Все новости

​Представитель МИД Малайзии: мы видим РФ стратегическим партнером АСЕАН

Страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) хотели бы видеть Россию в качестве своего стратегического партнера, обеспечивающего не только безопасность в регионе, но и стабильный экономический рост. При этом главный потенциал сотрудничества между партнерами скрыт в экономическом секторе, где весьма перспективным представляется движение в сторону создания зоны свободной торговли. Об этом в преддверии саммита Россия - АСЕАН в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал генеральный директор Национального секретариата АСЕАН - Малайзия министерства иностранных дел Малайзии Джоджи Самуэль.

Архитектура безопасности

- До юбилейного саммита Россия - АСЕАН осталось несколько дней. Президент России Владимир Путин в своем приветственном слове к участникам саммита выразил уверенность, что в повестку дня попадет широкий круг вопросов, "связанных с совершенствованием архитектуры региональной безопасности, с поиском новых путей противодействия возрастающим угрозам международного терроризма, воинствующего экстремизма, транснациональной преступности". На ваш взгляд, какие новые подходы к этим вопросом могут быть предложены? Каким вы видите основной круг вопросов, который предстоит обсудить партнерам по диалогу в Сочи?

- Безусловно, на саммите будут обсуждаться как глобальные, так и региональные вопросы, затрагивающие интересы АСЕАН и России. В этом контексте тема безопасности и борьбы с терроризмом, конечно, станет одним из главных вопросов в повестке дня. Мы бы хотели взглянуть на эти вызовы по-новому. Кроме того, хотелось бы обсудить вопросы, касающиеся региональной архитектуры безопасности. В частности, ситуацию на Корейском полуострове. Вопрос реализации ядерной программы КНДР необходимо вернуть в переговорную плоскость. И в этом направлении мы видим роль Москвы как весьма значительную.

Хотел бы отметить важность диалогового партнерства с Россией для АСЕАН. Об этом ранее говорили и премьер-министр Малайзии, и министр иностранных дел, когда в прошлом году наша страна являлась председателем Ассоциации. Россия играет большую роль в обеспечении региональной архитектуры безопасности. Мы высоко ценим ее вовлеченность в такие форматы, как Восточноазиатский саммит и региональные форумы АСЕАН. Как активный диалоговый партнер ассоциации РФ делает достаточно много для сохранения мира, стабильности и безопасности в регионе.

Мы бы хотели двигаться в сторону повышения уровня наших отношений, особенно в части экономики и инвестиций. С 2011 года Россия является восьмым по объему торговли партнером АСЕАН. Ее общий объем в 2014 году составил $22,5 млрд. При этом соотношение торгового баланса - в пользу РФ. Вы экспортируете больше товаров на наш рынок, чем мы на ваш. Такое положение дел позволяет говорить о существующем огромном потенциале в области экономического сотрудничества. Сейчас наступило время больших возможностей, с которыми мы и подходим к юбилейному саммиту Россия - АСЕАН.

В Сочи, как ожидается, будет принята совместная декларация, а также программа действий по развитию сотрудничества на период с 2016 по 2020 год. Прогресс в отношениях между Россией и АСЕАН весьма оптимистичен. Мы можем использовать этот момент, чтобы повысить уровень сотрудничества и сделать наши отношения более интенсивными.

Стратегическое видение

- Вы говорите о выходе российско-асеановских отношений на качественно новый уровень стратегического партнерства?

- Я думаю, что нам следует сосредоточить свои усилия не только в таких сферах сотрудничества, как политика или безопасность, но и реализовать существующий огромный потенциал в области торговли. Потенциал в экономике, действительно, очень велик. Кроме того, необходимо уделять больше внимания прямым контактам между нашими народами. АСЕАН и Россия должны более тесно сотрудничать в социокультурном направлении. К примеру, расширить обмены в сфере образования.

Еще одна область с гигантским потенциалом сотрудничества - это энергетика. Не менее важно наращивать коммуникации в сферах науки и технологий. Некоторые страны Ассоциации, как, например, Малайзия, имеют двусторонние соглашения с РФ, касающиеся научно-технической отрасли. Потенциал же АСЕАН как единого блока здесь пока не использован. Возможной причиной тому стало то, что в предыдущие годы мы в основном стремились к сотрудничеству в политических вопросах и безопасности, ожидая при этом, что они будут полезны и для экономики.

