О том, приносит ли результаты начатая в России борьба с откатами, чем грозят чиновникам недостоверные декларации и как возмещаются "космические" суммы ущерба от коррупции, в Международный день борьбы с коррупцией в интервью ТАСС рассказал первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман.
- В этом году впервые конференция государств - членов Конвенции ООН против коррупции прошла в России, в Санкт-Петербурге, и ее ключевой темой стало партнерство государства и бизнеса в противодействии коррупции и борьбе с ней. Насколько успешно удается вести диалог с бизнесом?
- На современном этапе вопросы защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства и свободы экономической деятельности стали первостепенными в работе прокуратуры. Это самостоятельное направление работы прокуроров с 2008 года, уже накоплен значительный опыт партнерского взаимодействия с предпринимательским сообществом.
С 2012 года в Генеральной прокуратуре по соглашению с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей действует рабочая группа, куда входят прокуроры, представители Следственного комитета, МВД, Минэкономразвития, Торгово-промышленной палаты, Агентства стратегических инициатив, общероссийских организаций предпринимателей "Опора России", "Деловая Россия", РСПП. Во всех прокуратурах субъектов РФ работают Общественные советы по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволяет своевременно принимать меры по устранению проблем - несовершенства законодательства, наличия коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах или их проектах, административных барьеров при оказании публичных услуг, а часто и конкретных фактов коррупции и нарушения прав предпринимателей.
Эта работа постоянно находится в орбите внимания Генеральной прокуратуры. Только за 10 месяцев этого года прокурорами выявлено 145 тыс. нарушений закона в этой сфере, принесено более 22 тыс. протестов, направлено в суды 2700 исков, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 20 тыс. должностных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 87 уголовных дел.
Здесь наша первоочередная задача - выявление и устранение препятствий, мешающих развитию предпринимательства.
- Помогают ли прокурорские проверки наводить порядок в сфере госзакупок?
- В течение уже нескольких лет такие проверки проводятся на системной основе, поскольку речь идет об огромных бюджетных средствах. Под самым пристальным вниманием - сферы ЖКХ, дорожного и жилищного строительства, транспорта, здравоохранения, социального обеспечения и гособоронзаказа.
Во многих субъектах Российской Федерации установлены случаи неисполнения требований о контрактной системе, что влекло существенные нарушения при использовании бюджетных средств и создавало условия для коррупционных проявлений и ограничения здоровой конкуренции. Повсеместно нарушаются требования закона, регулирующие размещение в сети Интернет планов-графиков закупок, а также формирование и ведение реестра закупок. К примеру, в этом году только прокуратурой Хабаровского края внесено 163 представления в адрес руководителей заказчиков.
Благодаря вмешательству прокуроров пресечены факты заключения контрактов без проведения конкурсов, завышения цены контрактов, неисполнения требований при организации и проведении конкурсов. Значительное количество нарушений допускается членами аукционных, конкурсных и котировочных комиссий при рассмотрении заявок, принятии решений о допуске либо отказе в допуске к участию в торгах, определении победителей торгов. Так, на Камчатке победителем аукциона на право строительства фельдшерско-акушерского пункта с начальной ценой контракта 39,2 млн руб. признана организация, не имеющая необходимого свидетельства о допуске к строительным работам. Зачастую круг участников торгов ограничивался путем включения незаконных условий или неправомерного сокращения сроков подачи заявок.
Проверками вскрыты факты аффилированности членов конкурсных комиссий и участников торгов, признаки сговора между ними. Распространены и факты заключения договоров без надлежащего банковского обеспечения и предоставления фиктивных банковских гарантий.
Особую обеспокоенность вызывают преступления в данной сфере, в структуре которых мошенничество, присвоение и растрата, коммерческий подкуп и взятки.
- В России разрабатывалась система мер по борьбе с откатами. Удалось ли ее создать и есть ли первые результаты?
- Да, такая работа ведется, первые результаты уже есть. Генеральной прокуратурой совместно с МВД, Федеральной антимонопольной службой и рядом других ведомств уже реализуется межведомственный план мероприятий по предупреждению и пресечению откатов за исполнение государственного и муниципального заказа.
Прокурорами, в частности, обеспечено необходимое вмешательство в целях пресечения правонарушений, не связанных с совершением уголовно наказуемых деяний. Так, прокуратура Магаданской области приняла меры прокурорского реагирования в связи с ненадлежащим осуществлением региональным министерством строительства и ЖКХ функций заказчика в рамках контракта на выполнение работ по возведению областного онкологического диспансера стоимостью 1,5 млрд руб.
Прокуратурой Тюмени возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц городской администрации в связи с нарушением порядка информационного сопровождения контракта на выполнение работ по реконструкции улиц общей стоимостью 2,7 млрд руб.
