программу и возит ее по циркам, получая часть прибыли от продажи билетов и расплачиваясь за аренду цирка. В 90-х годах в России сложилась экономическая ситуация, при которой артисты и художественные руководители аттракционов стали заниматься еще продюсированием и прокатом программ, при этом инвестируя в реквизит, костюмы, привлекая к постановкам хореографов, композиторов, кордебалет.

Цирковой маршрут - график гастролей цирковых программ в разных цирках.

"Русская палка" - цирковой жанр, выросший из традиционного циркового акробатического жанра вольтиж. Два нижних вольтижера держат деревянные брусья или алюминиевые трубы, верхний гимнаст исполняет на них акробатические номера.

 

Но для коммерческих программ я по закону не могу это делать. В Росгосцирке всегда существовала клановость - династии при власти и не при власти. И все находились в разных условиях. Но условия проката должны быть абсолютно прозрачными. По крайней мере, мы к этому стремимся. Не должен гендиректор решать, за какие деньги идет коммерческая программа, и по какому маршруту она двигается. Иначе это коррупционная составляющая. И за долгое время люди привыкли к этому. Второе - что такое прокатчик? Берет, например, Мстислав Мстиславович Запашный программу, состоящую из номеров Росгосцирка, и везет ее на коммерческих условиях, не вкладывая свои деньги.

- Но ведь не по своей воле в 1990-е годы артисты и руководители номеров стали прокатчиками, и они вкладывали свои деньги для улучшения качества программ Росгосцирка.

- Да, и тут лучший пример - создатель "Королевского шоу" Гия Эрадзе. Он не прокатчик, а продюсер, который вместе с Росгосцирком вкладывается в создание программ и дальше уже осуществляет их коммерческий прокат. Так же работает Таисия Корнилова. Прокатчик, в отличие от продюсера, это для меня - администратор, который должен за свои пять или три процента от продажи билетов возить программу. Самое главное - чтобы мы вместе с продюсером создали программу, обеспечили ее маршрутом, и чем лучше она идет, тем больше дохода будет у обеих сторон. Но знаете, что самое интересное - когда я посмотрел показатели программ, которые прокатывали в прошлом сезоне Мстислав Запашный и Сергей Нестеров, я увидел не минусы, а плюсы по прокату. У меня возникают вопросы: а почему тогда у них существуют долги перед Росгосцирком, почему не идут отчисления?

- То есть их программы прибыльные?

- Они не убыточные. И у них есть основа, чтобы расплачиваться с Росгосцирком. Но люди так работать не привыкли. И мне в открытую некоторые говорят: "Ну вы же получаете субсидию от государства. Не должен цирк столько стоить". Иными словами, они хотят платить меньше. Но я говорю: "Нет, ребята, меньше вы платить не будете, иначе Росгосцирк идет в убыток". И я не могу государственными деньгами субсидировать коммерческую программу. Это коррупция чистой воды.

- Сейчас продюсеры-прокатчики, создатели успешных программ говорят, что им становится невыгодно ездить по циркам. Они платят и РАО, и себестоимость цирка, растут налоги, и это тоже приходится покрывать прокатчикам.

- Если вдруг, в какой-то момент кому-то становится невыгодно работать на этих условиях продюсером, то он и не должен им работать. Пусть работает артистом или художественным руководителем аттракциона. Я, например, в прошлом году хотел запустить наши новогодние представления в "Олимпийском", но мне назвали цифру, которая была очень невыгодна Росгосцирку, и сказали: "Не выгодно - не работайте". Это же бизнес. Я же не могу сказать, что менеджеры в "Олимпийском" убивают российский цирк, я же не говорю им: "Покажите расчет, почему такие высокие цены". Я никого не заставляю работать продюсерами. Наоборот, Мстиславу Запашному и Сергею Нестерову я говорю: "Вам, наверное, не нужно работать продюсерами, не получается что-то. Работайте артистами, посмотрим тарификацию, какие зарплаты можно сделать, как оптимизировать затраты и расходы". Гия Эрадзе возит 180 человек, но я же ему ничего не говорю. Пусть возит хоть 300, потому что он выполняет условия коммерческого проката. Но как только он захочет работать только артистом, будет работать только артистом.

