4 августа 2016, 09:00
Интервью

Рамазан Абдулатипов: Кавказ сохранил себя благодаря патриархально-родовым традициям

Рамазан Абдулатипов. Сергей Бобылев/ ТАСС
Рамазан Абдулатипов

В день своего 70-летия глава Дагестана рассказал ТАСС о своей жизненной философии, принципах управления многонациональной республикой и планах превращения Дербента в туристическую Мекку

4 августа главе Дагестана исполнилось 70 лет. В интервью ТАСС в день юбилея Рамазан Абдулатипов рассказал о своей жизненной философии, принципах управления многонациональной республикой, планах превратить Дербент в туристическую Мекку и подготовке кадров для регионального турбизнеса. 

- Рамазан Гаджимурадович, прошел год с момента празднования двухтысячелетнего юбилея  Дербента. Каждый, кто приезжает в Дербент, видит как он обновился, сколько было сделано в преддверии и после празднования юбилея. Но увеличилось ли число туристов, желающих ознакомиться с ним, его историей?

-  Древний Дербент привлекает туристов и с точки зрения культуры, и с точки зрения истории, традиций. По разным легендам и историческим источникам, в нем побывали Александр Македонский, Чингисхан, почти все иранские и турецкие завоеватели. После прихода в город Петра I началась уже петровская история Дербента. Это сближение с Россией. Кстати, одним из первых его указаний было привести в порядок крепость Нарын-Кала.

А количество туристов после празднования юбилея Дербента увеличилось более чем в 10 раз. На днях я был там и тоже встретил несколько групп из Брянска, Рязани. Туристы открывают для себя город.

- На концерте, посвященном Дню Конституции Дагестана, который проходил в Нарын-Кала, вы сказали, что в крепости вместо временной сцены в скором времени будет создана стационарная и на ней будут проходить концерты, которые станут одной из визитных карточек города. Какие еще объекты планируется построить для привлечения туристов?

- Вопрос создания концертной площадки в Дербенте решен. Мы поговорили с Керимовым (Сулейман Керимов - российский предприниматель - прим. ТАСС), и он подарил городу сцену. В Дербенте должна развиваться не только туристическая, но и культурная жизнь. Просто ссылаться на то, что городу 5 тысяч лет или 2 тысяч лет, но ничего не делать, значит остановиться в развитии. Есть бренд - Дербент, и его надо раскручивать дальше, пользоваться этим брендом, зарабатывать на нем.

Я специально устроил этот концерт, чтобы показать, что на таких выступлениях можно зарабатывать, как, например, зарабатывает амфитеатр в итальянской Вероне, в котором проходят оперные фестивали… Необходимо создавать конкурсы "Лучшая песня о Дербенте", "Лучший голос Дербента" и другие, чтобы площадка получила известность. Надо просто активнее работать.

И еще есть гора Джалган вокруг Нарын-Калы. Я недавно впервые походил по ней, и понял, что она нравится даже больше, чем сама крепость. На горе уникальные лес, тропинки, родники… Вот эту гору надо оживлять. Здесь мы планируем создать парк, который будет состоять из трех частей и охватит примерно семь километров вокруг крепости. В нем будут созданы пешеходные дорожки, а также все возможности для конных прогулок и отдыха. Первую часть парка планируем открыть в 2017 году. 

А вот главная задача на этот год - это обустройство набережной Дербента. Более полумиллиарда рублей на это будут выделены из федерального и регионального бюджетов. Вы сами видели: хороший город, а набережная уничтожена. А в перспективе надо восстановить и порт, хотя бы пассажирский, что позволит устраивать для отдыхающих морские круизы.

Есть в планах республики и строительство аэропорта рядом с Дербентом, открытие которого позволит увеличить турпоток в регион. Мы ведем переговоры с предпринимателями, ищем инвестора.  Думаю, что этот вопрос нужно решать. Планы насчет его появления не изменились.

- Во времена СССР в Дагестан ходили туристические поезда. Сейчас в Ингушетии есть "Чайный экспресс", а планируется ли в Дагестане такой вид туризма?

- Только что мы разговаривали с начальником Северо-Кавказской железной дороги, и как раз обсуждали эту тему. Например, из Баку прицеплять к обычному составу туристические вагоны, и на двое суток привозить на них отдыхающих в Дербент. Такие же вагоны отправлять из Дербента в Баку с туристами из Дагестана. Сами вагоны будут гостиницей на колесах - со всеми условиями. Таким образом - люди выехали на двое суток, отдохнули, посмотрели достопримечательности, после чего их вагоны прицепят к составу и отвезут обратно.