В ряде случаев нарушения напрямую связаны с коррупционными преступлениями. Так, в августе возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств, выделенных на реконструкцию второй летной зоны аэропорта Домодедово в рамках программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу в размере 3,03 млрд руб.
В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении одного из руководителей коммерческой организации, который пытался получить незаконное вознаграждение в виде подкупа за подписание актов выполненных работ по договору на поставку оборудования, заключенному в рамках подготовки к строительству транспортного перехода через Керченский пролив.
Всего за 9 месяцев в сфере закупок органами прокуратуры вскрыто и пресечено почти 106 тыс. нарушений закона. Только органами МВД выявлено более 300 преступлений, связанных с госзаказом, из них 128 - коррупционной направленности.
- Одна из антикоррупционных мер - декларации о доходах, которые подают порядка 1,5 млн чиновников. Второй год они обязаны отчитываться и о расходах. Насколько эффективен механизм контроля за их достоверностью?
- Механизм проверки представляемых сведений о доходах уже давно отработан. Такие проверки проводятся прокурорами повсеместно, а с 2011 года - на постоянной основе. В последнее время выявляемые нарушения в большей степени связаны с небрежностью заполнения справок. Факты непредставления сведений о доходах носят единичный характер. Такого результата удалось добиться проведением регулярных проверок, настойчивой позицией прокуроров по привлечению виновных лиц к строгой ответственности, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.
С другой стороны, прокурорами с учетом в том числе официальной информации из дополнительных источников (ФНС России, Пенсионный фонд РФ, Росреестр и т. п.) проверки стали проводиться более тщательно, что привело к выявлению существенных нарушений, таких как сокрытие сведений о наличии доли в уставном капитале коммерческой организации, деятельность которой сопряжена с возможностью возникновения конфликта интересов, о наличии в собственности земельных участков и недвижимости, дорогостоящих автотранспортных средств.
Что касается расходов. Органы прокуратуры проверяют соответствие доходов и расходов госслужащих в определенных законом случаях. Такая практика начала формироваться сравнительно недавно.
За последние два года прокурорами выявлен 171 случай нарушения требований законодательства о представлении сведений о расходах. По каждому проведены проверки. По их результатам в тех случаях, когда чиновники не смогли обосновать источники приобретения дорогостоящего имущества, прокуроры направили иски в суд об обращении такого имущества в собственность государства. Уже подано 8 таких исков на общую сумму свыше 116 млн рублей. Два из них уже удовлетворены судами.
Например, служащая одного из исправительных учреждений ГУФСИН России по Свердловской области не смогла подтвердить источник доходов, за счет которых она приобрела автомобиль Toyota Land Cruiser стоимостью свыше 2 млн рублей. При этом ее доход за три года составил чуть более миллиона рублей. По иску прокурора суд обратил это имущество в доход государства. В другом регионе рассматривается исковое заявление к двум депутатам областного законодательного органа об обращении в доход государства 31 объекта недвижимости стоимостью более 71 млн рублей.
И это только начало. Прокуроры ориентированы на существенную активизацию работы в этом направлении.
- Насколько значимой стала ответственность за недостоверные и неполные сведения о доходах или расходах чиновников?
- Федеральный закон "О противодействии коррупции" предусматривает, что они могут быть уволены с формулировкой "в связи с утратой доверия" за непредставление или представление недостоверных или неполных сведений в отношении себя, своих супругов и несовершеннолетних детей.
Так, в прошлом году на основании актов прокурорского реагирования эта мера ответственности была применена к 61 лицу, за 9 месяцев 2015 года число лиц, уволенных по этому основанию по требованию прокурора, уже составило 64.
Например, в Краснодарском крае уволена служащая, скрывшая сведения о наличии в собственности супруга 39 незавершенных строительством объектов недвижимости и двух земельных участков.
В Липецкой области уволен сотрудник администрации одного из районов, скрывший при представлении сведений о доходах за 2013 год и 2014 год наличие выданных займов на общую сумму свыше 5 млн рублей.
- Удается ли проверять наличие собственности за рубежом?
- Запрет для госслужащих иметь счета, вклады и финансовые инструменты за границей является важным решением для профилактики коррупции, но практика применения этого закона складывается очень сложно из-за отсутствия механизма получения требуемой информации.
В настоящее время данные о наличии счетов, вкладов и финансовых инструментов за рубежом с наибольшей вероятностью возможно получить в связи с осуществлением уголовного преследования за коррупционные преступления путем обращения Генеральной прокуратуры к компетентным органам иностранного государства об оказании правовой помощи. Хотя потребность в получении такой информации чаще возникает на этапах, предшествующих уголовному преследованию.
Определенные шаги для преодоления этой проблемы предпринимаются. По инициативе России и других стран на пятой и шестой сессиях конференции государств - участников Конвенции ООН одобрены резолюции, нацеливающие на более широкое взаимодействие и оказание правовой помощи на стадии доследственных проверок, а также по гражданским и административным делам.