Министр иностранных дел Малайзии говорит о том, что сейчас нам необходимо взглянуть на потенциал России и на те области, где мы можем работать вместе. Кроме тех сфер, что я уже назвал, перспективным представляется и сотрудничество с Россией в вопросе снижения последствий от стихийных бедствий. У РФ огромный опыт в этом вопросе. А страны - члены АСЕАН, к сожалению, часто подвержены ударам стихии.

Как видите, потенциал для нашего сотрудничества огромен. Мы действительно видим Россию своим стратегическим партнером.

Свободная торговля

- В конце прошлого года завершился процесс формирования Экономического сообщества АСЕАН. Могли бы вы оценить первые результаты работы в новом формате? Как подобная трансформация повлияет на отношения с Россией и другими странами, не входящими в региональный блок?

- Экономическое сообщество АСЕАН - это только часть большого Сообщества АСЕАН. Оно, как показало практика, весьма интересно инвесторам из Европы, США, Китая, Японии и других зарубежных стран, поскольку представляет собой огромный рынок с постоянно растущими возможностями у покупателей.

Совокупное население стран - участников АСЕАН превышает 640 млн человек. Среди них много хорошо образованной молодежи. Полагаю, что России следует серьезно рассмотреть наш рынок на предмет инвестиций. Приведу несколько цифр. В 2013 году странами АСЕАН было привлечено $117 млрд иностранных инвестиций, а в 2014 году - уже $136 млрд. С учетом роста инвестиций, которые идут со стороны всех наших диалоговых партнеров, мы видим большой потенциал в этой области.

Экономическое сообщество АСЕАН предоставляет доступ на огромный рынок, где сняты многие барьеры, в том числе тарифные, а также либерализован инвестиционный сектор. Российскому бизнесу просто необходимо прийти на этот огромный рынок и внимательно на него  взглянуть. Надеюсь, что в будущем мы будем вести переговоры о создании зоны свободной торговли между Россией и АСЕАН.

- Вьетнам стал первой из асеановских стран, подписавших соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим Союзом (ЕАЭС). Как вы считаете, было бы полезно подобное соглашение для Малайзии?

- Договор о зоне свободной торговли - это, конечно, уже окончательный результат. Сейчас бы мы хотели взглянуть на детали этого соглашения в интересующих нас областях . Первостепенная задача состоит в повышении уровня сотрудничества между АСЕАН и ЕАЭС, где Москва, как я понимаю, играет главнейшую роль. Мы открыты для восприятия этой идеи. Необходимо изучить наиболее сильные стороны, которые может дать подобное сотрудничество АСЕАН.

- А Малайзии?

- В Малайзии придерживаются аналогичных подходов. Мы открыты для дискуссии. Необходимо комплексно взглянуть на этот вопрос.

- Каких результатов вы ожидаете от предстоящего саммита Россия - АСЕАН?

- Диалоговые отношения между Россией и АСЕАН были установлены в 1996 году. В начале, можно сказать, прогресс был не особенно заметен. Однако Россия начала играть в Юго-Восточной Азии более значительную роль после 2000 года, особенно после того, когда здесь, в Малайзии, в 2005 году прошел первый саммит Россия - АСЕАН.

Тогда же была подписана совместная декларация. Что касается двухстороннего формата отношений, то у Малайзии и России неплохие успехи в научно-техническом секторе и в образовании. В том же направлении необходимо развивать их и с АСЕАН в целом. Как я уже говорил, главный потенциал скрыт на экономическом направлении. Если отношения между Россией и АСЕАН будут экономически сильны, то это придаст вес и политической составляющей.

Мне кажется очень верным подход, что перед саммитом в Сочи пройдет бизнес-форум. Планируется интерактивная сессия между ведущими представителями бизнес-сообщества и политиками. Встречи состоятся перед началом саммита, во время которого лидеры стран уже смогут привнести в переговоры те темы, которые будут подняты представителями реального сектора экономики.

Беседовал Алексей Сковоронский