Юрий Трутнев: люди должны понять, что с Дальнего Востока не надо уезжать
Заместитель председателя правительства РФ, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев в интервью ТАСС назвал очень важным российско-китайский медиатур по Дальнему Востоку, организованный ТАСС и газетой "Жэньминь жибао". Он также рассказал о перспективах участия КНР в Восточном экономическом форуме, российско-китайского делового сотрудничества и развития Дальнего Востока. Беседа прошла в северокитайском городе Тяньцзинь, где Трутнев принял участие в работе "Ежегодного саммита новых чемпионов - 2016", также известного как "летний Давос".
- 26 июня стартовал крупный российско-китайский медиатур по Дальнему Востоку. Как вы оцениваете данный формат сотрудничества?
- Мне кажется, это очень важно, потому что мы сейчас сосредоточились на работе, на том, чтобы как можно быстрее создать новые правовые оболочки и внедрить их в жизнь, чтобы строились предприятия, чтобы у людей не растягивалось ожидание. Поэтому на освещение работы у нас усилий и времени остается чуть меньше, и я крайне признателен за ту помощь, которую средства массовой информации оказывают.
Это важно, потому что Дальний Восток большой, Россия большая. С одной стороны, масштабы работы немаленькие, у нас сейчас с государственной поддержкой идет строительство более 200 предприятий, с другой стороны, это не в каждом населенном пункте строится. И строительство еще только на первых стадиях. Где-то проектирование, где-то прокладка коммуникаций. Поэтому людям нужно об этом рассказывать, это тот тренд, который невозможно без поддержки людей делать. Во-первых, на всех этих предприятиях должны работать люди, они должны понимать, что с Дальнего Востока не надо уезжать, на нем надо оставаться. Такой перелом уже наступает в этом году, уже все меньше и меньше людей уезжает с Дальнего Востока. Снижение, мы считали, в десятки раз. Поэтому, конечно, здесь ваша помощь крайне важна.
- Обсуждали ли вы в ходе нынешней поездки в Китай вопросы, связанные с Восточным экономическим форумом (ВЭФ)? Известен ли уже состав делегации КНР?
- Вы знаете, вопросы обсуждались. Президент Российской Федерации Владимир Путин и на встрече с председателем КНР, и на встрече с премьером приглашал на Восточный экономический форум, говорил о том, что делегация Китая в прошлом году была самой представительной.
Ответ был такой, что наши китайские коллеги стараются, так сказать, не опускать планку, что в этом году делегация Китая также будет представлена на высоком уровне.
Какие-то фамилии сейчас называть, наверное, не очень корректно мне. Наверное, надо задавать вопрос нашим китайским коллегам. Но, еще раз говорю, общее решение таково, что планка снижаться не будет, что делегация будет такой, какая необходима для укрепления сотрудничества.
- А готовятся ли какие-то контракты к подписанию на ВЭФ?
- У нас нет такой работы по подготовке контрактов специально для форума. Мы считаем, что Дальний Восток должен развиваться каждый день, иначе мы просто не успеем. Поэтому я уверен в том, что контрактов будет много, компании работают, готовятся и к форуму, и просто идет текущая работа по массе направлений. Кстати, направлений уже явно гораздо больше, чем в прошлом году, потому что очень многое перешло в практическую плоскость.
Хотя, честно скажу, я использую форум для того, чтобы добиться большей конкретики в ряде важных для нас направлений. Например, 26 июня была встреча с акционерами (российско-китайского) агрофонда. Это такая очень перспективная для нас платформа. Мы договорились, что на форуме будут уже первые проекты агрофонда. Они называют цифру "два", то есть два новых проекта. Будем надеяться, что так и состоится.
Это очень важно, потому что это новая форма работы. С одной стороны, у нас есть рынок продовольствия в Российской Федерации и есть немало земли, на которой можно увеличивать производство продуктов питания, есть, в конце концов, возможность развития аквакультуры, мы тоже этим занимаемся. С другой стороны, есть такой почти неисчерпаемый рынок сбыта. Поэтому может быть очень взаимовыгодное сотрудничество. Но надо сейчас быстро раскрутиться, и форум в этом отношении является удобной точкой отсчета.
- В России планируется увеличить число свободных портов. Как продвигается работа? Ожидается ли приход на эти территории иностранных инвесторов?
- Это очень важный для нас этап. Я сейчас наиболее, скажем так, внимательно отношусь к двум моментам. Во-первых, к закону о дальневосточном гектаре, потому что он только начинается. И мы вообще создаем полностью новое правовое пространство. Оно нуждается и в мощной информационной базе, и в хорошем сервисе. Там просто переучиваться надо, целую систему новую создавать.
Это одно направление, а второе направление - как раз то, о котором вы сказали. За свободный порт Владивосток я сегодня более-менее спокоен, потому что я вижу, что процесс пошел, что с каждым приездом количество резидентов увеличивается, возникают новые проекты, там какой-то очереди у дверей не наблюдается, то есть людей не держат, не мешают им заходить. Это правильно и хорошо. Но для нас предельно репутационно важно, чтобы точно так же начали работать другие свободные порты.