- Но Сергей Нестеров, например, ушел из Росгосцирка не из-за долгов от проката, а потому что его аттракцион, который потом завоевал два золота на международных фестивалях и был приглашен в Монте-Карло, хотели расформировать, раскритиковали и, как он утверждает, в нетактичной манере.

- Вот это зря, не говорил, что мне не понравился его аттракцион с тиграми, конкретно к этому номеру вопросов не было. Проблема наша еще в другом: золото на "Идоле", золото в Монте-Карло никак не монетизируются в прокате. 

- А на зарплаты артистов никак не влияют такие высокие награды?

- На зарплату артистов влияют только сборы от проката программ. Хотя победы, конечно, влияют на тарификацию, комиссия это учитывает.

- Но мне кажется, и для афиши, и для рекламы это важно. Когда зрители видят звездный состав участников программы, они скорее купят билет, разве нет?

- Вот, не работает это. Более того, я сам - президент фестиваля и знаю всю эту кухню изнутри. К примеру, на недавно прошедший в Китай фестиваль от Росгосцирка должен был ехать Шатиров с акробатическим номером "русская палка", но он не смог. Тогда поехал Лебедьков со своим коллективом, тоже с номером "русская палка", но очень "сырым". Я хотел отправить другой номер, но президенту фестиваля была нужна именно "русская палка", от других номеров он отказывался.

- В компании "Росгосцирк" не было уже готового номера "русская палка"?

- Были, но в этот период времени свободным оказался только коллектив Лебедькова. То есть, смотрите, я как президент фестиваля говорю, что мне для программы нужны такие-то номера. Таким образом, я де-факто уже распределяю места. Хотите, я вам скажу заранее, не ездя ни на какой фестиваль, зная состав жюри и участников, кто какое место получит, и не ошибусь? Вся эта фестивальная тусовка важна только нам, цирковым. Наша большая проблема, что никто, кроме нас, не знает и золотых лауреатов. То есть мы с вами плохо работаем над этим.

- Я внимательно изучила ваши интервью разным изданиям про долги Нестерова и Запашного Росгосцирку. Почему везде вы называете разные цифры?

- Долг Нестерова и Запашного складывается из двух вещей - из прямого долга и пеней, которые набегают. У нас существует дебиторская комиссия, которая определяет, что делать с должником. И конкретно долги Нестерова после решения комиссии были уменьшены. Мы пошли ему навстречу, сняли пени, дали маршрут, чтобы он смог отработать и погасить долги. Это называется реструктуризация долгов. В банке такая процедура тоже есть. Кстати, это было одной из претензий ко мне Счетной палаты. Меня спросили, насколько я был лично заинтересован в уменьшении суммы долгов. Я ответил, что никак не заинтересован, что это артисты, и им надо дать возможность отработать. Не сможет Нестеров заплатить, и эти долги будут для меня безвозвратными. Мы подписали с Нестеровым договор, где прописана сумма долга, она зафиксирована. У нас же госпредприятие. И при том, что мы идем навстречу, я получаю претензии правоохранительных органов и еще непонимание со стороны должника. С долгами Запашного я тоже готов разбираться, договариваться, готов расписать для него маршрут.

- Но в суд вы на них подали тем не менее?

- Я вынужден был это сделать, так как они уволились из компании. Если я не подам иски, то у меня спросят, насколько я заинтересован в том, чтобы эти долги не были возвращены государству. Боюсь, что Нестеров и Запашный до сих пор не отдают себе отчета во всей серьезности этой ситуации, за ними до сих пор числится государственное имущество, которое они, уволившись из Росгосцирка, должны были сдать.

- А есть должники среди тех, кто сейчас прокатывает программы Росгосцирка?

- Нет. Если у вас есть долг по арендной плате за помещение, которое находится в государственной собственности, то через два платежных периода, если вы долг не гасите, с вами прекращается договор.

- Есть ли возможность сесть за стол переговоров с уволившимися артистами и попытаться разрешить конфликт?