Такие же туры мы планируем организовать и по Северо-Кавказскому региону. Сейчас мы обновляем парк вагонов. Частично мы обновили состав "Махачкала - Санкт-Петербург": будет выделено 17 купейных вагонов для обновления состава, курсирующего по маршруту "Москва - Махачкала", а также 20-30 плацкартных. Так что эта работа проводится.

- Как решается проблема кадров для индустрии гостеприимства?

- С кадрами очень тяжело. Молодых кадров очень мало, их надо готовить. В том числе мы говорим о развитии курортного бизнеса. Мы обсуждали этот вопрос на Матласе с главой Минкавказа Львом Кузнецовым, ведь при создании матласского туркластера необходимость в них также возрастает. Но мы уже предпринимаем определенные шаги.

- Ранее в Дагестане было не менее 60 вузов и филиалов, но мы знаем, что число их в последнее время сократилось. Как вы намерены решать проблемы качества подготовки специалистов в республике?

- Мы сделали очень крупную работу - проверили все филиалы (в республике - прим. ТАСС). Выяснилось, что из них только 12 более или менее работают нормально, остальные занимались продажей дипломов. Эту проверку мы провели вместе с прокуратурой. Я поставил задачу перед Минобразованием, Рособрнадзором, которое очень активно с нами взаимодействует: будем сокращать вузы неэффективные, формальные, коммерческо-спекулятивные и т.д., нам это не нужно.

Многие вузы работают на допотопном уровне. Надо повышать качество - у нас очень низкий уровень подготовки специалистов. Плохим образованием и взяточничеством эти горе-преподаватели портят карьеру дагестанцам, жизнь. То же самое касается подготовки учителей. Очень низкий уровень.

Вообще многие вузы работают на допотопном уровне. Будучи ректором, я два с половиной года боролся в своем университете, чтобы внедрить балльно-рейтинговую систему оценки работы каждого преподавателя, каждой кафедры. Надо повышать качество - у нас очень низкий уровень подготовки специалистов, почти по всем вузам страны.

И следующий момент - вузы подчиняются федеральному центру, по общим принципам я понимаю, но оперативное управление хотя бы должно быть у субъектов. Если этого нет, то потом мы расхлебываем проблемы из-за тех кадров, которые они для нас готовят. Если бы это было в нашем ведении, то может быть, у нас были бы другие требования.

Систему нужно построить так: общефедеральные стандарты устанавливает Федерация, потому что должно быть единство образовательного пространства, но все остальные вопросы должны решаться, в том числе, и через региональные власти, которые исходят из потребностей республики… Плохим образованием и взяточничеством эти горе-преподаватели портят карьеру дагестанцам, жизнь. То же самое касается подготовки учителей. Очень низкий уровень.

- А много выпускников уезжают из Дагестана и поступают в другие вузы?

- Очень много поступают, но, к сожалению, мало возвращаются. Я в прошлом году устроил встречу с отличниками московских вузов - дагестанцами и пригласил их на работу. Приехали 12 человек, из них устроились на работу двое. Я в этом году дал задание нашему постпредству (Постоянное представительство республики Дагестан при Президенте РФ в Москве - прим. ТАСС), чтобы целенаправленно хотя бы 20-25 человек взяли под контроль. И чтобы не стихийно было: кто-то приехал, походил вокруг Дома правительства и уехал обратно. Сразу нужно знать, какая у него специальность, закрепить его за министром, и чтобы министр знал через год, как новый специалист работает, какие у него перспективы.

- Вы много делаете для сохранения самобытной культуры народов Дагестана. Но сейчас на Кавказе многие девушки предпочитают носить хиджабы вместо национальной одежды. Как Вы считаете: можно ли повернуть вспять эти тенденции, вернуть людей к своим традициям?

- Если оставляется своя культура будет обязательно влияние другой, потому что культурное пространство пустым не бывает. И второе: если культура уменьшается, то это пространство заполняется невежеством. Это законы развития культуры. И следующий момент. Главный закон развития культуры, это закон преемственности. Если мы на каком-то этапе прервали развитие культуры, традиций и т.д. потом восстановить очень трудно. У нас такое произошло после развала Советского Союза не только в Дагестане, но в целом по России.

В постсоветском пространстве мы стали уделять культуре меньше внимания. Подумали, что культура тоже может регулироваться рынком. А культура - это такая сфера… Вот мы же говорим, что фундаментальную науку нельзя отдавать на рынок, а это тоже фундаментальная культура. Традиционные культуры есть культуры фундаментальные, потому что никакая другая культура - коммерческая, информационная и прочие - не формирует целостного мировоззрения. Целостное мировоззрение формирует только традиционная культура, потому что это тысячелетний опыт.