Взять и клонировать несколько свободных портов, наверное, будет пока сложно. Поэтому надо вместе с коллегами из Министерства по развитию Дальнего Востока, с губернаторами очень точно проработать систему управления в каждом новом свободном порту, сделать так, чтобы, упаси Господи, ни один свободный порт не остался на бумаге. Там, где необходимо, я буду выезжать сам обязательно, но я уверен в том, что коллеги к работе подключатся. Нельзя обмануть ожидания людей, нельзя сделать так, что мы свободный порт создадим, а дальше все останется как было. Поэтому в каждой территории, где будет свободный порт открыт, надо разобраться, что надо сделать, чтобы это реально работало, было востребовано людьми и новые инвестиционные проекты возникали.
- Как развивается сотрудничество в области транспортных коридоров? Когда планируется достроить мост через Амур?
- Мост на Амуре строится, там есть такая деталь, связанная с нашими китайскими коллегами, которые немножечко притормозили свое участие в проекте. Причем притормозили, так скажем, по не очень понятным основаниям. Мы с ними об этом говорили, они сказали, что все это будет устранено. Но пока мы просто взялись за оставшуюся часть моста - 300 метров - своими силами. Надеюсь, что и наши коллеги из Китая снимут те препятствия, которые у них в работе почему-то появились, помогут нам, как это изначально было запланировано, завершить проект.
Что касается коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", мы встречались с руководством компаний, которые выступают с китайской стороны как возможные партнеры по реализации данного проекта, и прямо по шагам проговорили, что надо успеть сделать. И здесь тоже, скажу честно, я воспользовался временной планкой (Восточного экономического) форума. Мы договорились о том, что ответы на самые важные вопросы о том, какая организация, в какой юрисдикции находящаяся, будет заниматься строительством коридоров, каким образом будет сконструирован механизм обеспечения и гарантий, какие механизмы финансирования будут применяться, надо постараться найти к Восточному экономическому форуму.
Это не значит, что в день Восточного экономического форума стартует проект, но это значит, что мы выйдем на тот уровень подготовки, который позволит доложить этот проект президенту Российской Федерации. Пока проект доложен ему в форме идеи, и в форме идеи он им одобрен. Но это пока только идея, это не проект. Если это удастся за два месяца сделать, я считаю, что это будет хорошим результатом.
- Какие направления инвестиционного сотрудничества России и Китая вы считаете самыми важными?
- Мне кажется, что нет самых важных направлений и нет самых неважных. Нам иногда говорят, особенно когда начинаем двигаться, какой-нибудь новый механизм внедряем: "Что вы там придумали? Неужели вы считаете, что за счет этого вы разовьете Дальний Восток?" Мы говорим: "Нет, только за счет этого не разовьем. Разовьем за счет всего многообразия инструментов, а это один из них". Так и здесь.
Производство продуктов питания, логистика, промышленность - очень много направлений, которые сейчас могут сыграть свою роль. И очень много деталей. Например, без изменения таможенных режимов (транспортные) коридоры не работают, они просто не нужны. Потому что расстояние будет ближе, а длительность больше за счет процедур. Поэтому вся эта дорога - и по свободному порту, и по дальневосточному гектару, и по программе развития Курильских островов, и по Комсомольску-на-Амуре, и по многим-многим другим направлениям,- она состоит из деталей, которые надо решать каждый день. Собственно говоря, необходим такой механизм управления развитием. Мы создали его в рамках Министерства по развитию Дальнего Востока и всех сопутствующих институтов. Сейчас надо его до конца научить работать, тогда мы точно победим.
- Интерес к проектам на российском Дальнем Востоке проявляет не только Китай, но также и Япония. Не опасаетесь ли вы, что может возникнуть излишняя экономическая конкуренция между этими странами?
- Я вообще считаю, что конкуренция излишней не бывает. Это как соревнования. Как может быть излишней конкуренция?
Японцы, действительно, на последних переговорах, которые проходили в Токио, продемонстрировали, на мой взгляд, совершенно новый уровень заинтересованности в сотрудничестве с Россией. Уверен, что во многом это стало результатом встречи премьер-министра Абэ и президента Российской Федерации Владимира Путина. Но у них, например, как новое направление (сотрудничества) возникло развитие медицины.
Немножко разные сферы сотрудничества, я пока не вижу какого-то жесткого столкновения интересов. А самое главное, мне кажется, что у нас абсолютно прозрачная позиция: Россия - страна, открытая для сотрудничества, открытая для инвестиций. Мы с удовольствием будем воспринимать предложения и из Китая, и из Японии, и из Кореи, и из других окружающих нас азиатско-тихоокеанских стран. Впрочем, и с других территорий мира тоже.
Хотя, скажу честно, то, что сейчас возникает именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, мне нравится больше, как-то ближе по ментальности, потому что здесь развитие гораздо динамичнее. Европа находится в таком сонно-удовлетворенном состоянии, в котором можно многое проспать. Тоже есть компании, которые проявляют интерес. Мы также и с ними работаем, но здесь (в АТР) компании динамичнее, здесь само по себе движение гораздо быстрее, точнее. Люди очень спешат работать. Некоторые корпорации, с которым в ходе поездки удалось познакомиться, скажу честно, очень впечатляют. Они молодцы, они очень быстро двигаются. И то, что они делают, конечно, угрожает цене на нефть, сбыту невозобновляемых источников энергии. Но в то же самое время это действительно реальный завтрашний день, это интересно.
Беседовал Олег Трутнев