- Безусловно, есть. Мы на заседании в Минкультуры предложили на обсуждение новое положение о прокате. И решение было такое - мы его обсуждаем, размещаем на сайте Росгосцирка, потом в Союзе цирковых деятелей, на нейтральной площадке, со всеми еще раз обсуждаем. Но такой документ должен быть, иначе как регламентировать работу - никому не понятно, как потом будет ее проверять Минкультуры, Счетная палата или любой другой ревизионный орган - тоже не понятно. Должен быть документ, который все это ставит на места. Он нужен как мне, так и прокатчикам. Регламент коммерческих отношений должен быть.

Что будут есть морские львы

- Одной из главных своих задач на посту гендиректора Росгосцирка вы видели именно "раскрутку" имен цирковых артистов, чтобы они, как в советские времена, были столь же узнаваемыми, как артисты кино и театра. Получилось открыть звезд?

- Премия "Мастер", которую впервые вручали в этом году в Сочи, как раз и ставит такую задачу. И это не фестиваль, а итоги работы - это как "Оскар". Там 12 номинаций. "Мастером" отмечается не только артист, но и хореограф, и продюсер, и режиссер. Мне в Латине предложили ввести 12-ю - "Фестиваль года".

- Кстати, "Артистом года" на "Мастере" был назван Василий Тимченко с аттракционом "Морские львы". А потом он уволился из Росгосцирка. Одна из причин его ухода - за сентябрь он получил зарплату 25 тысяч рублей. А вторая - то, что Росгосцирк не кормил его животных.

- Василий Тимченко - замечательный артист, звание "Артист года" он, безусловно, заслужил. И мне очень жаль, что он уволился. Зарплату он получает по полной ставке, больше я ее поднять не могу. И в том числе Росгосцирк сделал из Василия Тимченко звезду. А нормы кормления его животных я не поменял. Я только озвучил свои мысли по этому поводу и дал поручение своим службам их рассмотреть. Номер Тимченко стоит Росгосцирку около полутора миллионов рублей, это вместе с кормами и зарплатами. То есть в год это почти 10 миллионов рублей. И когда я посмотрел нормы кормления, у меня возникли к ним вопросы.

- Тимченко утверждают, что у них самая дорогая рыба в рационе морских львов - горбуша. Никаких тигровых креветок и осетрины, как вы утверждаете, там нет.

- А зачем горбуша? И почему в таком случае этот номер так дорого стоит? Говорят, что тиграм мяса не докладываю, так вот, в цирке - ровно наоборот. Зачастую дрессировщики специально заводят какое-нибудь животное, например, шимпанзе, и тогда можно в магазин вообще не ходить. Я спросил у того же Николая Кобзова, владельца частного цирка на Украине, чем он кормил морских львов. Оказывается, килькой. Кстати, это естественный рацион питания этих животных - очень жирная и полезная рыба. Для сивучей все равно - он же рыбу глотает, не жует. И таких закулисных вещей в цирке накопилось. Я не собираюсь морить голодом животных. Я просто сказал, что нормы кормления, которые были утверждены в прошлом столетии, нужно пересмотреть. Очень многие питомники, конезаводчики перешли на современные корма. Сейчас выпускается очень много витаминов и добавок.

 

- Но животные при переводе на другой рацион питания могут пострадать. Даже у собак, которым меняют марку сухого корма, бывают проблемы. А мы говорим о животных, занесенных в Красную книгу, которые, за счет цирка в том числе, сохраняют популяцию.

- Мы еще никого не перевели на другой рацион. Никто же не говорит о резком переходе. Сначала мы будем советоваться со специалистами - дрессировщиками, учеными.

- Еще одной причиной увольнения из Росгосцирка династии Тимченко было то, что Росгосцирк задолжал поставщикам кормов для их животных. Это правда?

- И это не правда. У нас есть кредиторская и дебиторская задолженности перед поставщиками. И корма в таком количестве не оплачиваются по факту, существует кредиторская задолженность на поставку. У любого ресторана так же. Питание же поступало. Задолженность как-то повлияла на состояние животных, на уход за ними? Нет, не повлияла.

"Темные стороны" зарубежья и "Золушка" Чинизелли

- Династия Майхровских, по их словам, ушла, в частности, потому что вы не пустили их на гастроли в Китай. Почему?