В свою очередь, Генеральная прокуратура принимает меры для практической реализации установленного законом запрета иметь счета и вклады за границей с использованием возможностей Росфинмониторинга и НЦБ Интерпола МВД России.
- К сожалению, уже привычными стали "космические" цифры ущерба от коррупции. Есть ли у прокуратуры объективные данные по этим цифрам и насколько сегодня удается возмещать ущерб?
- Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупционных преступлений за 9 месяцев 2015 года составила 13% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений по Российской Федерации в целом.
За 9 месяцев текущего года по направленным в суд уголовным делам сумма ущерба составила почти 30 млрд рублей. Вместе с тем в ходе предварительного следствия удалось возместить чуть больше 6 млрд рублей, или пятую часть.
Поэтому задача по наращиванию усилий правоохранительных органов является весьма актуальной.
В то же время существенно возросли результаты работы органов прокуратуры по возмещению ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями: в 2014 году сумма предъявленных прокурорами исков увеличилась в 2,7 раза - почти до 1,5 млрд рублей, за 9 месяцев 2015 года составила уже 1,2 млрд рублей.
Значительно выросло и число случаев применения института конфискации имущества. В этом году число осужденных коррупционеров, к которым применена данная мера уголовно-правового характера, возросло в два раза (с 660 до 1463).
Кроме того, у прокуроров есть возможность обращения в суд о взыскании с осужденных за коррупционные преступления сумм неосновательного обогащения.
- Насколько действенна такая мера, как штраф, кратный сумме взятки или подкупа?
- В текущем году кратные штрафы были назначены более 50% осужденных за такие деяния. В то же время анализ практики исполнения судебных решений подтверждает низкую эффективность этого вида наказания. В первом полугодии в доход государства обращено всего 3% от общей суммы по исполнительным производствам о взыскании штрафов, назначенных за коррупционные преступления (340 млн руб. из 13 млрд руб.). В прошлом году этот показатель составил 7%.
Например, в ноябре вступил в законную силу приговор Тверского районного суда Москвы в отношении старшего следователя по особо важным делам ГСУ ГУ МВД России по Москве Сидорова А.В. Он признан виновным в получении взятки почти в 15 млн рублей за непривлечение к уголовной ответственности гражданина, обвиняемого в организации преступного сообщества. Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы и назначил штраф в размере 500 млн рублей.
Очевидно, что в существующем формате этот вид наказания не вполне способствует достижению цели превенции преступлений.
Представляется целесообразным проработать предложения, направленные на совершенствование этого института.
Проблемным остается и взыскание назначенных судом административных штрафных санкций, наложенных на организации по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Сумма таких штрафов растет ежегодно. Если за весь 2014 год в бюджет подлежало взысканию 375 млн руб. (2013 год - 288 млн руб.), то за первое полугодие 2015 года размер наложенных штрафов превысил 332 млн руб. Вместе с тем в прошлом году взыскано лишь 14% (53 из 375 млн руб.).
Для привлечения юридических лиц к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ представляется необходимым ввести новую меру обеспечения - арест имущества юридического лица и запрет на совершение регистрационных действий. Соответствующий законопроект подготовлен Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
- Год назад вы вошли в состав комиссии по космодрому Восточному. Какова была роль прокуратуры и других правоохранительных органов, чтобы вернуть ситуацию там в нормальную колею?
- Строительство космодрома Восточного является одним из самых масштабных проектов, реализуемых сейчас в России, в него привлечены огромные материальные, интеллектуальные, трудовые ресурсы, многомиллиардные бюджетные средства. Необходимо обеспечить соблюдение требований закона всеми участниками строительства на всех его этапах. Прежде всего - целевое и эффективное использование бюджетных ресурсов.
Произошедшие сбои в возведении объектов космодрома явились основанием для прокурорских проверок, активизации правоохранительной системы.
Прокурорами, в частности, обеспечена защита трудовых прав граждан, участвующих в строительстве космодрома. По требованию прокуроров более 50 виновных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, мерами прокурорского реагирования восстановлены права более 20 тыс. работников.
Существенной проблемой явились многочисленные нарушения при организации и проведении государственных закупок организациями, выполняющими функции генеральных подрядчиков. Эти нарушения привели к нецелевому использованию бюджетных средств, а в отдельных случаях - их хищению.
Прокурорскими проверками выявлялись также нарушения, связанные с завышением объемов выполненных работ, несоблюдением сроков строительства космодрома.
Всего за истекший период 2015 года прокурорами выявлено более 2500 нарушений закона, для их устранения внесено 385 представлений, 260 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 280 дел об административных правонарушениях. При этом правоохранительными органами возбуждено 35 уголовных дел.
Беседовал Александр Шашков