Почему начали надевать арабскую одежду!? Потому что мы сняли свою национальную одежду с женщин, и теперь они вместо нее отдали предпочтение арабской. Ничего против этого стиля я не имею, но свое надо сохранять. Наш кавказский свадебный костюм в мире считается одним из самых красивых костюмов. Почему-то мы стесняемся его.

Когда я был ректором университета я разработал программу по созданию центров традиционной культуры народов России. Опираясь на нее, в течение двух лет после моего возвращения во всех районах и городах республики были созданы Центры традиционной культуры, а сейчас они приходят в крупные села. Где-то работают очень хорошо, где-то еще примитивно, но такая работа идет. Люди возвращаются к своей одежде, к своим традициям.

Дагестан, Кавказ - это общество традиционное, но и здесь тоже начали разрушаться. Иногда в Москве говорят, что вот у вас там патриархально-родовые традиции, и надо с ними бороться. Не надо бороться! Мы сохранили себя благодаря этим патриархально-родовым традициям. В частности, трагедия русского народа и многих наших народов как раз заключается в том, что патриархально-родовые традиции оказались разрушенными. Это происходит, если человек не знает, где его род, где его родственники, где близкие… Это родник, от которого начинается река.

- Так может это чужеродное влияние от нас само собой уйдет?

- Не так все просто. Я сейчас стараюсь инициировать ношение национальной одежды, но этому пока мало еще кто поддается. Почему начали надевать арабскую одежду!? Потому что мы сняли свою национальную одежду с женщин, и теперь они вместо нее отдали предпочтение арабской. Ничего против этого стиля я не имею, но свое надо сохранять. Наш кавказский свадебный костюм в мире считается одним из самых красивых костюмов. Почему-то мы стесняемся его. Я к свадьбе сына написал наставление к свадебному торжеству. Я там пишу, что надо иметь оба костюма. Европейский - в первый день можно выйти в этом костюме, а во второй день - в национальном. Вот сейчас у меня сын женился, и они были в европейской одежде. Сейчас они уехали в горы. Там тоже проведем свадьбу, и они уже будут в национальных костюмах.

- 4 августа у Вас юбилей. Что бы Вы сами для себя пожелали в этот день?

- Первое - чтобы жена и многие другие женщины всерьез не восприняли мой 70-летний возраст. Второе - чтобы дагестанцы, которые еще сомневаются во мне и временами критикуют, отбросили сомнения. Потому что не верить 70-летнему человеку - это неприлично, как минимум. Третье - чтобы тем, кто только наблюдает или мешает развитию республики, было стыдно видеть, как работает 70-летний человек на благо Дагестана в то время пока они прожигают жизнь в свое удовольствие. Отдыхать тоже можно, только для этого есть свое время.

Знаете, я прочитал у одного человека очень хорошие слова. 93-летнего мужчину спросили: «Вы старый»? Он ответил: «Вы знаете, если то, что сделал человек, больше, чем то, что он собирается сделать, - он старый. Если то, что собирается сделать, больше, чем то, что сделал, - значит он молодой». Я собираюсь сделать больше, чем я сделал до сих пор.

Для меня должность главы Дагестана - священна, потому что президент назначил, народ избрал через парламент. Но вместе с тем, если меня, например, завтра снимут, для меня это не станет трагедией в отличие от многих других людей, которые, кроме работы, больше ничего не умеют. Потому что я хочу сидеть и писать. Я могу написать философское сочинение, стихи, создать картину, сочинить музыку. Сейчас хочу попробовать себя в создании скульптур. Временами как раз должность мешает моей самореализации.

А некоторые думают, какой счастливый - едет в машине, с сопровождением, большой кабинет у него и т.д. Это все тоже важно, наверное, но увлекаться не следует, создавая из этого культ. Однажды, когда пришел к власти Кириенко (Сергей Кириенко - председатель правительства России с апреля по август 1998 года - прим. ТАСС), я остался без работы. У меня спросили тогда: какую должность вам дают? А я ответил: «Моя должность - Абдулатипов»! То есть надо сохранять свою личность и, если ты сохранил свою личность и умение работать, то остальное можно достичь, было бы здоровье… Я, например, мечтаю ездить по стране и выступать с лекциями о народах России, о культуре.

Вообще после такого возраста, по-моему, надо давать даже такую должность «помощник Президента по просветительской деятельности». А почему бы нет? Лучше меня о дружбе народов никто не расскажет, потому что я жизнь на это отдал. У меня даже есть такое изречение по Дагестану: в России, якобы,184 народности, и я говорю, что у меня на сердце 184 шрама - переживаний за наши народы, после развала Союза… Да и во время Советского Союза многих обидели, не всегда считались с ними. А народы - это, прежде всего, культурный феномен, это не экономическая и не политическая категория. Это культурная категория. А нация, как государство - это уже гражданская, политическая категория.