- Мы не договорились с китайской стороной, как не договариваемся и с японцами. Я не собираюсь отправлять за границу артистов и программы в убыток компании. Хватит быть гастарбайтерами. В этих зарубежных делах много темных сторон. Например, я приезжаю в Японию и смотрю, за сколько мы отработали, сколько контракт стоит, сколько мы потратили, чтобы артистов доставить, а все расходы за счет компании "Росгосцирк". Так вот, в Японии 70 представлений в больших залах. Посмотрел, сколько стоит билет, какое количество зрителей. Умножил одну цифру на другую, у меня получилось семь миллионов долларов. Вопрос - а почему Росгосцирк имеет по контракту 350 тысяч долларов, если это целиком наша программа? И при этом в Японии нигде нет упоминания, что это Русский цирк выступает. Там просто Большой цирк. Сейчас японцы опять предложили нам убыточные условия, и они опять собираются на этом заработать. Значит, кому-то было выгодно, чтобы зарубежные гастроли были убыточны? А ведь выручка от них идет в фонд зарплат артистов, которые потом меня спрашивают: "Почему у нас зарплаты маленькие?". А за счет чего они будут больше, если что ни возьмешь, работает в убыток компании? За счет госсубсидий мы можем повысить зарплаты, но тогда завтра разрушатся цирки.

"Дорожная карта"

- 15 декабря откроется отреставрированный Цирк на Фонтанке. Как вы себе видите развитие этого цирка? Как будете использовать творческий потенциал его худрука Вячеслава Полунина?

- Вот, кстати, с Полуниным у меня нет разногласий, мне с ним достаточно комфортно работать, мы все время обсуждаем творческие вопросы. Когда обсуждали церемонию открытия, он предложил открыть спектаклем "Золушка", который потом будет идти в прокате. Я сказал, что должна быть специальная программа открытия, потому что к нам придут такие гости, у которых есть ограничение по времени. Спектакль не должен идти больше полутора часов. Для церемонии мы предложили пару смешных вещей. Это будет сделано в традиционном стиле основателя петербургского цирка Чинизелли. После открытия в Цирке на Фонтанке будет идти спектакль "Тысяча и одна Золушка. Бал у Чинизелли". Там будут работать и приглашенные зарубежные звезды, и номера Гии Эрадзе. "Золушка" - это визитная карточка Чинизелли. Мне кажется, надо отдать дань истории. А в феврале-марте будет работать программа с участием Олега Попова. И это будет больше цирковая программа, в отличие от "Золушки", которая больше шоу. Я хочу, чтобы этот цирк был премьерным. Работать на Фонтанке должно быть престижно для каждого артиста, как для артистов оперы и балета - в Большом театре. Программы и артистов нужно раскручивать в этом цирке, и уже дальше они пойдут в прокат. Тут наша задача - дать Полунину творить.

- Буквально в прошлом году Краснодарский цирк был передан из системы Росгосцирка в ведение региона. Почему сейчас встал вопрос о его возвращении в федеральное подчинение, в Росгосцирк?

- Было решение правительства передать Краснодарский цирк региону с условием, что регион проведет его реконструкцию. И это нормально. Ведь зрителю все равно, в каком подчинении находится цирк - федеральном или региональном, тем более что все равно это государственная площадка, которая могла бы работать в рамках нашего циркового конвейера. Но за более чем год, как цирк передан, там не происходит ничего. И было принято решение: от имени рабочей группы Минкультуры обратиться к губернатору Краснодарского края с вопросом о планах. И если реконструкции в этих планах нет, то мы могли бы стать инициаторами выхода в правительство с вопросом о возвращении цирка в Росгосцирк. Потому что мы заинтересованы в том, чтобы работы там были сделаны. В этом ничего криминального нет - сначала были возможности у региона, потом, в связи с трудной экономической ситуацией, их не стало. Нужно просто честно сказать об этом. У Росгосцирка есть целая "дорожная карта" по ремонту и реконструкции цирков, и мы могли бы включить в нее и Краснодарский цирк.

Беседовала Светлана Вовк.

ТАСС, Москва